Остановились у Распятия, но не перешагнули через него

Oct 25, 2014 22:55

Оригинал взят у foma_didim в

Остановились у Распятия, но не перешагнули через него

Вчера сходили с женой на рок-оперу "Иисус Христос суперзвезда". Ребята пели очень хорошо, драматическая часть хромала на обе ноги. Но уже к финалу в горле стоял крепкий комок. Но это не искусство пособило, а Событие. И главное ощущение вечера было таким: что же мы натворили. Так что катарсиса не получилось.

Тем более досадно было видеть людей, выходящих из зала. Взбудораженных, оживлённых, довольных представлением. Как будто бы им списали старые долги и снова разрешили выйти во двор погулять. Как будто бы ничего и не произошло. Хотя совершенно ясно, что ничего не должно развиваться в Душе после увиденного, кроме как стыда. Как в писании: "и народ возвращался оттуда, бия себя в грудь". Пилат им хорошо сказал: собаки вы. А потом Христу: посмотри, за кого Ты идёшь на смерть. Так это и остаётся.
Было бы органично, если бы Христос, войдя в ад, по преданию, первым вывел бы оттуда за руку Иуду. И в постановке была такая точка, куда такой сюжет можно было бы воткнуть. Потому что Иуда перед смертью успел покаяться. И всё, что он сделал, было не от хорошей жизни, а от глубокого отчаянья (Вебер это точно почувствовал). К тому же, у Иуды был дублёр - другой Иуда. И если бы на этом вонючем старте погиб один космонавт, то всегда нашёлся бы другой. Потому что такова была структура момента. И у Иуды была своя Гефсимань; мало кто об этом знает.

А эти - нет; у них и повода нет для покаяния. Они привыкли жрать своего Бога и пить Его кровь; так они спасаются. Как Писатель в "Сталкере" говорит: "они ничего не желают знать, они только жрут. Вынь сердце - сожрут и Душу, и сердце". Поэтому Бог призывается быть непрерывно распинаемым; этот мясокомбинат должен работать круглосуточно, иначе мы не успеваем спасаться. Сожрал хорошего человека - и сам сделался немного лучше от этого. Богедение.

Связь Распятия с Воскресением такова, что жертва Бога призвывает ответную жертву человека, чтобы восстановить Единство в Любви. Но здесь у нас разрыв. Умом мы это выкупили, что так должно быть, ради этого всё и затевалось. Сердце же говорит так: "Берлиоз погиб под трамваем. Но мы-то живы. В самом деле, не пропадать же куриным котлетам де-воляй? Чем мы поможем Михаилу Александровичу? Тем, что голодными останемся?"

Христос погиб, Его убили? О да. Но тут произошло чудо, и Он воскрес. И это большая удача, это списывает все косяки прошлых периодов. Это - голливудский хэппиэнд. И мы находимся в объятиях этой иллюзии, мы заворожены ею. Почти все; кроме, пожалуй, непосредственных участников События. Кроме первой Марии, потерявшей сына, проклявшей народ и рассыпавшейся на части. Кроме второй Марии, потерявшей мужа. Кроме Иуды, принёсшего себя в ответную жертву и рассыпавшегося тоже. Им, ветеранам эона Рыб, голливудские финалы не сдались. Им нужно, чтобы пришёл Христос и вывел их из ада беспросветного отчаянья. Чтоб воскреснуть вместе с Ним.

PS. Наше наказание за содеянное - оставаться прикованными к своим камням в этой Матрице, словно бы булгаковские Пилаты, в ожидании своего часа, когда раскуют, выпустят на свет, перестанут подавать платок. Перестанут тыкать этим кровавым платком в нос, говоря: убийцы и предатели. Наши мегастоны измаялись в этой тюрьме из непрерывных воплощений, которые никуда не ведут. Это тупик, без сомнения. Вот так и Симеон Богоприимец дожидался смерти: "ныне отпущаеши". Так же и мертвецы в подгорном проходе дожидались возвращения Исильдура. Это тоже часть пролонгированной мистерии.

задуматься, вера

Previous post Next post
Up