Оригинал взят у
sobolev_sv в
На фабрике Tesla надрываются нелегалы. А вы ожидали роботов?Специально для поклонников топового блогера Олега Макаренко ака ФрицМорген низвергающего регулярно хрень с умным видом, изрядно задолбавшего пугаловками про роботов в стиле мывсеумрем выживут только самые хитрые они же свидетели секты Фрица
Руслан Карманов, для РИА Новости
Рабочий на заводе Tesla в Фремонте, Калифорния
Одним из проявлений эскапизма - психического бегства от каких-то неприятных и "непонимаемых" вещей - является ожидание скорых перемен масштабного характера.
Кто-то ждет, "когда в Америке вулкан проснется". Кто-то в ожидании термоядерного синтеза, а кто-то - базового безусловного дохода.
Объединяет все эти ожидаемые события то, что, с точки зрения ждущих, сам факт того, что вот-вот случится, позволяет легально и без дополнительных оправданий уделять текущим событиям меньше внимания и оценивать их поверхностно.
Особый интерес представляет ожидание скорой смены экономической или производственной парадигмы планетарного масштаба.
Обычно это обрамляется различными терминами типа "новый промышленный уклад" или "промышленная революция", однако суть рассуждений и логика подхода к проблеме в корне остаются теми же: "Какой смысл сейчас что-то делать? Вот-вот произойдут такие огромные и ослепительные изменения, что только успевай охать да восторгаться; все как-то вот само по себе станет как в сказке".
Повсеместная и массовая роботизация - один из таких случаев.
Рассказам вида "в специальных странах типа Японии все давным-давно делают роботы" уже не первый десяток лет: еще во времена позднего СССР подобные мифы (вкупе с аналогичными "в Швейцарии все дороги каждый день с шампунем моют") служили для пробивания дыр в общественном сознании про "как же у нас все на самом-то деле плохо".
Общая канва с тех пор не меняется: "в нормальных-то местах все делают не люди, а роботы, а люди просто так получают огромные деньги за то, что просто наблюдают за этим и сами ничего не делают". Подспудное проецирование своих личных мечт о непыльной и престижной работе высокооплачиваемого надсмотрщика над кем-то, да хоть и роботами, - заметно невооруженным взглядом. Но сейчас не про это.
Для укрепления мифа о вот-вот роботизации (с обязательным подчеркиванием, что всякие неправильные люди массово потеряют работу, а хитренькие и вовремя пристроившиеся, к которым относят себя говорящие, - наоборот, только выиграют) часто используются различные новости вида "Компания X автоматизировала все производство", на поверку являющиеся или вымыслом, или "довираньем" реальности в разы, а то и на порядки. Это, впрочем, никак не мешает ожидающим чуда сделать выводы: "Ну вот и все. Как и предполагалось. Ну вот и началось".
На днях изданию The Guardian удалось сделать чудо в этом направлении - пообщаться с рабочими на фабрике Tesla во Фримонте, в результате чего появилась статья[1] с названием "Tesla factory workers reveal pain, injury and stress: ‘Everything feels like the future but us‘". То есть "Работники фабрики Tesla рассказывают о боли, травмах и стрессе: "Все похоже на будущее, кроме нас".
Статья описывает реальную ситуацию на одном из олицетворений мечт и чаяний про роботизацию и автоматизацию - заводе фирмы Tesla во Фримонте.
Рабочие на заводе Tesla в Фремонте, Калифорния
Ситуация достаточно проста. На заводе действительно работает много роботов, просто фамилии у них типа "Санчез". Работают роботы по 10-12 часов. В основном нелегально, так как легально столько работать по договору нельзя. Это делает, кстати, ощутимо понятнее причины удивительно стройного хора голосов "калифорнийских хай-тек-фирм" на тему иммиграционного указа Трампа[2] - ведь без роботов Санчезов имитировать хай-тек станет окончательно невыгодно.
Суперроботизированная хай-тек-фабрика использует труд более 10 тысяч сотрудников, чтобы произвести немногим более 50 тысяч единиц автотранспорта в год. Учитывая, что у электромобиля количество узлов изначально ощутимо ниже, чем у обычного, плюс то, что на заводе ведется крупноузловая сборка (то есть "теслы" собираются из готовых компонентов; завод во Фримонте - это изначально сборочный цех "Тойоты"), ситуация выглядит еще более удручающей. Просто "сказочная" и "постоянно растущая из-за оптимизации" эффективность производства получается. Это уровень автоматизации примерно довоенных производств первой половины прошлого века.
При этом производству не месяц и не год, ему около 10 лет. Что же будет с мифом "постоянно и непрерывно идут оптимизация и улучшения, все постоянно прогрессирует и само по себе становится все более оптимизированным и эффективным, иначе просто быть не может"?
Да ничего, в общем-то, не будет. Миф отлично умеет жить в отрыве от реальности. Кроме того, имеет место эффект ложной аналогии, когда прогресс в какой-то из "знаковых" отраслей выдается за "типовой для всех": "Вот процессоры постоянно увеличивают производительность, и флэшки становятся все более емкими - а значит, так во всем, на чем наклейка "хай-тек". Именно этот миф прекрасно помогает преодолеть неудобные факты верующим в чудо.
Рабочий на заводе Tesla в Фремонте, Калифорния
По интернету бродят массовые рассказы на данную тему, выполненные в стиле мозаики - это известный метод для создания иллюзии всеохватности процесса. Каждый из них имеет вид "Фирма A полностью отказалась от человеческого труда на производстве в городе Х" - с обязательным добавлением пачки выводов средней степени безысходности. И обязательным "заминанием" неудобных деталей. При нужной регулярности подачи у читающего создается ощущение глобального неотвратимого процесса, а на любую попытку осмыслить происходящее вырабатывается реакция "не время сейчас рефлексировать, когда такое-то ослепительное вокруг происходит". Так проходят годы ожиданий.
Часть таких рассказов я вижу сам. Проживая на острове Гонконг, наблюдал за тем, как строилась новая линия метро. Небольшая, из пяти станций, служащая задаче "чтобы сквозь гору по тоннелю и в объезд не нужно было ездить". Одним из ключевых признаков технологичности линии заявлялось то, что поезда на ней будут без машинистов. На тему этого местная пресса очень долго упражнялась в обсуждении прорывного и технологичного будущего.
В реальности все восемь составов, перемещающихся по этой линии, действительно являются беспилотными. И это минус 16 рабочих мест. Проблема разве что в том, что управляются эти составы из специального депо, в котором работает около 90 человек - исключительно на специфичной задаче управления беспилотными поездами.
Безусловно, развитие технологий идет, но, увы, вечное ожидание специальной ситуации смены уклада, после которой, по идее ожидающих, все резко станет правильно и хорошо, можно считать одним из заболеваний современности и не более.
"Deus ex machina", в современном фольклоре переводящаяся как "Робот прийде, порядок наведе", - бацилла, поражающая силу воли и сознание.
ria.ru/analytics/20170522/1494774531.html
http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=12827