Ко мне обратилась гражданка Корягина Лариса за советом и помощью в трудной ситуации.
В декабре 2009 г. её несовершеннолетний сын Дмитрий (1993 г.р.) с компанией отдыхали в кафе. В кафе у них произошел конфликт с неким Раздобреевым (примерно 40 лет). Дмитрий в процессе разговора несильно ударил Раздобреева по лицу. После этого Раздобреев вступил в конфликт с неким Бессоновым, у них была продолжительная драка. После драки Раздобреев ушел из кафе. Через 2 дня он скончался от разрыва селезёнки. Обращаю внимание на то, что эту травму он мог получить не только в кафе, но и в течение 2-х следующих дней.
Далее начинают фигурировать сотрудники милиции (в том числе милиционеры из Читы) и работники следственного отдела при прокуратуре (МСО СУ по Заб.краю СКП РФ, руководитель С.В.Гальченко, следователь - Ботоболотов).
В начале августа 2010 г. Дмитрия Корягина обманным путем завлекли в милицию якобы опознать какую-то фотографию. Потом признались в том, что его обманули и начали допрашивать о событиях 8-месячной давности, произошедших в кафе. Разумеется Дмитрий мало чего помнил, ведь прошло столько времени.
Не была приглашена мать Дмитрия как законный представитель несовершеннолетнего. Когда Лариса Корягина пришла в милицию чтобы присутствовать при допросе, её продержали в фойе около часа и только потом предоставили ей возможность пройти в здание и самой искать кабинет следователя. Потом ей сказали, что всё очень серьёзно, её сын виновен в нанесении травмы Раздобрееву, от которой он скончался. Глядя на этого парня среднего телосложения, совсем не амбала и не качка, с трудом верится в то, что он будучи 16-летним подростком одним ударом в лицо разорвал 40-летнему мужику селезёнку. Абсурд.
Во время последующих встреч следователи СО и работники милиции предлагали Дмитрию и его матери взять всё на себя и подписать признательные показания. При этом обещали, что если не признается, то получит большой срок «строгача», а если признается, то дадут 4 года условно и он останется на свободе.
16 августа проводили опознание Дмитрия свидетелями. Это происходило в следственном отделе. Были приглашены понятые сомнительного вида, неопрятно одетые, у одного лицо в шрамах. Один из них вообще оказался из п. Таптугары. Трое свидетелей показали на Дмитрия и сказали, что он дрался с Раздобреевым. Нам удалось выяснить, почему один из свидетелей Вячеслав Ахапкин дал такие показания. Следователи ему сказали, что Корягин подписал явку с повинной, что теперь нет никакой разницы, что его всё равно посадят, поэтому покажи на него и скажи то-то.
Не вынося никаких постановлений, не предъявив обвинения, не подтвердив ничем официально, что Дмитрий Корягин из свидетелей становится подозреваемым, следователи и милиционеры предложили им воспользоваться услугами бесплатного адвоката. А если они наймут платного, то пусть делают это срочно и сообщат им, кто этим адвокатом будет.
И еще. Лучшего друга Дмитрия - Вячеслава Зозулю, так же несовершеннолетнего (1993 г.р.), тоже обманным путем завлекли в милицию для дачи показаний. При этом совсем забыли пригласить родителей.
Эта история взята на контроль мною и Забайкальским правозащитным центром.