Картина, которую никто не увидит. Прогулки по Коломне

Jul 31, 2013 11:14

Оригинал взят у moyka102 в Картина, которую никто не увидит. Прогулки по Коломне
Среди любителей и знатоков от искусства бытует шуточная легенда, которой они любят делиться с теми, кого считают полными профанами в истории живописи. Суть истории в том, что, будто бы в одной из стен дома 135 на канале Грибоедова замурована знаменитая картина Репина «Приплыли». Именно этим и объясняется запущенность исторического памятника - большого доходного дома, где жил и работал Репин, - мол, никто не решается на капитальный ремонт, бояться повредить картину. Все это конечно не так, и правда в этой истории только та, что дом купца Григорьева долгих 13 лет была постоянным местом жительства и мастерской Репина.




Иван Ефимович, который до того сменил множество адресов как в столице, так в русской провинции и за границей, вернулся в Петербург с женой и детьми в сентябре 1882 года. Для себя и семьи он снял квартиру на втором этаже дома, стоящего на излучине Екатерининского канала. В Петербурге он жил и прежде, сменив, с 1862 по 1876 годы, - шесть адресов. И все - на Васильевском острове. При этом город был ему не сказать, что по нраву. Северная столица у художника ассоциировалась с холодным, неуютным пространством: «Порхавшие сначала в виде белых мотыльков снежинки усилились, шел настоящий, сухой, зимний снег; быстро заметал он следы по горам от спусков срубленных дерев вниз; становилось холодно, грезился Петербург и еще что-то неприятное...»



И. Репин «Невский проспект», 1887

Но на этот раз Репин поселился в Коломне, и это все переменило! Удаленность от парадного центра, или особая живописность места повлияли на восприятие города, но как только устроились в новом жилище, Репин написал своему другу, В.Д. Поленову письмо, в котором заметил: «Да, брат, никогда еще Петербург мне так не нравился, как теперь!».
Через некоторое время  Репин добивается того, чтобы дом надстроили дополнительным этажом-мансардой, и переселяется со своим семейством в просторную семикомнaтную квартиру на четвертом этаже. Над квартирой оборудовали мастерскую, куда прямо из комнаты Ильи Ефимовича вела деревянная лестница.



И. Репин «В мастерской И.Е.Репина. Рисовальный вечер», 1882

Без преувеличения можно сказать, что годы (с 1882 по 1895 гг.), проведенные в Коломне, стали периодом расцвета его таланта. Здесь он написал наиболее известные свои работы: «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Арест пропагандиста», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди» и многие другие, в том числе - портрет человека, который мог случиться только в Петербурге - титулярного советника Аксентипа Ивановича Поприщина, героя повести Николая Васильевича  Гоголя «Записки сумасшедшего».



И. Репин «Портрет титулярного советника Аксентипа Ивановича Поприщина», 1882

Дом 135 на канале Грибоедова был построен в 1880 году для крупного домовладельца К. И. Григорьева архитектором Павлом Петровичем Нарановичем. Недалеко (Старо-Петергофский проспект, 19) находится другое его здание с не менее любопытной историей и судьбой.



Всего же в Петербурге по чертежам Нарановича построено около десяти домов. До наших дней угловой пятиэтажный дом № 135, дошел со значительными изменениями. Одним своим фасадом он выходит на канал Грибоедова, бывший Екатерининский. Другим, меньшим - на площадь Репина (Калинкинскую). Его отделка строга, из украшений - только рустовка первого этажа, да скромная лепнина.



В советское время в квартире Репина, впрочем, как практически во всех дореволюционнвх квартирах, была устроена обыкновенная коммуналка, со всеми вытекающими перегородками, неухоженностью и грязью. В 1989 году дом, официально признанный «Памятником истории Федерального значения» отреставрировали, но реставрация эта заключалась в том, что внутренние перекрытия разрушили, мансарду Репина сняли, а на ее месте надстроили новую. Поменяли крышу башни, которая, по меткому выражению одного из петербуржцев, стала похожа на «суповую кастрюлю».



Почему именно Илье Ефимовичу приписывается авторство картины, которой никогда не существовало, остается загадкой. Есть, однако, предположение, что шутка родилась не в кругах увлекающихся живописью энтузиастов, а имеет лингвистическое происхождение. Придумал ее, скорее всего, кто-то из тех, кого в школе уж больно сильно впечатлило хрестоматийное произведение Репина «Не ждали» (написанная, кстати, а доме на Екатерининском канале). А между «не ждали» и «приплыли» - небольшая разница, если оба выражения произносить с иронической интонацией.



И. Репин «Не ждали», 1884-1888

А легенда о том, что «Приплыли» замурована на Коломне, - это и снобизм знатоков, и, быть может, память о том, что где-то рядом с квартирой Репина на Коломне жил ростовщик, ставший прототипом героя гоголевского «Портрета». А портрет тот, как известно, исчез бесследно.

Огромное спасибо за фото Андрею Кудряшову и др.

НЕЛЬЗЯ пропустить, НЕ стыдно НЕ знать - стыдно НЕ учиться

Previous post Next post
Up