Неоценённый герой - подводник. Ч-1.

Aug 07, 2016 00:59

Абсурд : мнение, явно противоречащее тому, что думаем на этот счет мы сами.

Предисловие от Дени Дидро.
В нашей стране, чрезвычайно не любят правду, если она противоречит официальной - героической точке зрения на то или иное событие, или того и иного человека.
Как мы в этом недавно уже убедились, в статье
"Взгляд на "Маршала Победы" со стороны простого солдата". по адресу: http://deni-didro.livejournal.com/64603.html
Несмотря на то, что там были написаны воспоминания ветерана, провоевавшего в первой линии с 1941 по 1945 годы. Но так, как там, совершенно справедливо, кстати, в неблаговидном свете выставлялся маршал Жуков, и подобные ему "полководцы" то статья подверглась валу нападков проплаченных властью ботов-троллей. Которые никаких аргументов против привести по существу не смогли. Но зато начали оскорблять память героя-фронтовика Н.Никулина.
Зато  тема о "Советский Т-28 -одиночка и его рейд. Подвиг его забыт потомками". по адресу: http://deni-didro.livejournal.com/60861.html
Им не была интересна, там же воевали мало кому известные, кроме специалистов, простые герои-танкисты. а то, что они задержали НА ДЕНЬ, и это в июне 1941 года всю группировку армии "Центр", так это ж пиплу не интересно, он об этом не знал и  благополучно забыл. А вот имя мясника-Жукова не трожь, это наше всё. Это да.)
Что ж поделаешь. Мы, которые, осуждаем нацистские выходки на Украине, сами не далеко ушли от них. И своих доморощённых нацистов у нас ой как много. А зачастую, просто проплаченных безидейных и бездуховных троллей, которым всё равно о чём и как писать. Лишь бы им за каждый коммент стабильно платили, согласно прейскуранту  генерального курса партии, на данный момент. Сегодня им выгодна одна тема, а завтра уже ей совершенно противоположная, бороться с этим явлением тяжело, но надо, так как имя им - "легион".
И как говорится мною,: "Что такое, правда? Правда... Она так тонка и прозрачна, как горный хрусталь. Так невидима, как летучая мышь в ночи. И чрезвычайна, сильна и надёжна. Как сплав титана. Живительна, как оазис в пустыне.   Но в то же время смертельно ядовита, как гремучая гадюка. И крайне разрушительна, как десятибалльное землетрясение. И вообще, нужна ли она нам - человечеству, по своим разрушительным последствиям? Ведь без правды, всё значительно проще. И яснее. Скольких преступлений, глупостей и ошибок можно было бы избежать, если бы её не существовало".
А этот очерк, из книги О.Смыслова "Забытые герои войны" тоже о  незаслуженно забытом герое - подводнике Алексее Михайловиче Матиясевиче, который заслуженно считается одним из самых успешных командиров подводных лодок в годы ВОВ по потопленному тоннажу врага.
Но своего ГСС он так и не получил при жизни, ни про Советской власти, ни при новой Российской.


И это особенно возмутительно на фоне того, что ещё в 60-е годы, когда Германия в журнале "Марине Рундшау" сталит публиковать действительные, а не дутые победы наших подводников, и выяснилась неприятная но правда, для отечественного самомнения. Очень многие победы, числившиеся за нашими подводниками оказались дутыми, и ничем не подтверждёнными. Например в данном очерке приводится пример о таком подводнике как ГСС И.В.Травкин, за которым числилось 2 боевых корабля и 12 транспортов, но подтверждённой оказалась всего одно повреждение транспорта, который к тому же не затонул. Тем не менее он свою звезду ГСС получил.


А Матиясевич, который, даже по немецким данным потопил  1 транспорт противника и еще один транспорт - весьма вероятно, а еще 1 транспорт был поврежден. На выставленных командой «Лембита» минах оружием достоверно потоплены сторожевой корабль, тральщик, 4 транспорта противника (советская литература указывает на 12 потопленных и 4 поврежденных транспортов и боевых кораблей) нет.
И тем не менее, завышенные данные наших подводников так и ходят по нашим источникам и учебникам истории до сих пор, замусоривая мозги нашим детям, откровенной неправдой. Как говаривал Суворов Александр Васильевич, приписывая фантастические данные о потерях турок, : " басурмане, чего их жалеть- то!"
По- видимому, такая же система приписок и откровенного вранья о потерях противника и умалчивание о своих потерях, осталась до сих пор. И это чрезвычайно печально и не красит нашу официальную историческую науку.
А теперь и сам очерк О.Смыслова.
«Мне шел тридцать шестой год, за спиной почти двадцать лет плавания на торговых судах - матросом, штурманом, капитаном, - без какого-либо пафоса напишет он в книге своих воспоминаний. - Вождение кораблей по океанам и морям земного шара было любимой профессией.
Неожиданно мне предложили пройти медкомиссию. Здоровье оказалось отменным. Так в конце сорокового года я очутился за партой Высших специальных классов командиров подводных лодок. Признаюсь, это не очень радовало. Но, однако, к моей любимой профессии прибавлялась новая - командира подводного корабля.
Пришлось много и упорно учиться. После 22 июня 1941 года интенсивность занятий резко возросла - учились по тринадцать часов в сутки, не считая самостоятельной подготовки. Мы готовились к сдаче экзаменов.


Как всегда некстати, подобралась болезнь. У меня на лице появился огромный фурункул, поднялась температура, пришлось лечь в лазарет. Через несколько дней, еще как следует не поправившись, я досрочно выписался из лазарета, чтобы сдать последние зачеты. Через все лицо проходила белая марлевая повязка. Было жарко, повязка мешала говорить, но врач категорически запретил ее снимать.
24 июля, в конце дня, меня вызвал начальник классов капитан 1-го ранга В.К. Волоздько:
- Вам сегодня же надо отправиться в Кронштадт. Вы назначены помощником командира подводной лодки «Лембит». Немедленно отправляйтесь в канцелярию для оформления документов».


«Лембит» была второй подводной лодкой, построенной ВМФ Эстонии на английской верфи в г. Барроу (фирма «Киккерс-Амстронг»). Имя «Лембит» лодка получила в честь народного героя Эстонии Лембиту, возглавившего в тринадцатом веке восстание эстов против немецких феодалов, пытавшихся поработить Прибалтику. В августе 40-го, после вхождения трех прибалтийских стран в СССР, на «Калеве» и «Лембите» подняли военно-морские флаги и зачислили в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Новый старпом первым делом познакомился с документацией «Лембита», убедившись, что по своему вооружению и оснащению лодка отличается от отечественных подводных лодок: «Глубина погружения - 70 метров, автономность плавания значительно меньше, чем у наших лодок. А это существенный тактический недостаток. При тщательном сравнении по всем данным я пришел к выводу, что некоторые технические узлы лодки весьма совершенны, большое количество гидравлических устройств улучшало управление различными механизмами корабля. Кроме того, для плавания в надводном положении во льду был предусмотрен специальный ледовый пояс обшивки, а форштевень выполнен из литой стальной конструкции.


По вооружению «Лембит» относился к минно-торпедным подводным лодкам. В носу - четыре торпедных аппарата и четыре запасные торпеды в первом отсеке лодки. В булях по бортам - минные шахты, в каждой из которых помещалось по две морские якорные мины, всего 20 мин. Постановка мин возможна в подводном и надводном положениях лодки. Автоматическая 40-миллиметровая зенитная пушка системы «Бофорс» установлена на подъемной платформе в специальной герметической шахте. Чтобы приготовить пушку к стрельбе, требовалось не более полутора минут. Кроме пушки имелся один пулемет системы «Льюис».
Прочный корпус лодки разделялся герметическими переборками на пять отсеков. Размещение экипажа хорошо продумано. Первый отсек - торпедный и одновременно жилой. Во втором отсеке - в герметической яме первая группа аккумуляторных батарей, над ней офицерская кают-компания и койки офицеров, отгороженные от общего помещения шторами; в отдельной выгородке - каюта командира. В третьем отсеке - центральный пост управления лодкой. В кормовой части отсека в герметической яме вторая группа аккумуляторных батарей, над ней в специальной выгородке радиорубка и гидроакустическая аппаратура. В этом же отсеке камбуз и несколько коек для команды. В четвертом отсеке - два дизеля и электромоторы, обеспечивающие движение лодки. В пятом отсеке - механизмы управления рулями и другие мелкие агрегаты, а также жилое помещение старшин групп. В первом и пятом отсеках имеются люки, снабженные тубусами на аварийный случай выхода из лодки людей. В соответствии с размерами и вооружением подводная лодка «Лембит» была отнесена к кораблям второго ранга. Она вошла в состав 2-й бригады подводных лодок…»
Старшим помощником A.M. Матиясевич был недолго, всего-то с июля по конец сентября 41-го. 30-го числа он уже командир подводного минного заградителя «Лембит» Краснознаменного Балтийского флота. И скажем, командир достойный, о чем говорит его довоенная биография: «Алексей Матиясевич родился 17 сентября 1905 года в семье царского офицера Михаила Степановича Матиясевича. Михаил Степанович отличился в войнах и дослужился до полковника, а все пять его сыновей, включая Алексея, стали впоследствии кадровыми офицерами.
Детство Алексея прошло в тяжелые послереволюционные годы. Уже в 16 лет, в 1921 году, приписав себе полтора года возраста, он без ведома родителей записался на флот. Служил матросом на буксирном пароходе «Амстердам» при переходе группы речных судов Северным морским путем из Мурманска в Красноярск, в 1922 году поступил на судоводительское отделение Киевского водного техникума, в 1927 году окончил его и поступил в Ленинградский морской техникум водных путей сообщения. После окончания учебы в 1931 году и до 1934 года ходил в качестве штурмана, помощника капитана, старпома, капитана на кораблях Дальневосточного пароходства. С 1934 по 1940 год - Балтийского пароходства.
В 1936 году в качестве старшего помощника капитана ледокольного парохода «Анадырь» участвовал в особой экспедиции под руководством О.Ю. Шмидта по проведению эсминцев «Сталина и «Войков» из Кронштадта во Владивосток Северным морским путем. За успешное выполнение задания награжден орденом «Знак Почета» (Указ от 25 февраля 1937 года).
В 1937 году в должности старпома ледокольного парохода «Моссовет» Алексей Матиясевич участвовал в переходе из Мурманска в Петропавловск-Камчатский по Северному морскому пути за одну навигацию. На обратном пути шедший рекордными темпами пароход, взявший на Камчатке большой запас угля, по приказу руководства задержался во льдах для помощи другим судам, несмотря на благоприятные условия для завершения своего похода. В итоге «Моссовет» остался во льдах на зимовку вместе с ними. Учтя это, командование посчитало переход выполненным. Таким образом, были получены доказательства, что Северный морской путь проходим в обоих направлениях в течение одной навигации.
В мае-июле 1940 года участвовал в экспедиции по переводу закупленных в Голландии судов из Роттердама в Ленинград, во время этой командировки Голландия была захвачена гитлеровцами. В связи с оформлением документов у оккупационного правительства и установкой новой морской рации отправка судов сильно задержалась. Перед выходом в море немецкий офицер сообщил советским морякам радиочастоты для связи «в случае неприятностей». В пути караван, шедший с ясными обозначениями нейтральной страны, был обстрелян самолетом с британскими опознавательными знаками, но предложенными частотами советские моряки не воспользовались. Неизвестно, был ли это действительно британский самолет или имела место немецкая провокация.
В ноябре 1940 года тридцатипятилетний моряк с двадцатилетним стажем Алексей Матиясевич успешно прошел медкомиссию и был направлен на Высшие специальные курсы командного состава Краснознаменного учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова».
 «ЧЕТЫРЕ БОЕВЫХ ПОХОДА»
 В свой первый боевой поход «Лембит» вышел 12 августа 1941 года. Экипажу тогда предстояло пройти под водой почти через все Балтийское море и поставить мины во вражеских водах, а затем по возможности топить фашистские суда торпедами.
Хорошо запомнилась старпому и первая подводная вахта: «Проверяю курс, внимательно слежу за глубиной погружения. Стараюсь запомнить и анализировать все происходящее на лодке - никакая теоретическая подготовка не может заменить практического плавания.
Ранее, плавая только над водой, мне не приходилось особенно считаться с некоторыми явлениями водной стихии. Известно, что вода в реках, морях и океанах имеет разную плотность. Вследствие этого у надводного судна при переходе из воды с одной плотностью в район с другой плотностью меняется осадка. Например, при выходе из реки в море осадка уменьшится, а при входе с моря в реку увеличится. При плавании же под водой, когда лодка внезапно попадает в слои воды с разной плотностью, зевать нельзя - можно провалиться на глубину, на которой корпус лодки подвергнется опасному давлению, или же, наоборот, лодка может, словно поплавок, выскочить на поверхность и обнаружить себя, чем нарушит свое основное тактическое превосходство - скрытность плавания.
Четвертый час мы шли на глубине 20 метров. Неожиданно лодка клюнула носом. Стрелка глубиномера полезла вверх. Рули переложили на полный угол. Но все же продолжали погружаться. Увеличили скорость хода - не помогает.
- Приготовить помпу из уравнительной за борт.
- Есть приготовить помпу из уравнительной за борт, - отрапортовал вахтенный трюмный Расторгуев.
- Пошел помпа!
Мерно загудел мотор. Вода из уравнительной цистерны откачивалась за борт. Стрелка глубиномера заколебалась и тронулась вниз.
- Стоп помпа! Ход - два узла! - управляясь рулями, медленно всплыли на прежнюю глубину.
Так моя первая подводная вахта показала, что не зря нас учили на приборах в специальном кабинете. С особой благодарностью вспоминаю опытного подводника, бывшего помощника командира знаменитой подводной лодки «Пантера» капитана 1-го ранга Александра Георгиевича Шишкина, читавшего курс управления подводной лодкой и тренировавшего нас на специальном тренажере».
Когда «Лембит» точно вышел на важную коммуникацию противника, командир лодки проверил расчеты и только тогда отдал команду: «По местам стоять, мины ставить!» Вот пошла первая мина с левого борта, затем вторая с правого. И поочередно все двадцать мин вышли из шахт.
Уже потом стало известно, что на выставленном «Лембитом» заграждении подорвались немецкое учебное судно «Дейчланд», транспорт с грузом железной руды и морской железнодорожный паром.
В последних числах августа 41-го «Лембит» участвовал в беспримерном по сложности и боевой обстановке Таллинском переходе кораблей Балтфлота из Таллина в Кронштадт. Затем выходил в боевые походы на постановку минных заграждений, нарушение морских сообщений противника и несение дозорной службы.
Алексей Михайлович, вспоминая сентябрьский поход 42-го, пишет: «Нам предстояло действовать на подходах к фарватерам, ведущим в финские шхеры Утэ и Чекарсарен, и в районе маяка Богшер. По этим путям шли подкрепления на финский фронт. А на рейде Утэ формировались караваны с грузами, идущими из Финляндии.
Еще в Кронштадте, когда я узнал о предстоящем районе боевых действий, меня стала преследовать мысль: надо проникнуть на этот рейд.
Прошли сутки нашего пребывания на позиции; ни судов, ни самолетов противника мы не обнаружили.
Я еще и еще много раз с циркулем в руках изучал рейд Утэ. Чертил курсы лодки и возможные варианты атаки. Получалось, что, если на рейде окажется несколько судов, стоящих на якоре, там негде будет и развернуться. Будь у нас кормовые торпедные аппараты, было бы куда проще: развернул лодку на выход, дал залп по цели - ив море. А у нас только носовые аппараты, и маневрировать после залпа в стесненной акватории чрезвычайно сложно. Взвесив все «за» и «против», решил, что задача все-таки выполнима. Уж очень хотелось исполнить желание всего экипажа - открыть боевой счет лодки».
Но сначала экипажу банально не везло: рейд, на который удалось проникнуть «Лембиту» с огромным риском, оказался пустым. Развернулись на обратный курс. И только к вечеру следующего дня обнаружили на горизонте два сторожевика и два тральщика. На этот раз не удалось сблизиться с ними на дистанцию торпедного залпа… Уже в сумерках обнаружили два транспорта в охранении двух тральщиков. Но и здесь незадача: «В перископ видно плохо. Всплывать на поверхность? Еще светло, лодка тотчас будет замечена. Стрелять по акустическому пеленгу? Велика дистанция. Все же мы пошли на сближение, однако суда через семь минут скрылись в шхерах».
И вдруг в светлое сентябрьское утро прозвучал доклад: «Справа по курсу дымы!» В перископе командир видит мачты и трубы вражеского каравана: «Караван движется, выполняя противолодочный зигзаг. Уточнив элементы движения - курс и скорость конвоя, - выбрал крупный транспорт, идущий вторым, и повел лодку в атаку. Наступил самый ответственный момент для командира и всего экипажа. Боевой торпедный залп был тем событием, к которому все мы столько готовились. То, ради чего мы берегли технику лодки в блокадную зиму, ради чего шли через минные поля, должно было свершиться через считаные минуты.
Торпедисты Ченский, Царев, Луценко уверены в своей технике. Их командир Столов ждет команды, и вот она уже звучит:
- Аппараты товсь! - И неминуемое: - Залп!
Две торпеды вырываются из аппаратов. Лодка вздрагивает, нос ее слегка приподнимается - вот тут рулевым-горизонтальщикам зевать нельзя! Считаю секунды: «Раз, ноль, два, ноль, три, ноль, четыре, ноль…» - через минуту сильный взрыв. Подняли перископ, и я увидел на месте транспорта облако густого дыма и снующие в разных направлениях катера, остальные суда полным ходом уходили в шхеры. Один сторожевик шел в направлении на лодку. Было самое время уходить на глубину.
Сторожевик прошел почти над лодкой, но бомб не сбросил - значит, мы не обнаружены. По-видимому, противник посчитал, что транспорт подорвался на мине.
Первый боевой залп оказался удачным».
14 сентября 1942 года командир подводной лодки «Лембит», атакуя конвой противника в районе острова Уте, впервые в истории Балтийского флота произвел торпедную атаку одновременно двух целей. В результате один из транспортов - «Финнланд» - был поврежден. Но это было еще не все. За лодкой началась самая настоящая погоня. Корабли охранения сбросили на нее полсотни глубинных бомб. От близкого взрыва возник пожар во 2-й группе аккумуляторной батареи, начала поступать в отсек забортная вода. Но благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава пожар был ликвидирован. Огромное мужество проявил и сам командир. Несмотря на темноту, отравленную атмосферу, раненых, ему удалось организовать экипаж на борьбу за живучесть лодки. Сам же он получил отравление ядовитым дымом от пожара, не раз терял сознание, но приходил в себя и продолжал руководить борьбой за спасение корабля.
22 октября 1942 г. командир бригады подводных лодок КБФ капитан 1-го ранга Стеценко подписывает на командира ПЛ «Лембит» капитан-лейтенанта Матиясевича A.M. наградной лист на звание Героя Советского Союза: «Командир подлодки «ЛЕМБИТ» Капитан-лейтенант МАТИЯСЕВИЧ совершил за время Отечественной войны четыре боевых похода. На минах, выставленных им в водах противника в 1941 году, взорвалось два вражеских транспорта.
Выйдя в боевой поход в сентябре 1942 года, тов. МАТИЯСЕВИЧ мастерски преодолел на пути многочисленные минные заграждения, сильные дозоры кораблей и авиации противника. Находясь на позиции, МАТИЯСЕВИЧ действовал исключительно дерзко, проявляя большевистскую настойчивость в достижении боевой цели. Пробыв в море 28 суток, МАТИЯСЕВИЧ, несмотря на усиленную охрану, утопил 3 вражеских транспорта, груженные вооружением и снабжением общим водоизмещением 21 тыс. тонн.
Атакуя конвой, МАТИЯСЕВИЧ одновременно утопил два транспорта. Подвергшись вслед за атакой интенсивному преследованию и бомбежке глубинными бомбами сторожевых кораблей противника, подлодка получила крупное повреждение - произошел взрыв аккумуляторной батареи, пожар, и вода поступала в отсек. Для подлодки создалось весьма трудное положение при непрекращающемся преследовании противника. В полной темноте, в отравленной атмосфере с большим количеством раненых, МАТИЯСЕВИЧ личным примером стойкости и мужества, неоднократно падая в обморок, сумел организовать личный состав на борьбу за живучесть корабля.
Героическими усилиями МАТИЯСЕВИЧА подлодка оторвалась от преследования, экипаж и корабль были спасены.
За героизм и мужество, проявленные при выполнении боевого задания, ходатайствую о присвоении командиру подлодки «ЛЕМБИТ» капитан-лейтенанту МАТИЯСЕВИЧУ звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
Примечательно, что представление на командира ПЛ «Лембит» поддержал даже Военный совет Краснознаменного Балтийского флота, но в Москве награду понизили без объяснения причин. Алексея Михайловича наградили тогда орденом Ленина.
 СЧИТАЛСЯ «НЕУДОБНЫМ»
 Автор книги «Секреты балтийского подплава» О. Стрижак, не раз общавшийся с Алексеем Михайловичем Матиясевичем и с еще одним командиром подлодки, не ставшим Героем - Грищенко, свидетельствует: «Боевой счет лодки, которой с 42го года командовал Матиясевич, составил 25 вражеских судов, кораблей и подводных лодок общим водоизмещением почти восемьдесят тысяч тонн. Счет лодки Л3, которой командовал Грищенко до 43го года, - 28 кораблей и транспортов…
И оба командира, Грищенко и Матиясевич, всю жизнь переживали тяжелую душевную травму. Им не дали звания Героя Советского Союза. Оба были представлены к Герою еще в 42-м. Матиясевич говорил мне, что его из списка Героев вычеркнул Сталин.
Матиясевич пострадал «за Лисина». Все знают, что Сергей Прокофьевич Лисин был человеком безупречной храбрости и честности. Золотую Звезду Лисин получил за июльский поход 42-го. Затем ему не повезло.
В начале 70-х мне эту историю рассказывали так.
Ночью, в надводном положении, его лодка заряжала аккумуляторные батареи. Финский сторожевик вывалился из ночного шторма и дождя внезапно и случайно. И ударил из орудий в упор. Лисин и сигнальщик были на мостике. Лодка утонула мгновенно. Сигнальщик, привязанный по причине качки к леерам, ушел с ней. Лисина, контуженого и оглушенного, финны вытащили из воды. Командир подводной лодки, Герой Советского Союза - таких в плен еще не брали. Финны бились с ним долго. Ничего не добившись, передали его немцам. Немцы тоже не добились от Лисина никакой для себя пользы. Три года провел он в тюрьмах, казематах, в одиночке, в кандалах. Позднее за то, что не утонул и не успел застрелиться, он вдоволь хлебнул всего, что положено, на Родине. Но, ничего от Лисина не добившись, немцы устроили якобы голосом Лисина радиопередачу. Сталин, как говорил мне сам Матиясевич, вычеркнул Матиясевича из списка Героев со словами: «Слишали ми, как ваши герои падводники па радио агитируют».
К слову сказать, после возвращения из плена капитан 3-го ранга С.П. Лисин прошел спецпроверку в Подольске, был полностью реабилитирован и восстановлен в кадрах ВМФ. В том же 45-м служил командиром дивизиона подводных лодок в Порт-Артуре, где, кстати сказать, ему вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина.
Продолжение следует...
Оригинал статьи: http://deni-didro.livejournal.com/67324.html


врага бояться - в живых НЕ остаться, неПОЛИТКОРРЕКТНО, под лежачий камень вода НЕ течёт, НЕ имей 100 рублей, НЕ лезет ни в какие ворота, НЕправда, no pasaran, ну НЕЛЬЗЯ же так, веры НЕТ, а в правде

Previous post Next post
Up