17 июля у Алексея Рыбникова был юбилей,70 лет ему стукнуло. И я не могу промолчать. Я этого человека считаю гением. Да, да, без всяких скидок. Он для меня на уровне Бетховена и Моцарта. И пусть меня закидают камнями профессора консерваторий. Но послушайте хотя бы его «Песню гонщиков» из фильма «Большое космическое путешествие».
«Трек не любит слабых, трек не любит робких,
Каждый поворот здесь травмой может стать,
В жизни тоже будет много поворотов,
Надо их учиться преодолевать!
Скорости не сбрасывай на виражах,
Только так научишься побеждать, побеждать!»
И тут звучит такой проигрыш в исполнении симфонического оркестра - это же прекрасная музыка, фантастика, это полёт! Я часто слушал эту песню, у меня она есть на одном виниловом диске, ещё в 80-е годы выпущенном. И мне было удивительно, почему эту песню как-то подзабыли, в отличие от песни из того же фильма «Я тебе, конечно, верю, разве могут быть сомненья, я и сам всё это видел, это наш с тобой секрет». Тоже хорошая вещь, но я больше люблю, как она звучит в фильме, а не в исполнении Наташи Королёвой с Тарзаном. Но «Песня гонщиков» для меня круче.
Click to view
Ну, а «Юнона и Авось» - это особый разговор. Наверное, это пик творчества Алексея Рыбникова, гениального композитора, нашего современника. Его творчество ещё будут в музыкальных школах изучать! Когда я переписал «Юнону и Авось» с альбома фирмы «Мелодия» на свой бобинный магнитофон «Маяк-205» и неоднократно слушал от начала до конца, я поражался - а как это у нас выпустили? Ведь премьера «Юноны и Авось» состоялась в 1981-м году, ещё при Леониде Ильиче Брежневе. И «Юнону и Авось» тогда называли рок-оперой. Кстати, терпеть не могу, когда это произведение называют мюзиклом. Рок-опера на сцене Ленкома в 1981-м!
«Аллилуйя возлюбленной паре,
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали,
Аллилуйя любви, аллилуйя любви, аллилуйя!»
«Алилуйя любви» - в нашем декларативно атеистическом тогда обществе?! Да и главный герой граф Рязанов - человек явно не советский. А морские офицеры совсем не по-советски в «Юноне и Авось» поют такую песню:
«В море соли и так до чёрта,
Морю не надо слёз, морю не надо слёз,
Под российским крестовым флагом
И девизом «Авось», и девизом «Авось»!
Под крестовым небесным флагом имелся в виду Андреевский морской флаг царской России. И это всё - в 1981-м году?! Появление «Юноны и Авось» - это было что-то необыкновенное, и даже странное. Как-будто все цензоры и чиновники от культуры вдруг все разом в отпуск ушли. Это, конечно, стихи Андрея Вознесенского, из его замечательной поэмы «Авось». Но как это всё звучит, какая здесь божественная музыка! И это уже Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» имела ошеломляющий успех. Много лет потом в Москве на спектаклях в Ленкоме был аншлаг, и достать билеты на «Юнону и Авось» было сложно. Люди с ночи очередь перед кассами занимали. Ну, я, разумеется, простых людей имею в виду. «Юнону и Авось» прекрасно принимали в разных странах на гастролях Ленкома. Николай Караченцев много лет играл роль графа Рязанова практически без замен. Меня это поражало, ведь спектакль совсем непростой. Такие кульбиты и сальто, которые в нём делают актёры - это ещё в хорошей спортивной форме надо быть. И ещё в чём искренность и класс этой постановки - актёры Ленкома довольно сложные вокальные партии исполняют сами!
Click to view
«Юнона и Авось» - это цельное произведение, но и сейчас мы порой можем услышать замечательные романсы из него в различном исполнении: «Белый шиповник», «Я тебя никогда не увижу». А вот сам Алексей Рыбников после «Юноны и Авось» как-то надолго ушёл вроде-бы в тень. Может, этот сумасшедший успех рок-оперы кого-то несколько напугал? Алексею Рыбникову новые проекты не предлагали, реже стали приглашать в качестве композитора музыки для фильмов. А ведь он много написал замечательной музыки для фильмов. «Приключения Буратино», «Большое космическое путешествие», «Остров сокровищ», «Усатый нянь», «Вам и не снилось».
«Я уплываю, и время несёт меня с краю на край,
С берега к берегу, c отмели к отмели,
Друг мой, прощай!
Знаю, когда-нибудь с дальнего берега, давнего прошлого
Ветер весенний ночной принесёт тебе вздох от меня.
Ты погляди, ты погляди, ты погляди,
Не осталось ли что-нибудь после меня».
И эта шикарная песня на слова Рабиндраната Тагора - тоже Алексей Рыбников.
А ведь до «Юноны и Авось» была ещё рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Она ещё в 1976-м году была поставлена в том же Ленкоме, на либретто по поэме Пабло Неруды. И альбом также фирма «Мелодия» выпустила. Удивительно и несправедливо, но это произведение Рыбникова почему-то сейчас забыто. А ведь там звучит такая прекрасная ария Звезды Мурьеты! А от арии Смерти холодеешь, и мурашки по коже идут. Интересная вещь, необычная, не в духе соцреализма. О соцреализме теперь не вспоминают, но почему-то и «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» на наших радиоканалах не услышишь, на телеканалах записи не увидишь. Сейчас всё больше какие-то «звёздочки»-однодневки в почёте, которых, впрочем, через пару лет с трудом вспоминают. Есть у нас на радиоканалах такое странное слово «неформат». Ну да, в их формат Рыбников не вписывается. Как говорил генерал Чарнота в пьесе «Бег» Булгакова: «Бон суар, господа нищие, Россия не вмещается в шляпу». А я бы с удовольствием посмотрел премьеру спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», если она где-то сохранилась в записи, пусть даже в любительской. Написал Рыбников впоследствии ещё одну рок-оперу - «Литургия оглашенных», которая, правда, уже такого успеха, как две предыдущие рок-оперы не имела.
Сейчас Алексей Рыбников на наше счастье жив-здоров, создал свой театр, в котором ставит по своему свои же произведения. Как выяснилось, Алексея Рыбникова не я один гением современности считаю. Не так давно на программе «Достояние республики», посвящённом творчеству Рыбникова, к нему обратился один мужчина, мой ровесник, словам которого я готов был аплодировать. Он сказал: «Алексей, для меня вы просто гений! А знаете ли вы, что вы мне просто жизнь спасли? У меня один раз был тяжёлый кризис в жизни. И мне, поверьте, жить не очень хотелось. Я поставил на магнитофон альбом с вашей музыкой, закольцевал его и слушал всю ночь до утра. И вы меня излечили! Я вновь почувствовал вкус жизни».
Не знаю, сколько ещё человек спасла музыка Алексея Рыбникова, а вот прекрасные мгновения соприкосновения с его творчеством, наверное, точно испытали миллионы людей. Пусть подольше Алексей Рыбников остаётся нашим живым классиком! Удачи ему, здоровья и творческх успехов! Хочется услышать ещё что-нибудь удивительное его авторства!
Олег Лубан