Метод

May 18, 2016 00:03



Дополнение  к предыдущему  посту



Мир людей, увлекающихся китайскими боевыми искусствами, заметно пошатнулся два года назад, когда, словно бы из ниоткуда, появился 85-летний Ли Чжун Сюань, представившийся как один из учеников мастера Шан Юнь Сяна. Его статьи, опубликованные в китайском журнале Wuhun, тут же захватили внимание тысяч практиков боевых искусств.

В древних песенных наставлениях синъи говорится о том, что силу можно увеличить, воспроизводя определенные звуки. Этот метод называется
«Звуки громоподобного рева тигров и леопардов».

Г-н Ли Чжун Сюань стал учеником мастера синъи Шан Юнь Сяна, когда тот был уже в преклонном возрасте, а самому Ли было 19 лет. Так как их разница в возрасте была огромна, Шан запретил г-ну Ли в дальнейшем брать собственных учеников, чтобы не возникла путаница в линии передачи школы. После смерти мастера Шана, Ли продолжал практиковать в одиночку, вдали от мира боевых искусств. Сейчас ему 86 лет. В этом возрасте к нему все чаще возвращаются воспоминания о мастере Шане. Таким образом, он захотел записать воспоминания о боевом искусстве своего учителя, стараясь сохранить и обогатить передаваемое наследие.

Эта история о «Звуках громоподобного рева тигров и леопардов».

Перед тем, как Ли Чжун Сюань стал учеником Шан Юнь Сяна, он изучал боевое искусство у младшего брата Шана по школе, Тана Вэй Лу. У мастера Тана он взял всю систему: боевое искусство, медицину и даосизм (синъи, как внутренний стиль, базируется на принципах даосизма, включая медицину и нэйгун), и стал принятым учеником мастера Тана. Однажды, когда Тан учил его песенным наставлениям синъи, он наткнулся на выражение «звуки громоподобного рева тигров и леопардов», но не стал тогда подробно расспрашивать. Ли посчитал, что речь идет о боевом выкрике, который используется, чтобы выбить противника из колеи, и не стал останавливаться на этом.

Он игнорировал это высказывание и потому, что мастер Тан запрещал своим ученикам издавать какие-либо звуки во время занятий. Однажды, когда он был после занятий в приподнятом настроении, он исполнил фрагмент из Пекинской оперы, за что получил от своего учителя строгий выговор. Тан сказал ему: «Занятия боевыми искусствами связаны с работой вашей ци, когда вы открываете рот, - она убывает!» Учитель сказал, что это может быть опасно: «Более того, так как твои цзинь, ци и шэнь содержатся в дыхании, если ты не работаешь над их внутренним поглощением и открываешь рот в пении или речи, - ты уменьшаешь свою жизнь». Из-за существующего правила «не разговаривать во время занятий», Ли испытывал предубеждение против издавания каких-либо звуков, и не стал соответственно разбираться с этим отрывком текста дальше.

Ли хранил наставления Тана в своем сердце, ведь они подтверждались его собственным опытом. После тренировки синъи он чувствовал, как энергия наполняет его тело. Если он начинал бездумно болтать, то чувствовал, что она словно бы утекает. Чтобы энергия, полученная после занятий не пропала в пустую, Тан учил, что не стоит после тренировки сразу садиться, а лучше неспешно погулять. Пройдясь по окрестностям, вы можете почувствовать, как энергия словно бы омывает вас, как из душа, а ум становится ясным и чистым. Со временем, и ваш ум будет также совершенствоваться. Обучение боевым искусствам является также процессом генерации и усвоения энергии: начало движения так же важно, как и его окончание, время, которое вы затратите на размышления о практике после тренировки, может оказаться не менее важным, чем затраченное на само занятие.

Тан заставлял заучивать тексты старых песенных наставлений, а затем, позднее, он постепенно разъяснял их смысл. Причина этого в том, что обучение боевому искусству требует реальной практики, только после того, как вы достигли определенного уровня, у вас может появиться соответствующее этому уровню понимание. Иногда объяснения Тана были очень ясными, иногда - достаточно трудно понимаемыми и, казалось, что и сам Тан, испытывал сложности с подбором слов для объяснения. Однажды, когда они дошли до «звуков громоподобного рыка тигров и леопардов», Ли спросил учителя: «Это нужно для вселения страха в противника?» «Нет, - поправил его Тан, - эта фраза означает, что звук увеличивает твое мастерство». Далее Тан пояснил, что так как это наставление на первый взгляд противоречит правилу «не издавать никаких звуков во время практики», то Ли должен знать в чем тут дело. Тан рассказал, что его учитель Ли Цунь И однажды сказал: «Чтобы поднять ваше мастерство поднялось на новый уровень, вы должны использовать в вашей практике «звуки громоподобного рева тигров и леопардов». Тан отметил, что «загвоздка заключается в том, что для того, чтобы это работало, ваше кунг фу уже должно достичь определенного уровня, тогда это будет работать как по волшебству». Ли не хотел довольствоваться этими объяснениями и сказал: «Значит это не просто использование крика, но метод обучения! Может ли шифу подробнее рассказать об этом?»

Тан промолчал. Через некоторое время, он взял с собой Ли и отвел его в старый храм на реке Нин. Убедившись, что рядом никого нет, он слегка постучал в большой колокол, висящий внутри храма. Колокол отозвался резонирующим звуком. Положив руку на колокол, он сказал Ли: «Вот это». Видя, что Ли до сих пор не очень понимает, он продолжил: «Учитель Ли Цунь И научил меня «звукам громоподобного рева тигров и леопардов» именно таким образом, я ничего не скрываю от тебя. Только ты не понимаешь». Таким образом, вопрос был отложен.

Чтобы его ученик достиг новой высоты, Тан направил его к учителю Шану. Так Ли отправился в Пекин. У семьи Ли были родственники в Пекине, но в самом Пекине было тогда неспокойно, многие люди отправились из него на юг, оставив множество заброшенных домов. Аренда жилья была беспрецедентно дешевой. Ли провел несколько дней в доме у родственников, а потом снял себе комнату, чтобы иметь возможность изучать боевые искусства в школе мастера Шана.

Раньше Ли жил в большом семейном доме, в окрестностях реки Нин, а теперь - в хутуне, и, путешествуя по узким улочка Старого города, удивлялся всему новому и необычному. В том же хутуне жил г-н Янь, бухгалтер, хорошо обращавшийся со счетами. Когда у него появлялось свободное время, он учил местных ребятишек как пользоваться счетами. Так же познакомился с ними и Ли. Ли как раз и хотел стать бухгалтером. Всякий раз, оглядываясь на свою жизнь и свои попытки научиться зарабатывать на жизнь, он удивлялся счастливым совпадениям и хорошей карме, что сопровождали его.

Однажды, когда г-н Янь учил Ли пользоваться счетами, то обратил внимание на его руки: «Раньше я думал, что вы, мастера единоборств, обладаете толстыми пальцами и мозолистыми руками, и у вас ничего не получится со счетами. А твои пальцы тоньше, чем у женщины». Ли ответил: «Людям, занимающимся внутренними стилями, не нужны тяжелые кулаки». Так случилось, что в это же время, у Ли гостил его предыдущий учитель Тан, приехавший в город по делам и зашедший проведать своего ученика. Услышав этот разговор, он вышел из соседней комнаты, где отдыхал, и с усмешкой показал г-ну Яню свои руки: «Г-н Янь, посмотрите, на моих руках тоже нет мозолей».

Г-н Янь удивился еще больше, так как он знал, что Тан занимался сельским хозяйством, - но на его руках не только не было мозолей, но они еще и были совсем небольшими, и не несли каких-либо признаков физического труда. Тан заметил: «Но мои руки очень сильные». Он протянул руку к стене и вырвал из нее гвоздь, а потом забил его в свободное место. Одним поворотом кисти он вкрутил его в кирпич. Г-н Янь просто остолбенел, увидев такое.

Как-то раз, когда Ли был в доме у Шан Юнь Сяна, к тому приехал его старый приятель. Этот господин плохо себя чувствовал, испытывал головокружение и боли в груди. Он слышал, что чтение буддийских текстов может вылечить его болезнь, поэтому он читал их каждый день. Но тексты были трудны для понимания; чем больше он их повторял, тем больше у него болела грудь. Поэтому, он хотел узнать средство, которое могло бы ему помочь.

Шан ответил ему: «Изучение боевых искусств требует еще большей умственной работы. Я думаю, вы просто ослаблены. Найдите хорошего врача, чтобы он отрегулировал работу вашего организма». После того, как его знакомый ушел, Шан продолжил общаться с Ли на другие темы. Потом он сказал: «На самом деле, есть способ вылечить такие недуги: это чтение. Вы должны быть как ребенок из начальной школы, - не обращать внимание на то, что вы читаете. Простое начитывание, без обращения внимания на содержание, пойдет на пользу вашей душе и телу. Но у взрослых людей нет столько энергии, как у детей. Чтение вслух может повредить нашей ци печени. Вы должны сосредотачиваться только на звуках, и не беспокоиться о том, чтобы произносить слова четко. Так долго, как у вас хватит энергии, - и вы почувствуете себя лучше».

Ли спросил: «Почему так происходит?» Шан объяснил: «Здесь нет ничего особенного. Я открыл это, наблюдая за детьми в школе». Ли спросил: «Почему же вы не научите этому способу своего друга?» Шан ответил: «Он был слишком обеспокоен жизненными проблемами, пребывал не в духе и думал только о том, что болен. Лучше ему не загружать дальше свой ум очередными мыслями, - поэтому я и не рассказал ему о этом методе».

На этом тот разговор был закончен. Несколько дней спустя, Ли вдохновила мысль о том, что метод «звуков громоподобного рева тигров и леопардов» возможно связан с работой над голосом. Когда он спросил об этом своего учителя, Шан хитро взглянул на него и ответил, что «Звуки громоподобного рева тигров и леопардов», - не тот метод, который нужно практиковать. Если хотите использовать его, чтобы напугать врага, - идите и практикуйте. Но если вы будете в нем чрезмерно стараться, - это просто сведет вас с ума». Ли заметил, что «оперные певцы проводят много времени, работая со своим голосом». Шан ответил: «Да. Но они не занимаются боевыми искусствами».

С тех пор Ли больше не осмеливался спрашивать о этом методе. Так как обучение у Шана Юнь Сяна порой сильно отличалось от того, чему учил Ли Тан Вэй Лу, Ли периодически оказывался сильно озадаченным, что порой становилось заметно его учителю. Видя недоумение своего ученика, Шан смеялся: «Тан Вэй Лу учил тебя так же, как учил нас наш с ним учитель, Ли Цунь И; то, как я учу тебя - это моя собственная система». Ли быстро воспользовался моментом, и рассказал Шану, как Тан Вэй Лу объяснил ему метод «звуков громоподобного рева тигров и леопардов» на примере колокола. Шан согласился: «Да, мой учитель учил меня точно так же». Тогда Ли спросил: «Если так учил мастер Ли Цунь И, то тогда как бы вы сами объяснили этот метод?»

Шан похвалил его и сказал: «Мой дорогой ученик действительно умеет доискиваться ответов на вопросы. Хорошо, когда настанет день, когда мы услышим, как на небе загремит гром, я объясню тебе этот метод». Ли подумал, что мастер Шан просто отшучивается, уходя от темы. Тем не менее, он каждый день надеялся, что пойдет дождь. Но прошло два дня, а дождя так и не было, и мастер Шан больше не возвращался к этой теме. Ли оставалось только сосредоточиться на своих текущих тренировках и забыть о этой теме.

У кошки соседки Шана не так давно родились котята. У одного котенка так и не поднялись ушки, хотя прошло уже два месяца после рождения. Шану очень нравился этот котенок, и он часто забирал его себе домой, где играл с ним. Однажды Ли пришел к Шану домой, и застал его сидящим и играющим с этим котенком. Ли ждал, не решаясь помешать им. Наигравшись, Шан посадил котенка к себе на колени и, закрыв глаза стал поглаживать его. Через некоторое время он неожиданно сказал: «Ты никогда не видел тигра или леопарда, я тоже не видел. Но наверняка ты хорошо знаком с кошкой, не правда ли? На самом деле, как только умный человек услышит слова «громоподобный рев тигров и леопардов», - он сразу поймет, что это значит».



«Кошки, как тигры и леопарды, издают этот звук «урм» практически постоянно», - сказал Шан. Ли взял котенка из рук Шана и прислушался. И действительно, он услышал этот урчащий звук, исходящий изнутри котенка, и даже ощутил под своими руками, как от него вибрирует его тело. Далее Шан пояснил: как только вы достигаете определенного этапа в вашей практике, ваши кости, мышцы и сухожилия будут укрепляться. В этом моменте вы должны начать работать со своими внутренними органами. Это достаточно сложно, поэтому вы используете работу со звуками, как своего рода мостами, которые ведут к ним. В результате, ваше внутреннее будет связано с вашим внешним, а ваше умение выйдет на новый уровень.

Шан резюмировал, сказав, что «Громоподобный рев тигров и леопардов», - это не гром с молниями, а скорее гудящие звуки, которые исходят с неба перед дождем. Вы или можете услышать их очень ясно, или не можете услышать. Но эти звуки всегда очень низкой частоты». Потом Шан продемонстрировал два звука, похожие на звуки «Ум» и «Су».

Прошло шестьдесят лет с тех пор, Шан Юнь Сян передал ему секрет «громоподобного рева тигров и леопардов». Ли, смеясь, сказал, что «Если бы не тот котенок с чудными ушами, я бы возможно так бы и не услышал громоподобного рева тигров и леопардов».

Источник

НЕ лезет ни в какие ворота, необыкновенно, смысл, необычное, управление талантами, хорошо и правильно, хозяин горы, НЕмало удивляет, необычно, почему НЕТ ?, что дерево БЕЗ коней, правильно, НЕ лишено смысла, песня, добрый разум наживают НЕ разом, неочевидные смыслы, неочевидные обстоятельства, не всем, НЕ адекватно, недоросль, смыслы, настоящее, я не понимаю, удивительно, дело БЕЗ конца - что кобыла БЕЗ хвоста, два мира, золотые слова, не надо всё портить, НЕ вам учить меня, я не волшебник (я только учусь), НЕ боги горшки обжигают, знать, здоровье, неОБЫЧНО, оригинально, психология, НЕМАЛО удивляет

Previous post Next post
Up