Если ты такой богатый, почему такой неумный ? ©

Oct 01, 2013 16:01


Пост не попадет в ТОП - нет сисек, попок, провокации, крика ни о чём, не оплачены репосты и промо, предполагает наличие мозга и желание им пользоваться.

Однако, вопрос интересный.
Если ты такой богатый, почему такой неумный ?

Именно так правильно, а не так как подсказывает расхожая глупость. Наверное, я бы сам не догадался такой спросить. Навеяно Плутархом.
Читаю впервые. Впечатляет. Сравнительные жизнеописания - это совсем не современная беллетристика и массовая культура. Осторожно! Отличается наличием смыслов.

Если верить Плутарху, в те далекие времена люди еще были склонны рассуждать, думать, развиваться...
Немногим более пятисот лет до нашей эры жил Крез, царь Лидии. Это именно он был первым богат как Крез. И был Солон - знаменитый в свое время греческий мудрец, который по воле Плутарха встретился с Крезом. А теперь собственно о богатстве, счастье, уме, суете сует и шутках изменчивой Фортуны и, быть может, об истоках современных религий...


"Так вот, говорят, что Солон по просьбе Креза приехал в Сарды.
С ним случилось нечто подобное тому, что бывает с жителем континентальной страны, который в первый раз идет к морю. Как тот каждую реку принимает за море, так и Солон, проходя по дворцу и видя множество придворных в богатых нарядах, важно расхаживавших в толпе слуг и телохранителей, каждого принимал за Креза, пока, наконец, его не привели к самому Крезу. На нем было надето всё, что из своих драгоценных камней, цветных одежд, золотых вещей художественной работы он считал выдающимся по красоте, изысканным, завидным, - конечно, для того, чтобы глазам представилось зрелище как можно более пышное и пестрое.
Но Солон, став перед ним, при этом виде ни действием, ни словом не выразил ничего такого, чего ожидал Крез; всем здравомыслящим людям было ясно, что он с презрением смотрит на отсутствие у него духовных интересов и мелочное тщеславие.
Крез велел открыть ему свои сокровищницы, потом повести его и показать всю роскошную обстановку. Но Солону не было никакой надобности в этом: сам Крез собственной особой дал ему достаточно ясное понятие о своем внутреннем содержании. Когда Солон все осмотрел и его опять привели к Крезу, Крез спросил его, знает ли он человека, счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть все необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество.
Солон показался Крезу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли ее счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мертвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть.
«А нас, - воскликнул Крез уже с гневом, - ты не ставишь совсем в число людей счастливых?».
Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать еще больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всем меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если еще не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлет счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасностям, - это все равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, еще не кончившего состязания: это дело неверное, лишенное всякого значения».
После этих слов Солон удалился; Креза он обидел, но не образумил".

История с Крезом имеет продолжение.

Согласно Геродоту, проиграв битву с персидским царем Киром, Крез оказался на грани гибели - его собирались сжечь заживо. Тогда и вспомнил, и понял Крез слова Солона о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Он глубоко вздохнул, застонал и затем после долгого молчания трижды произнес имя Солона. Кир услышал это и приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает, и те, подойдя, спросили его. Крез некоторое время хранил молчание, но затем, когда его заставили [говорить], сказал: "Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю". Так как ответ Креза был непонятен, то переводчики опять стали настаивать... В ответ на настойчивые просьбы Крез рассказал о том, как однажды прибыл в его царство афинянин Солон. Он осмотрел все царские сокровища и презрел их. Крез передал затем Киру, как все сказанное Солоном, сбылось... Так рассказывал Крез, а костер между тем разгорался и уже пылал... Опасаясь возмездия и рассудив, что все в человеческой жизни непостоянно, Кир повелел как можно скорее потушить костер...

-----------------------
Слишком много букв ?
Оригинал взят у netesov в Если ты такой богатый, почему такой неумный ? ©

НЕ будь дурой, НЕТ вечной жизни, НЕ будь дураком, нельзя не вспомнить, ничего лишнего, Бедность - НЕ порок, Не учит ничему, неявные смыслы, неправильное воспитание, это НЕ так, НЕ лишено смысла, болезнь нас НЕ спрашивает, неочевидные смыслы, У лести НЕТ чести, Где НЕТ стыда - там НЕТ чести, без вины виноватые

Previous post Next post
Up