На информационном портале «Новый Калининград» появился
материал под названием: «Чужие могилы: скандал вокруг захоронения Первой мировой около Виштынца». Скандальную часть материала занимают обличения неким блогером
Альбертом Адыловым руководителя одной из общественных организаций Михаила Черенкова, под руководством которого инициативная группа начала, якобы, год назад благоустраивать территорию захоронения рядом с озером Виштынец. Это утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Обустройством этой территории занимаюсь я, и не с прошлого года, а где-то с года 2009-го. Любопытно, что вышеупомянутый блогер обязан это хорошо знать (он знаком со мною и с моей работой), но по какой-то причине приписал начало обустройства территории другому человеку.
«Новый Калининград» пишет так:
«Блогер утверждает, что инициативная группа под руководством Михаила Черенкова элементарно ошиблась при выборе места для работ…Фактически кресты, на которых написано, что там покоятся 69 русских воинов, находятся на гражданском кладбище посёлка Вышупёнен (с 1938 года - Кальтензее), после войны некоторое время называвшегося Рыбино, но к 70-м годам XX века снятого с учёта» Утверждение об ошибке Черенкова чрезмерно смелое. Противопоставим буйной фантазии блогеров вполне официальный документ, подписанный министром культуры правительства Калининградской области Михаилом Андреевым (исх. №3932 от 01.11.07). Суть дела: молодёжное крыло «Единой России» провело на Виштынце экологическую акцию, собрало два тракторных прицепа мусора. А после трудового дня устроило дискотеку на лесной поляне при горящих свечах. Вот я и обратился к губернатору с предложением направить энергию этой молодёжи на поиск и восстановление воинского захоронения в районе Виштынца. А свечи поставить на братской могиле за упокой павших. Ответ получил. Цитирую:
«Уважаемый Георгий Олегович! По поручению Губернатора Калининградской области Министерством культуры рассмотрено Ваше обращение от 12 октября 2007 года. Выражаю Вам искреннюю признательность за заботу о воинских захоронениях защитников Отечества, погибших на территории области в годы I Мировой войны, в том числе захороненных на берегу озера Виштынец в 1915 году (ранее пос. Грюнвальде). В настоящее время заканчивается инвентаризация воинских захоронений и памятных знаков I Мировой войны на территории Калининградской области, а их оказалось более 200, в том числе и упомянутое в Вашем письме захоронение 69 русских и 7 немецких воинов (в настоящее время - пос. Ягодное, 8 км южнее, ранее - пос. Рыбино Калининского с/с, а по немецкой терминологии - кладбище героев по дороге Кальтензее, 25 км к югу-юго-востоку от Нестерова).»
Вот на основании ориентиров, названных в этом письме, и было проведено мною обследование остатков кладбища бывшего посёлка Рыбино (он же - Кальтензее, он же - Вишупенен), находившегося в 8 километрах к югу от посёлка Ягодное. Ещё в 2007 году. На кладбище были обнаружены следы совершенно нетипичного для гражданских немецких могил захоронения размером 5 на 7,5 м, рядом с которым обнаружились и военные атрибуты: разряженные фугасные снаряды от трёхдюймового орудия, что позволило классифицировать это захоронение как братскую могилу.
С тех пор я занимаюсь благоустройством этого места и помощь в этой работе мне оказывает Михаил Черенков, которого блогеры попытались обвинить во всех мыслимых и немыслимых грехах. С какой-то целью они пытаются доказать, что он ошибся в выборе места, хотя инициатор публикации прекрасно знает, что место захоронения определено мною. Да и далее какую-то ахинею несут. Металлический крест с табличкой (фото Николая Троневского) также не имеет отношения к Черенкову. Он был установлен ещё 2 мая 2010 года нестеровскими скаутами, то есть за два года до того, как Михаил впервые приехал помогать мне на берег Виштенца. Заметна какая-то предвзятость в этой публикации по отношению именно к одному человеку. Зачем так клеветать?
Замечено, что некоторые люди обвиняют других в том, что делают сами. В позапрошлое воскресенье по просьбе оного Альберта Адылова я принял скромное участие в расчистке немецкого гражданского кладбища на границе Гусевского и Нестеровского районов к северу от бывшего посёлка Амтсхаген, отслужил заупокойную литию по погребенным там, якобы, 265 российским воинам и освятил поставленный крестик, купленный блогерами в ритуальном магазине. Святая уверенность Адылова в том, что именно здесь погребены 265 русских, вызвала у меня чувство глубокого разочарования при возвращении домой и взгляде на немецкую карту. К северу от Амстхагена были обозначены не одно, а два принадлежащих посёлку захоронения. А рядом - ещё третье. И все признаки свидетельствовали о том, что 265 русских похоронены совсем не там, куда меня пригласил Адылов. Ладно, переживу! Но ведь для участия в работах на сем сомнительном месте пригласили не только меня, но и, например, Сергея Станиславовича Воскресенского.
Вспоминаю ещё… В августе 2011 года в Гусеве прошла научно-практическая конференция, посвященная Гумбинен-Гольдапскому сражению. На ней присутствовали несколько членов Багратионовского военно-исторического клуба, в том числе и Альберт Адылов. В форме бойца Российской императорской армии с банкой пива в руке он смотрелся весьма колоритно. Завершением конференции стало проведение митинга на немецком гражданском кладбище в поселке Лощинка. Встали члены военно-исторического клуба с вдохновенными лицами в почётный караул у нового памятника. На гранитной плите надпись:
«Кладбище героев пос. Лошинка (Ушбаллен).
Здесь покоятся 130 русских и 3 немецких солдата, погибших в 1914 г.
В их числе из 109-го Волжского полка: полк. ГРАНИКОВ А. А., ком. полка, ст. унт.-оф. ГРЕБЕНЮК С., …» и далее еще 28 фамилий.
Общеизвестно, что полковник Граников умер в госпитале в Ковно и был похоронен на родине - в Астрахани. Могила его сохранилась, кстати. Унтер-офицер Гребенюк был похоронен в 25 километрах от этого места, в Совхозном. Остальные 28 человек - в 6 километрах к юго-западу. С тех пор Лощинку стали в определённых кругах именовать Лошинкой. Но, думаете, Адылова смутила та надпись на плите? Ни одного критичного слова! Вот и получается, что дело не в надписях и не в местоположении захоронений, а в его личной неприязни в отношении к Михаилу Черенкову. Наговорил много того, что не соответствует действительности. В таких случаях каяться надо, в ноги упасть и попросить прощения, а не использовать в своих черных целях один из интернет-порталов Калининграда. Если, конечно, ты - христианин. Аминь!
протоиерей Георгий Бирюков
UPD: Пишет блогер
swinokotleta Андрей, ты после письма батюшки приписку все-таки сделай, что Альберт к уборке на Амстхагене имеет отношение только в качестве волонтера. организатором всего выезда являюсь я и Мёбиус. пускай люди предъявляют нам претензии, а не человеку, который в поте лица таскал бревна.
Не вопрос, апдейтнул. Но в тексте о. Георгия и не указано, что Адылов был организатором. Там указано, что Адылов батюшку пригласил.