di_centa : Я ещё могу понять, когда мы стремимся менять что-то, что плохо работает. Но образование... Хочешь-не хочешь, усмотришь в этом диверсию.
Ознакомился с основами законопроекта по
статье газеты "Известия". Изначально складывается впечатление, что новая реформа - фигня полнейшая, но в то же время зиждется подозрение, что в ней что-то и есть. Маловероятно, что это, "лучшее, что в ней есть", действительно будет работать, но теоретически, при должной шлифовке, фрагментарно можно и применить, хотя первой реакцией останется: "Раньше вон - учились и ничего, так зачем теперь что-то менять?!" Тут можно подумать о том, что раньше и люди были другими. Учителя, конечно, тоже были несколько другими, но влияние родителей, да и сами ученики здесь все-таки важнее. И при нынешнем положении дел, как высказалась один из комментаторов законопроекта: "при нашем казалось бы классическом образовании деградировать молодежи ничто не мешает". Время ушло. Возможно сейчас действительно эффективнее выделить только некоторый перечень обязательных предметов, а остальные оставить на выбор, выбор не ученика, конечно (как об этом говорится в законопроекте) - то скорее будет выбор амбиций его родителей. Но так или иначе, при правильном понимании своих новых обязанностей учителями, все это действительно может дать толк, родив пусть и узко- но специализированных выпускников (однако и в том есть подлог - школа все же должна быть общеобразовательным учреждением, так как не вызывает сомнения у молодежи в необходимости получения "корочек" и дает общее представление об устройстве мира и общества, сравнительно поверхностно позволяет ученику окунуться в широкий спектр дисциплин, для последующего целенаправленного определения молодого человека; остальное - ВУЗы, училища и т.п.). Впрочем, то, что изначально планировалось в качестве основных оставить только обж, физкультуру и т.п. - достойно снятия Андрея Фурсенко с должности - даже сейчас встречающаяся повсеместно безграмотность (см. хотя бы
это) не оставляет надежды на лучшее при имеющемся и исключать из основной программы такие предметы как русский язык и математику как первооснову и литературу с историей как общий показатель образованности человека - это уже слишком. Физику, в прочем, хоть обзорными лекциями или факультативами тоже стоило бы оставить - все-таки она плотно пересекается с математикой и выражает основы фактического мироустройства, проявляя свое влияние независимо от наших знаний о нём. Плюс ко всему - самостоятельно выбирая предмет, ученик (если по какой-то причине - скажем из-за давления родителей - не промахнулся) будет изучать его с большим рвением, дабы оправдать свой выбор и самоутвердиться.
Пожалуй, все это лишь попытки изменить что-то задним числом - менять нужно даже не школу, менять нужно общество. Когда реформа вступит в силу к 2020 году - все станет совсем печально. Уже мы, наше поколение, хорошо если пользовались учебниками конца 80-х, а то и 70-х годов - научными знаниями еще той страны, в которой печаталось до 30% мировой научной литературы. А к 2020-году.. когда "тупые" США, "бюрократический" Евросоюз и "антоним качества" Китай
полетят на МАРС и попытаются разбить обитаемый лагерь на Луне, российских детей так и будут учить по учебникам 40-летней давности, так как наука наша давно стоит на месте и когда отойдут в мир иной последние 70-летние профессора - нам конец.
P.S> Все это не имеет целью оправдать вводимый законопроект (который к моменту рассмотрения может вообще превратиться в еще большее "черт знает что"), но, с моей точки зрения - возможно подчеркивает некоторые позитивные моменты, имеющиеся в данном направлении модернизации.
добавлено к размышлению: ...В гимназии, выбирая после первого класса предметы, которые я собирался изучать, я отказался от математики и физики. В то время мне казалось, что я уже знаю, какие вещи больше всего могут пригодиться мне в будущем. Сегодня я в этом уже не так уверен. Может быть, я тогда ошибся. ...В свое время я отказался от физики по той причине, что на уроках мы рисовали протоны и электроны, не понимая, что все это значит. Я от этого скучал. Мне было гораздо интереснее, обернувшись к девчонкам, сделать колечко большим и указательным пальцем левой руки и потыкать в это колечко указательным пальцем правой...
Эрленд Лу "Наивно. Супер"