В 2017 году ведущему предприятию судоремонта Южного региона исполнилось 130 лет. Предприятие прошло немалый путь становления от простой мастерской до судоремонтного завода со своими плавдоками, мастерскими, лабораториями и цехами. Сказ о его истории, прошлом и настоящем - далее)
Морской тральщик в доке ПД-30. Фото http://13srz.ru/ 2. К началу XX века в составе Черноморского флота находились 7 броненосцев, 2 броненосца береговой обороны, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 2 минных заградителя, 2 парохода и 8 транспортов. Всю эту братию, конечно же, надо было своевременно ремонтировать. По сему Технический комитет Севастопольского военного порта рассмотрел и утвердил генеральный план постройки судоремонтной мастерской в Килен-бухте.
Килен-бухта, 1885 год
3. 26 января 1887 года предписанием №1103 Главный командир Черноморского флота и портов Черного и Каспийского морей уведомил командира Севастопольского военного порта о разрешении создания временной механической мастерской. Поначалу все обрабатывающие станки с имели общую трансмиссию с ручным приводом (посменно по 9 часов), но к 1912 году с вводом в строй деревообделочного, кузнечного и такелажного цехов был установлен электродвигатель
4. В 1891 году в Южной бухте была создана электромеханическая мастерская Севастопольского порта. Мастерская производила ремонт портовых средств, катеров и шлюпок, артиллерийских щитов и мишеней. В 1913 году в здании мастерской были построены корпусной и литейные цеха.
Электромеханическая мастерская, фото 1939 года. Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
Созданные раздельно, обе мастерские по сути стали прародителями будущего 13-го судоремонтного завода Черноморского флота
5. В отчете о работе механической мастерской за 1922 год начальник технического отдела порта писал: "Рабочая сила - 350 человек. Выполнен производственный план: капитальный ремонт одного судна, средний ремонт четырех судов, двух больших и двух малых, малый ремонт восьми судов и катеров, капитальный ремонт четырёх барж, текущий ремонт шести барж, исправление четырёх шлюпок..."
6. Движение ударной красной производственной гвардии имени Первой пятилетки родилось именно в мастерских. Стали создаваться хозрасчетные бригады и бригады-коммуны. Бригада мастера Васенко С.К. и бригадира Г.В. Маковского была награждена Красным знаменем Крымского ЦИК и обкома ВКП(б) (на фото ниже)
Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
7. В первые же месяцы начала Великой Отечественной войны работники электромеханической мастерской приняли активное участие в работах по установке на тральщики "Трал" и "Шквал" размагничивающих устройств для обеспечения траления магнитных мин. Работами руководили будущие академики А.П. Александров и И.В.Курчатов. Благодаря теории, озвученной физиками и воплощенной "в металле" работниками мастерской, размагничивающие устройства спасли многие корабли от гибели.
8. 1 ноября 1941 года мастерские начали готовится к эвакуации в город Поти, малоприспособленный для приема большой ремонтной базы и не менее большого количества работников и их семей. Несмотря на трудности, рабочие и инженеры находили свободное время, чтобы самостоятельно улучшать свои бытовые условия, строить новые мастерские и вести монтаж оборудования. Лишь 22 апреля 1945 года коллективы мастерских смогли вернуться на транспорте "Волга" в родной Севастополь.
Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
9. В 1945 году на основании циркуляра ГШ ВМФ приказом начальника тыла ЧФ механическая и электроремонтная мастерские были объединены в Севастопольский судоремонтный завод Черноморского флота. Первым начальником завода был назначен инженер-капитан 1 ранга Айзин А.Б За восемь лет работы начальником завода капитан 1-го ранга Арон Айзин сумел превратить примитивные мастерские в настоящее судоремонтное предприятие, на котором ремонтировались большие корабли и подводные лодки Черноморского флота.
10. Однако наиболее решающую роль в развитии и становлении завода в XX веке сыграло назначение в 1953 году Парасенко М.И. на должность начальника. При нем ввели в эксплуатацию все основные цеха, начали строить жилье для работников, стадион "Металлист", у заводчан появилась собственная база отдыха "Батилиман", расположенная на Южном берегу Крыма.
11. По мере устаревания кораблей, полученных в качестве репараций, и прибытия новых крейсеров, подлодок, противолодочных кораблей со сложной радиотехникой, в 1966 году создается цех №24 - ремонт радиоэлектронного вооружения
Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
12. В начале 1970-х г.г. заводом был проведен большой объем работ по переоборудованию сухогруза "Восток-4" (проекта 596) в поисково-спасательное судно "Донбасс" (проект 596П), предназначенное для поиска и доставки космонавтов.
12.1 Всего по проекту 596П было переоборудовано 8 судов и только "Ямал" дожил до наших дней. Возможно перевод корабля на Балтийский флот спас "Ямал" от газового резака
Балтийское море Рейд Кронштадта, 2013 год
13. С 1971 по 1972 год завод строил опытную рейдовую бочку ОРП-71, предназначенную для заправки кораблей без захода в базу. ОРП-71 погружалась и всплывала по командам с берега (Фото не сохранилось)
14. В сентябре 1983 года главком ВМФ Горшков С.Г. поручает проработать возможность базирования самолетов Як-38 (вертикального взлета и посадки) на гражданских судах. Техническую сторону задания принимает на себя 13-й завод и приступает к переоборудованию верхней палубы сухогруза "Николай Черкасов" во взлетно-посадочную площадку.
Контейнеровоз "Николай Черкасов". Фото из журнала "Soviet Shipping 2'82"
14.1 Рабочие, инженеры и конструкторы предприятия справились с поставленной задачей всего за 6 дней (!) До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В. Васенков и А.И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Испытания показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18x24 м), выделенной для посадки СВВП.
Старт Як-38 (Борт «46») С Контейнеровоза «Николай Черкасов». На Палубе Стоит Второй Як-38 (Борт «44»). Фото с http://forums.airbase.ru
[Примечание..] Странно, что в книге "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.) название сухогруза изменено на "Михаил Черкасов" и ни слова не сказано, что переоборудование делали под СВВП. Наоборот упоминаются вертолеты, для которых вся "модернизация" и делалась. Вот так и верь военным) Да и в Сети фотографии только с СВВП.
15. Наступившая в 1985 году "перестройка" и последующая конверсия в ВПК, вынуждают руководство завода приступить к производству товаров народного потребления. Для этой цели выделяются помещения в цехах №№10 и 24. В здании цеха №10 налаживается производство блоков питания для цветных телевизоров "Фотон"
16. В 1987 году в кормовом аппарате подводной лодки "Б-36" происходит взрыв детонатора торпеды, повредивший торпедный аппарат и прочную переборку между 6-м и 7-м отсеками. По решению техупра ЧФ инженеры завода (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин) разработали технологию ремонта переборки и торпедного аппарата. Последующие испытания показали, что ДПЛ может эксплуатироваться без ограничений
Силуэт подводной лодки проекта 641.
17. В этом же году в честь 100-летия завода и за производственные успехи завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
18. В СССР проектированием нефтяных платформ и других компонентов морской нефте- и газодобычи занималось ЦКБ «Коралл». По проекту конструкторского бюро завод построил станцию по производству дизельного топлива. Заказчиком выступала Тюменская нефтяная компания.
19. К концу 1980-х г.г. завод содействовал постройке 285 квартир. Почти каждый работник, отработав на заводе не менее 10 лет, мог получить собственное жилье. Награды, люди забывались, а жилье, построенное предприятием, оставалось на века, как говорится.
20. С развалом СССР для судоремонтного предприятия настали трудные времена: оставшись верным Российской Федерации, завод оказался на территории нового государства. Прервались налаженные связи между организациями ВМФ, разбросанными по территории СНГ, прекратилось финансирование. Несмотря на все препятствия, работники завода оставались верными своему делу, проведя средний ремонт спасательного судна "Михаил Рудницкий"
Спасательное судно "Михаил Рудницкий" Черноморского Флота (фото В.Костриченко)
21. Тяжелая экономическая ситуация вынудила руководство завода отказаться от парового отопления, которое обеспечивала СевТЭЦ (ГРЭС), перейдя на собственные мощности типа "буржуйка". Полураспиленная тепловая магистраль до сих пор тянется от СевТЭЦ к 13 СРЗ.
СевТЭЦ в наши дни
22. К 1998 году численность персонала предприятия упала до 1314 человек, а задолженность по зарплате достигала (по разным данным) от 14 до 18 месяцев. С разделом флота в 1997 году, завод переходит в подчинение Черноморскому флоту. С подачи мэра Москвы Юрия Лужкова выделяются большие средства на завершение достройки РКР "Слава" - будущий ГРКР "Москва"
22.1 Решением командования флота ГРКР "Москва" переводится из Николаевского завода для проведения ремонтно-восстановительных работ на 13 СРЗ.
Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
22.2 Задействовав все свои мощности, 13 судоремонтный завод вывел крейсер на ходовые испытания в апреле 2000 года.
Скан из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
23. Завод в эти же годы выполнил ремонт подводной лодки пр. 877 (вероятно речь про ДЭПЛ "Алроса" пр. 877В), вернув тем самым лодку в боевой строй Черноморского флота
24. В 2002 году (2000 ?) работники завода, участвующие в ремонте СС "Эпрон", переводятся на круглосуточную работу с целью обеспечения ускоренного ремонта спасательного судна. СС "Эпрон" готовили к переходу на Северный флот для участия в спасательной операции затонувшей АПЛ "Курск".
25. С разрешения командующего Черноморским флотом в 2002 году завод приступает к ремонту ДПЛ "Запорожье" (пр.641) ВМСУ Украины. Эта подлодка в 1997 г. в соответствии с Соглашением о разделе ЧФ между Российской Федерацией и Украиной подводная лодка "Б-435" была исключена из состава Черноморского флота и включена в состав ВМС Украины.
Фото из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
26. Ремонт подлодки длился без малого 10 лет. Как шутят... не один адмирал на ней вырос. Слева от "Запорожья" - подводная лодка-мишень "СС-226" ЧФ, разделанная на металл в 2008 году.
26.1 В марте 2012 года подлодку поставили на стенд размагничивания. Моряки разных флотов отдают друг-другу честь.
27. В 2005-2006 г.г. 13-й завод впервые в своей истории выполнил работы по агрегатной замене РЛС МР-600 "Восход" на МР-650 "Подберезовик" на большом противолодочном корабле "Керчь".
28. В первое десятилетие XXI века завод освоил ремонт "кораблей 21 века" - РКВП пр. 1239 (шифр "Сивуч"), способствуя вводу в боевой строй Черноморского флота.
Скан из альманаха "Маринист Севастополя", специальный выпуск, 2017 г.
29. Драма "Адмиралъ" - фильм, рассказывающий о жизни и любви выдающегося боевого офицера военно-морского флота, полярного исследователя, а затем ставшего адмиралом, верховного правителя России - Александра Васильевича Колчака и Анны Тимиревой. Кинолента собрала в прокате по России без малого $34 млн, а в мире сборы достигли $38 млн.
29.1 Создателями фильма было принято решение о постройке корабля-макета, на котором велись съемки морских боев в киноленте. 13-й судоремонтный завод изготовил по чертежам киношников корабль под названием "Сибирскiй стрелокъ"
Фото из книги "Флагман судоремонта" Величко А.Т., Горбачев С.П. (2007 г.)
29.2 Корабль-макет, построенный на корпусе ракетной мишени, после обряда освящения батюшкой стал настоящим кораблем, который хоть и не имел собственного двигателя, но создавал непередаваемую атмосферу и дух военного корабля начала XX века.
29.3 У него были действующие торпедные аппараты, пушки, одну из которых разорвало от выстрела бутафорским снарядом.
29.4 Съемочная группа почти месяц жила и работала на "Сибирском стрелке". Таким образом 13-й судоремонтный завод ЧФ внес заметный вклад в коммерческий успех исторической драмы.
Все скриншоты взяты из этого фильма о фильме. Рекомендую ознакомиться.
30. Полноценный ремонт судов и кораблей невозможен без постановки в сухой или плавучий док. И с ростом водоизмещения кораблей, было принято решение в 1980 году доставить в Севастополь плавдок ПД-30 - один из самых больших в Южном регионе (подъемная сила 30000 тонн).
СКР "Сметливый" (пр.61) в плавдоке ПД-30 13-го завода. лето 2015 года
31.1 Доковый комплекс в 2017 году. На ремонте видны РКВП "Бора", СКР "Пытливый" (Ладный?), МРК "Штиль" (Мираж?).
28 января 2017 года
31.2 Док слегка подныривает, чтобы запустить (предположительно) на доковую операцию ДПЛ "Новороссийск" (?)
28 января 2017 года
32. Расположенный в Южной бухте док ПД-16 также относится к 13 СРЗ и является участником Великой Отечественной войны. Возможно это одна из причин, по которым его не списали на металлолом вместе с установленной в нем ДПЛ "Б-380 "Святой князь Георгий"" (пр. 641). Доку в этом году исполнится 76 лет.
28 января 2017 года
32.1 Вид на Южную бухту с доком ПД-16 со смотровой площадки рядом с пл. Ушакова.
29 января 2017 года
32.2 Вечерний взгляд с той же точки съемки
14 января 2017 года
33. Железнодорожная дорога в Севастополь - это извилистый путь сквозь туннели, проложенные в скальных породах. Сухарный, Графский, Белый, Цыганский, Троицкий,Городской, - шесть железнодорожных туннелей Севастополя, которые вы непременно пересечете, прибывая в Севастополь на электричке
34. Однако есть еще и седьмой железнодорожный туннель - внутренней ж\д системы ФГУП "13 СРЗ МО РФ".
28 января 2017 года
34.1 Ж\д путь ведет на часть территории, которую разделяет линия Крымской ж\д.
34.2 Когда-то железнодорожный переезд, тепловоз ТГМ23В48-1742 и ж\д краны работали, однако с развалом СССР вся эта инфраструктура замерла.
20 сентября 2013 года
34.2 Недавно один из ж\д кранов куда-то исчез )
35. История завода началась с Килен-бухты, на ней рассказ и завершу.
28 января 2017 года
35.1 В наши дни глубина бухты позволяет принять на ремонт столь крупные корабли как БДК пр. 775 и БДК пр.1171.
35.2 Покрасочное судно "ППКС-27", ДЭПЛ "Алроса", торпедолов (?), БДК "Орск" в затяжном ремонте, РКА "Шуя". Большая фальштруба слева на снимке - ВТ "Вологда-50"
28 января 2017 года
36. Бухта считается незамерзающей, но крепкие январские морозы с этим мнением не согласны)
02 февраля 2017 года
37. Пожелаем заводу собственного развития и успехов в поддержании технического состояния флота.
18 января 2017 года
Фото автора обозначены. Другие фото подписаны, либо сделаны переходы на первоисточники. [От себя....]Все фотографии сделаны с открытых мест и особо обеспокоенных "шпионами" прошу пройти налево. Так же при подготовке материала встретил парней из Челябинска, которые посмеялись с бдительных граждан, пытающихся людей с фотоаппаратами сдать в ФСБ, милицию или куда еще. "Тогда засуньте корабли в пещеры" (С)