СКР "Ладный" - корабль Черноморского флота, непосредственно связянный с Крымом своей постройкой на ССЗ "Залив" (Керчь). В феврале 2016 года исполнилось 35 лет с того дня, когда его включили в списки Краснознаменного Черноморского флота. Не спорю, что в Интернет об этом проекте писано-переписано, поэтому добавлю свою интересную нотку, которой поделился человек, служивший на этом корабле. Обо всем по порядку.
Фото из журнала "Военные знания" № 7 1989г
2. Корабль заложен в мае 1979 года и спущен на воду ровно через 1 год - в мае 1980 года.
3. В разные годы совершал международные визиты, участвовал в учениях, 08.05.1995 г. - в международном морском параде в Санкт-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне
СКР "Ладный" на параде в Санкт-Петербурге, май 1995 года
4. В 2011 году прошёл доковый ремонт в 13СРЗ
02 июня 2011 г.
5. Фотоподборка из моего архива. В 2014-м году за ремонт корпуса взялись основательно. Корабль неоднократно заходил и выходил из плавдока, подкрашивался, подваривался.
апрель-май 2014 года
6. К концу мая 2014 года корабль вышел из дока свежепокрашенным, нарядным)
7. Сторожевой корабль "Ладный" традиционно завершал военно-морские парады в Севастопольской бухте запуском ракето-торпеды из УРПК-4 "Метель". Летом 2015 года состоялся неудачный запуск ракеты: едва вылетев из контейнера, отстрелились стартовые двигатели, и ракета с торпедой упали в воду по правому борту корабля.
В ходе расследования установили НЕвиновность экипажа в неудачном запуске ракетоторпеды. Однако на следующий год СКР "Ладный" отстранили от активного участия в параде, поставив на бочки в парадный строй.
июль 2016 года
8. Швартовка корабля с подстраховкой буксиром МБ-23
10 сентября 2014 года
8.1
10 сентября 2014 года
9. Ошвартованный под краном 14-го причала СКР "Ладный"
14 октября 2014 года
10. БДК "Александр Отраковский" (031) и СКР "Ладный (801)
12. Сторожевой корабль "Ладный" в сумерках из заметки Флот вечерний
20 ноября 2015 года
13. В парадном строю в честь Дня ВМФ - СКР "Ладный".
26 июля 2016 года
Маститые ЖЖ-воды не советуют делать повествование в заметке в хронологическом порядке, последуем их совету) Далее фотографии, любезно предоставленные пользователем nazar-v с севастопольского городского форума.
14. В кадре трап "Ладного", Севастополь, Минная стенка. Дата неизвестна
15. В течение двух недель итальянские тележурналисты снимали фильм о советских моряках. Съёмки проходили на ракетном крейсере "Слава" (ныне ГРКР "Москва") и сторожевом корабле "Ладный".
Заметка из "Флага Родины". Год неизвестен
15.1 Собственно итальянцы, снимающие фильм на "Ладном"
16. Сторожевой корабль "Ладный" неподалеку от Балаклавы
1989 г.
17. Современная встреча "Коммуны" и "Ладного" в безопасных метеоусловиях.
17 июля 2015 года
17.1 Согласно заметке "Красной звезды" (авторы капитан 3 ранга В. Пасякин и старлей С. Шакиров) от 1988 года (именно тогда разбушевалась непогода), шквалистый ветер до 40 м\с в тот роковой день сорвал два бриделя и левую якорь цепь у СС "Коммуна" После чего спасательное судно понесло на СКР "Ладный". Команде корабля стоило не мало усилий, чтобы увести корабль от столкновения, нескольких людей чуть не смыло за борт, кто-то получил травмы. Капитан-лейтенант позже пришел в сознание.
N.B.:Тут журналисты скрыли, что шторм унес жизни трех моряков: капитана-лейтенанта Щалчкова (Щелчкова), матроса Миронюка и матроса Чёрного. Супруга офицера получила квартиру, а матросам присвоили ордена Красной звезды - посмертно.
Более подробно со слов очевидцев [Детали трагедии на СКР ]Это случилось 2 марта 1988г. За несколько дней до этого я попал в госпиталь, поэтому рассказываю со слов очевидцев. В этот день "Ладный" стоял где-то на Северной. До этого мы там никогда не стояли. Рядом была пришвартована какая-то дореволюционная посудина. Вечером часть офицеров и мичманов сошла на берег, в т.ч. командир и старпом. Старшим на корабле был ком. БЧ-2 Васильев. Через какое-то время обьявили штормовое предупреждение. Но вернуться на корабль уже было невозможно т.к. бухта была закрыта для катеров. Начался сильный шторм и старое корыто начало наваливаться на "Ладный". На корабле сыграли тревогу, несколько раз между кора*лями заводили кранцы, но ничего не помогало т.к. было сильное волнение и кранцы просто стирало в труху. Шторм усиливался, в результате чего на этом пароходе оборвало концы(стальные тросы!) и он со всей силой начал бить "Ладный" в борт. Было принято решение о выходе в море, чтобы там штормовать. Ночью начали экстренно сниматься с якорей, но один якорь не выбрался полностью и не стал в клюз. Когда вышли в открытое море, волны начали бить якорь о борт кора*ля. Возникла реальная угроза пробить якорем дыру в носовой части и утопить корабль. Сыграли "боевую". Баковую группу (боцманов и "румын" собрали в шпилевой рубке (посту). Точно не помню как называется это помещение (там стоят пульты управления носовыми шпилями и все курят в непогоду). Была поставлена задача: кому-то надо было выйти на бак, снять стопор с якорьцепи, дождаться пока выберут якорь и снова ее застопорить. Задание было очень опасное, т.к. бак заливало волнами. Решили, что пойдут опытные старослужащие Миронюк(3 г.) и Руслан Черный (2,5 г.). Старшим с ними пошел кап. л-т Щалчкова (Щелчкова) Когда они вышли на бак, их сразу же накрыла огромная волна. Ребята рассказывали, что было такое впечатление, будто бы корабль ударился об бетонную стену. Многие попадали с ног. Стало ясно, что случилась беда. Несколько человек, обвязавшись пожарными рукавами, вышли на бак. Черного и Миронюка на баке не было. Щалчкова (Щелчкова) нашли зажатого в металлических леерах. В лазарет его несли в одеяле. Его тело было похоже на холодец, ни одной целой кости. Умер он на следующий день не приходя в сознание. Тело Руслана нашли через несколько дней. Экспертиза показала, что он умер мгновенно. От Миронюка сначала нашли спасательный жилет. Через 2,5 месяца, в конце мая нашли и Миронюка, вернее то что от него осталось (опознали только по остаткам шинели). Его выбросило на пляж в районе Учкуевки. Похоронили их каждого у себя на родине. Салькова в Подмосковье, Черного в г.Счастье Луганской обл., Миронюка в Житомирской обл. Всех их посмертно наградили правительственными наградами. Только матерям от этого не легче. Вот такая грустная история. Если кто-то захочет дополнить меня, пишите. А вы, по всей видимости, либо наш начмедслужбы Королев, либо фельдшер по имени Саша(фамилию не помню)
18. Матросы в ожидании прибытия офицеров.
осень 1987/весна 1988 года
19. Сторожевой корабль на судостроительном заводе "Залив" (г. Керчь)
осень 1988 года
20. Частично сохранившийся коллаж к 20-ти летию противолодочного соединения (ныне это 30-я ДиНК)
21. Командир СКР "Ладный" капитан 3-го ранга Демиденко Александр Евгеньевич, по прозвищу "арбуз". Команде корабля запомнился тем, что в первый год своего командования "Ладным", занялся повышением боеготовности и укреплением дисциплины. Учебные тревоги играли по несколько раз на день. особенно перед отбоем. Больше всего любил устраивать "пожары" по ночам, вы наверняка были в аварийно-спасательной группе и "тушили" их. Ввел жесточайшую уставщину, по ночам не спал а ходил с фонариком по кубрикам и постам. И если что-то было не в порядке поднимал всю БЧ, строил на юте и рассказывал как надо служить. В общем "запарил" он тогда всех от матросов до офицеров (С)
22. Пионеры на Минной стенке
23. "Ладный" на боевой службе в Персидском заливе
1987 год.
23.1
24.
25. Репетиция Дня ВМФ.
1988 год
Благодарю Виталия Назарова за предоставленные фотографии, без которых эта история была бы не столь интересной, а так же членов экипажа, оставивших свои воспоминания на севастопольском городском форуме. По материалам: 1. http://www.kchf.ru/ 2. http://forum.sevastopol.info/ 3. http://fleetphoto.ru 4. Фотоподборка автора 5. Фотографии Виталия Назарова aka nazar-v