Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка

Nov 24, 2023 11:36






Этих двух знаменитых чехословацких путешественников знали по всему миру, а жизнь в ССССР в 50-60 годах невозможно представить без их увлекательных книг и репортажей из разных стран. Мирослав Зикмунд (Miroslav Zikmund) и Иржи Ганзелка (Jiří Hanzelka) пользовались огромной популярностью среди советских детей и молодежи, их популярность сопоставима со знаменитой командой Кусто. Эта пара путешественников объехала весь земной шар на автомобилях, побывав в десятках стран. Во время своих путешествий они встречались с большим количеством людей, посещали природные и архитектурные достопримечательности, проводили репортажи, снимали документальные фильмы, и написали десятки увлекательнейших книг о посетивших странах, их жителях и обычаях. Этими книгами, издававшимися в огромных тиражах, зачитывались миллионы советских детей, выросших в 50-60 -е послевоенные годы, многие также мечтали стать путешественниками, и чтение книг знаменитых чешских авторов сильно повлияло на выбор профессии многих людей.
Мирослав и Иржи родились в 1919 году в Чехословакии. Как и многие дети поколения 30-годов выросли на книгах Жюль Верна, полярных исследователей, первых рекордных авиаперелетов и на фоне ускорявшегося технического прогресса, мечтая о дальних странствиях в разные страны. Познакомились будущие путешественники в 1938 году, когда поступили в экономический колледж в Праге. Они быстро стали друзьями, у них были общие интересы и мечты. Во время учебы они задумали совершить кругосветное путешествие на автомобиле. Однако их планам помешала начавшаяся Вторая мировая война и оккупация Чехословакии фашистской Германией. Фашисты закрыли все чешские университеты и колледжи, поэтому друзья были вынуждены идти работать на разные рабочие места, чтобы помочь выжить своим семьям и родителям.
После окончания войны и освобождения Чехословакии от фашистов снова открылась возможность реализации мечты о путешествиях. Для столь масштабного дела требовались большие денежные средства, оформление множества документов. Поэтому Иржи и Мирослав обратились на завод Татра, производивший тогда автомобили. Они предложили дирекции завода рекламировать автомобили Татра за рубежом, просили оказать всяческую финансовую и государственную помощь в организации зарубежных поездок. После рассмотрения этой просьбы руководство Татры пошло навстречу. Свежеиспеченным путешественникам были выделены два легковых автомобиля Татра, а вопрос об обеспечении визами и различными документами был возложен на Академию Наук Чехословакии.
И вот в 1947 году началась первая поездка двух путешественников в другие страны. Длилась она три года. За это время они проехали весь Ближний Восток и всю Африку, побывав в десятках стран. Во время путешествия они делали репортажи и снимали фильмы, ставшие их визитной карточкой.
Руководство Чехословацкой Социалистической республики видя какой успех принесла эта поездка их гражданам, стала оказывать и официально организовывать автомобильные путешествия Ганзелки и Зикмунда по всему миру в целях рекламы чехословацких автомобилей и социалистического образа жизни. В 50 и 60-е годы путешественники совершили множество поездок по всем странам и континентам, проехав в общей сложности сотни тысяч километров по разным дорогам мира, и побывав в таких местах, где никогда не ступала нога не то что корреспондента, но и европейского человека. Благодаря репортажам и книгам Ганзелки и Зикмунда многие жители СССР и Европы знакомились с жизнью разных стран, узнавали традиции и обычаи местных жителей, любовались местными достопримечательностями.
Путешествия по Советскому Союзу занимали очень значительную часть путешествий знаменитых путешественников. Нашу огромную страну они объехали вдоль и поперек от Владивостока до Калининграда. Через нашу страну они проезжали в страны Юго-Восточной Азии и Японии. Больше всего они посетили районы Дальнего Востока, Сибири, Урала и Средней Азии, а европейскую часть страны посещали меньше. Всюду они встречались с огромным количеством разных людей от простых тружеников до известных политиков, ученых, писателей, спортсменов, военных, театральных деятелей, директоров предприятий. Они не раз бывали в оленьих стойбищах северной тундры, нефтяных месторождений, хлопковых полях и садах среднеазиатских пустынь, воинских частях, крупных сибирских стройках, промышленных предприятиях, научных учреждениях, школах. больницах, колхозах, рыболовецких траулерах, высокогорных аулах и многих других местах нашей необьятной страны. Всюду их встречали с радушием и большим интересом. Поездки по Советскому Союзу организовывала Академия Наук СССР и Комитет Госбезопасности. Всюду чешских путешественников сопровождали представители спецслужб, строго следя, чтоб не посещались закрытые и секретные обьекты, а в прессу не проникала нежелательная информация.
Тем не менее Иржи и Мирослав в своих репортажах упоминали негативные стороны жизни СССР. О них они упомянули в многостраничном отчете, сделанном ими для руководства СССР. В нем они писали об плохом состоянии многих автомобильных дорог нашей страны, отсутствии асфальтового покрытия на многих из них, особенно в восточной части страны, и полном отсутствии нормальных дорог в Сибири, Дальнем Востоке и севере, об убогом и неприглядном виде многих советских городов и сел, отсутствии благоустройства, систем канализации, многих удобств для людей, товарный дефицит и недостаток многих товаров в магазинах, разбазаривание материалов и бесхозяйственность, бюрократизм и коррупцию чиновников, низкий уровень жизни населения. Но они всегда говорили о том, что нигде не встречали таких отзывчивых, открытых и бескорыстных людей, как в Сибири. Наряду с перечислением недостатков в своем отчете чешские путешественники предлагали пути разрешения этих проблем, способы повышения производительности труда и эффективности производства на заводах. Также они приводили экономические расчеты об эффективности и сбережения средств при прокладки асфальтовых дорог в колхозы и совхозы. Руководство СССР этот доклад посчитало антисоветским и дискредитирующим социалистический строй, после этого поездки Ганзелки и Зикмунда по нашей стране были прекращены.
В 1968 году в Чехословакии произошли события Пражской Весны, ввод в страну войск Варшавского Договора. В ходе этих событий Иржи и Мирослав поддержали Пражскую Весну, и поэтому после того как антисоциалистические выступления в ЧССР были подавлены, их путешествия прекратились, а они оба остались без работы, попали в опалу официальных властей. Все их репортажи и публикации книг прекратились и оказались под негласным запретом. Знаменитых до этого на весь мир путешественников не приглашали ни на радио, ни на телевидение, нигде в прессе об них не упоминали. Ганзелка и Зикмунд стали простыми рабочими, работали садовниками, слесарями, на ремонтах железных дорог, и занимались приусадебными участками. Оба обзавелись семьями и домашним хозяйством.
После распада Чехословакии об этих путешественниках снова вспомнили. Новое руководство Чехии наградило их за их былые заслуги, их снова стали приглашать на телевидение и различные мероприятия. Друзья снова решили возобновить свои поездки, даже совершили несколько небольших путешествий в страны Ближнего Востока. Однако возраст у них был уже не тот, да и финансовые возможности ограничены. Государство в отличие от социалистической Чехословакии никак не помогало и не собиралось помогать в организации поездок. К тому же в начале 90-годов далеко вперед ушли телевидение и радио, появилось множество программ и передач об других стран и путешествиях, по всему миру колесили тысячи репортеров, рассказывая о жизни других стран. Стали появляться новые виды связи в виде кабельного телевидения и интернета. Выехав снова в путешествие в 90-х годах Иржи и Мирослав отмечали, что после краха социалистического строя в СССР, Восточной Европе и Азии мир стал гораздо опаснее, появились очаги гражданских и локальных войн, вырос терроризм и преступность, путешествовать по многим странам стало очень рискованно. Они с ностальгией вспоминали свои путешествия в послевоенные годы, новые поездки больше не совершали. Постепенно отошли от активной общественной жизни, и жили спокойной жизнью в окружении своих семей и близких. Иржи Ганзелка скончался в 2003 году на 80 году жизни. Мирослав Зикмунд умер буквально на днях 2 декабря 2021 года в возрасте 102 лет в своем доме в чешском городе Злине.
Для многих поколений послевоенной эпохи эти путешественники были настоящими героями и кумирами, благодаря их книгам и репортажам многие люди также стали активно путешествовать, выбирать профессии моряков. летчиков, водителей автомобилей, машинистов поездов, полярниками, геологами, географами, журналистами, работниками телевидения, и другие виды деятельности. где нужно много ездить и иметь большой кругозор. Зикмунд и Ганзелка в своем деле стали первопроходцами, до них никто не вел репортажи из малопосещаемых и отдаленных экзотических мест. Знаменитые чешские путешественники внесли весомый вклад в изучение многих мест нашей планеты, и приобщению миллионов людей к красотам разных стран и изучению жизни народов мира.

Прага, книги, Чехия, история, путеводитель

Previous post Next post
Up