http://echo.msk.ru/programs/creditworthiness/636433-echo/ М.ХАЗИН: Ну, если они суверенные, в чем проблема? Денег напечатал и погасил. Только у нас могли объявить дефолт по собственным обязательствам. Казалось бы, в чем проблема? Напечатай и раздай.
К.ПОХМЕЛОВ: Тем, кому должны.
М.ХАЗИН: Но в этом случае конкретные ребята теряли конкретные деньги. Еще раз говорю - дефолт 98-го годы был крупнейшей бизнес-аферой в нашей стране.
_______________________
М.ХАЗИН: При Великой депрессии в США в 30-е годы от голода умерло миллиона два человек. Так что чего тут удивительного? Ну да, голодают. Ну да. Так я и говорю, что, на самом деле, мы очень сильно с США параллельно двигались. И голодоморы у нас были примерно одинаковые - в начале 30-х, и все остальное. Я даже не знаю, где начались раньше. Скорее, даже в США началось это раньше. То есть, на самом деле, нужно четко совершенно понимать, что экономические законы носят достаточно универсальный характер, нравится это кому-то или не нравится. Разумеется, потом идеологи что-нибудь напишут умное и скажут - нет, в США свобода, а Россия тоталитарное государство. Я напоминаю, что в США карательная психиатрия работала ничуть не хуже, чем в СССР. Я уже всем предлагаю прочитать биографию Френсис Фармер, актрисы, которой лоботомию сделали за излишнюю тягу к свободе. Так что надо четко совершенно понимать, что когда вам что-то рассказывают, то надо проверять, чего реально стоят эти рассказы. И в этом смысле голод в США - вещь вполне реальная. А если кризис будет продолжаться, то вообще непонятно, как этих людей кормить, на какие деньги. Понимаете, в США же железная логика: если у тебя нет денег, то ты не имеешь права ничего покупать. Да, теоретически они будут развивать все эти системы социальной поддержки, но будут ли они работать для всех, это отдельный вопрос, потому что денег-то не будет у людей. В общем, всякие будут проблемы.
К.ПОХМЕЛОВ: Дима из Санкт-Петербурга: «Как вы оцениваете роль банка Голдман Сакс в нынешнем кризисе? Была ли она определяющей, как считают в некоторых статьях американские аналитики?»
М.ХАЗИН: Ну, есть там два банка, которые реально определяют ситуацию на Уоллстрите, в Белом Доме и в ФРС. Это GP Morgan и Goldman Sachs. Собственно, большинство американских финансовых чиновников, министр финансов, руководитель группы экономических советников Белого Дома, они все выходцы из Goldman Sachs. Была смешная история осенью прошлого года. Где-то в сентябре-октябре. Мне позвонил очень известный наш финансовый аналитик Сергей Егишьянц и с некоторой усмешкой сказал: «Михаил Леонидович, знаете, тут назначили человека, который будет распределять деньги по плану Полсена, 700 миллиардов долларов. Знаете ли вы, кто?» Я говорю: «Не знаю, кто, естественно, но знаю, где он раньше работал - в Goldman Sachs». «Правильно», - сказал Сергей. Это бывший руководитель финансовой безопасности, которому на тот момент было 35 лет. Вот надо четко совершенно понимать, что во всей этой системе, которую я описал - ФРС, рейтинговые агентства, страховые компании, аудиторские компании, консалтинговые компании - есть ключевой элемент. Это те банки, которые являются акционерами учредителями ФРС и, соответственно, идеологами всей этой большой системы. И вот на сегодня это банки GP Morgan и Goldman Sachs.