Для построения российской финансово-инвестиционной системы необходимо сконцентрировать денежную эмиссию на рефинансировании коммерческих банков под обязательства производственных предприятий. При этом возникнет конкуренция между банками за клиентов в среде производственных предприятий ради доступа к рефинансированию со стороны Центрального банка. В результате кредитный рынок из рынка продавца, монополизированного крупными коммерческими банками, превратится в рынок покупателя, конкурентная борьба на котором повлечет снижение процентных ставок.
При создании системы целевого управления денежным предложением можно воспользоваться опытом послевоенного восстановления Западной Европы (эмиссия под векселя производственных предприятий посредством рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия под планы модернизации производственных предприятий через государственные банки). Можно также задействовать опыт финансового планирования в Индии (эмиссия под приоритетные направления развития) или управления кредитными потоками в Японии (эмиссия под государственные приоритеты). Не следует игнорировать и опыт США, эмитирующих деньги под долговые обязательства правительства. Подавляющая часть эмитируемых долларов используется ими для финансирования дефицита государственного бюджета.
Как показал наш собственный опыт, необеспеченная денежная эмиссия для беззалогового кредитования коммерческих банков оборачивается спекуляциями против рубля и подрывает устойчивость государственной финансовой системы. В отличие от нее, деньги, поступающие в экономику через госрасходы, в ней и остаются, способствуя монетизации экономики и поддержанию производства. Из этого следует предпочтительность эмиссии на финансирование бюджетного дефицита по сравнению с эмиссией без обеспечения. Это означает нерациональность расходов бюджета при одновременной эмиссионной накачке коммерческих банков.
В условиях кризиса секвестр расходов госбюджета вызовет сокращение конечного спроса и дальнейший спад производства, а также нарастание неплатежей. Происходящее в результате этого снижение реальных доходов населения повлечет новую волну сокращение спроса и сжатия производства. Как показал опыт 90-х годов, секвестр госрасходов на 1 рубль порождает неплатежи на 5-6 рублей, вызывая разрушение производственно-технологических связей и спад производства. В свою очередь, необеспеченная денежная эмиссия в пользу коммерческих банков, выливаясь на валютный рынок, влечет девальвацию рубля и повышение инфляции. Таким образом, одновременное секвестирование расходов бюджета и расширение эмиссионного кредитование коммерческих банков повлечет сочетание сжатия производства, инфляции и падения уровня жизни населения.
Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития. Для этого необходимо ввести правовые нормы, регулирующие поведение банков должным образом: вместо кредитов без обеспечения увязать условия доступа к кредитному окну Центрального банка с обязательствами по целевому использованию получаемых кредитов. Это можно сделать комбинацией косвенных (рефинансирование под залог векселей платежеспособных предприятий) и прямых (софинансирование государственных программ, предоставление госгарантий) способов денежного предложения. При этом важно также четко определить меры ответственности за нецелевое использование получаемых от государства кредитных ресурсов, в том числе восстановить нормы валютного контроля.
Валютный контроль является необходимым условием снижения процентных ставок и расширения кредитования реального сектора экономки. В его отсутствии коммерческие банки направляют получаемые от денежных властей кредитные ресурсы на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубля и лишая смысла государственную поддержку банковской системы. Альтернативой введению государственного контроля за валютными операциями капитального характера и, соответственно, разрешительного порядка вывоза капитала могла бы стать стабилизация обменного курса рубля на период антикризисных мер.
Для признания рубля в качестве одной из мировых валют наряду с мерами по стабилизации его курса необходимо создать условия для расширения его использования в международных расчетах. Для этого необходимо перейти на ценообразование и внешнюю торговлю природным газом, нефтью, металлами, военной техникой за рубли, обеспечить рублевое кредитования экспорта российских товаров, а также максимально удешевить рублевые валютообменные операции. Последняя задача может быть решена при помощи Межгосбанка СНГ, который, имея корреспондентские отношения с центральными банками всех государств Содружества, может на порядок снизить транзакционные издержки валютообменных оперций.
После принятия всех перечисленных выше мер возможно наращивание денежного предложения как необходимое условие поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности. В отличие от эмитентов мировых валют кризис в России вызван не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала на износ вследствие острого недостатка инвестиций. Сегодня необходимо сконцентрировать внимание на расширении внутреннего рынка, структурной перестройке экономики на основе нового технологического уклада, создании самодостаточной, опирающейся на внутренние источники денежного предложения, инвестиционной системы. Для этого необходимо предпринять следующие действия. При этом принципиально важно придерживаться общей стратегической линии на подъем инновационной активности и модернизацию экономики, согласовывая с ней все антикризисные мероприятия.
В денежной политике:
1. Изменить технологию денежного предложения, прекратив его привязку к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта. Эмиссию рублей вести под спрос на рубли со стороны российских хозяйствующих субъектов.
2.Активизировать работу государственных институтов развития по кредитованию долгосрочных инвестиций в перспективных направлениях экономического роста путем безлимитного рефинансирования соответствующих операций со стороны Центрального банка
3. Отказаться от административного планирования количества денежной массы и базы. Перейти на косвенное регулирование денежного предложения посредством регулирования ставки рефинансирования. Вести эмиссию рублей преимущественно на цели рефинансирования коммерческих банков, а также на приобретение золота, ограничив приобретение иностранной валюты задачей поддержания курса рубля на установленном уровне.
4. Кардинально расширить ломбардный список Центрального банка, включив в него векселя платежеспособных системообразующих предприятий, работающих в приоритетных направлениях формирования нового технологического уклад. Наряду с ценными бумагами ломбардного списка использовать в качестве обеспечения при рефинансировании коммерческих банков поручительства организаций-заказчиков федеральных целевых программ.
5. Увеличить сроки кредитов, выдаваемых на рефинансирование коммерческих банков, до двух-трех лет.
6.Снизить ставку рефинансирования до уровня, соответствующего средней норме рентабельности обрабатывающей промышленности. В дальнейшем снижение ставки рефинансирования увязывать с целями повышения экономической активности.
7.Ввести временное регулирование ставок процента по кредитам и депозитам, увязанное со ставкой рефинансирования. Ограничить предельную величину банковской маржи в 2 %.
8.Восстановить валютный контроль. При этом сохранить свободное приобретение иностранной валюты для финансирования текущих операций. Ввести норму, позволяющую задерживать вывоз иностранного спекулятивного капитала на срок до года для нейтрализации спекулятивных атак против рубля.
Для структурной перестройки экономики и ее модернизации на основе нового технологического уклада:
9. Целевое управление денежным предложением проводить с учетом приоритетов структурной политики, соответствующим образом определяя перечень предприятий, векселя которых включаются в Ломбардный список Центробанка, предусматривая лимиты кредитных ресурсов на финансирование внебюджетных частей федеральных программ, используя госгарантии и иные регулирующие меры, создающие стимулы для направления средств в перспективные отрасли.
10.Активизировать работу государственных институтов развития по ключевым направлениям становления нового технологического уклада (нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии), введя ответственность их руководителей за своевременное и эффективное освоение выделяемых средств.
11.Принять федеральный закон «О стратегическом планировании», в котором предусмотреть нормы планирования и контроля работы институтов развития, госкорпораций, а также требования к исполнителям федеральных целевых программ.
12.Использовать средства Фонда национального благосостояния для импорта новейших технологий и защиты прав интеллектуальной собственности российских лиц за рубежом.
13.Удвоить государственные расходы на НИОКР и стимулирование инновационной активности.
14.Принять целевые программы реализации Концепции долгосрочного развития России до 2010 года, предоставив их заказчикам право на предоставление гарантий под привлечение кредитов на реализацию программных задач.
15.Законодательно стимулировать освоение отечественной энергосберегающей и экологически чистой техники (светодиодов, солнечных батарей, нанопорошков, электромобилей, систем автоматизированного контроля за теплопотреблением в ЖКХ и пр.), введя как нормы по запрету эксплуатации энергорасточительных и экологически грязных технологий, так и льготы потребителям передовой техники.
Для поддержания внутреннего спроса:
16.Осуществлять государственные закупки, а также закупки контролируемых государством предприятий (прежде всего, Газпром, Роснефть, Аэрофлот, РЖД) преимущественно у отечественных товаропроизводителей.
17.Обеспечить создание и полноценное функционирование общего продовольственного рынка СНГ. Разработать и реализовать межгосударственную программу ЕврАзЭС по модернизации инфраструктуры продовольственного рынка.
18.Разработать и осуществить программы модернизации транспортной, жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры на российской технологической базе.
19. Отказаться от секвестирования бюджетных расходов, осуществлять о финансирование его дефицита за счет эмиссии Резервного фонда и долгосрочных низкопроцентных государственных обязательств, включаемых в ломбардный список Центробанка.
20.Изъять в доход федерального бюджета прибыль Банка России, образовавшуюся вследствие трансформации нерыночных государственных обязательств в рыночные за последнее десятилетие.
21. Для компенсации сократившихся доходов бюджета: привести экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых на газ в соответствие с налогообложением нефти в расчете на единицу энергетического эквивалента; увеличить акцизы на алкоголь, табак, дорогие автомобили; ввести акцизы на предметы роскоши; восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога и платежи за загрязнение окружающей среды в соответствии с нормами ЕС.
22. Выделение кредитных ресурсов Сбербанку увязать с реализацией программы восстановления дореформенных сбережений населения.
Для создания в России мирового финансового центра:
23.Перейти во взаимных расчетах в СНГ на рубли и другие национальные валюты, в расчетах с ЕС - на рубли и Евро, с Китаем - на рубли и юани
24.Перейти к осуществлению расчетов в рублях за экспортируемые из России углеводороды, металлы, химические удобрения, лес и другие сырьевые товары. При этом, при необходимости следует предусматривать выделение стабилизационных рублевых кредитов государствам-импортерам российской продукции для поддержания товарооборота.
25. Заместить инвалютные займы государственных кампаний рублевыми кредитами через государственные коммерческие банки.
26.Создать все необходимые технические условия для ведения рублевых счетов иностранными лицами, включая открытие корсчетов в рублях иностранными банками в российских коммерческих банках.
27. Сделать использование рублей более предпочтительным по отношению к инвалютным операциям, повысив резервные требования к российским банкам по инвалютным активам, которые должны быть выше, чем по рублевым.
28.Ввести полное государственное гарантирование банковских вкладов в рублях. Одновременно отменить государственные гарантии на валютные вклады.
29. Временно зафиксировать обменный курс рубля на сложившемся уровне.
30. Обеспечить при поддержке Межгосударственного банка СНГ создание расчетно-платежной системы ЕврАзЭС.
31. Организовать на ММВБ прямую котировку иностранных валют к рублю, включая национальные валюты СНГ.
32. Обеспечить беспрепятственное осуществление валютных операций банками государств ЕврАзЭС на территории Сообщества при соблюдении норм валютного контроля.
В сфере ценообразования:
33.Заморозить на два года регулируемые тарифы, включая тарифы на газ, тепло, электроэнергию, связь, железнодорожные перевозки.
34.Резко ужесточить антимонопольное регулирование. Провести антимонопольную кампанию с наказанием предприятий, злоупотребляющих монопольным положением путем завышения цен.
35. Ввести реестр рекомендуемых цен на основные продукты питания, топливо, сырьевые товары.
36.Организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом, минеральными удобрениями, металлами, другими сырьевыми товарами в рублях. Обязать производителей биржевых товаров продавать через зарегистрированные Правительством России биржи не менее половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт.
37. Номинировать в рублях цены на экспортируемые из России газ, нефть, лес, минеральные удобрения, металлы, другие биржевые товары.
Для стимулирования экономической активности и малого бизнеса:
38.Создать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, передав его в доверительное управление ТПП. Включить обязательства этого фонда в Ломбардный список Центробанка. Централизовать в этом Фонде все нераспределенные кредиты, выданные государством на эти цели.
39.Обязать Сбербанк, ВТБ и Банк Развития выделять определенный лимит кредитных ресурсов на предоставление ссуд малым предприятиям.
40.Поручить Генпрокуратуре осуществлять контроль за соблюдением норм по ограничению административных и налоговых проверок.
41.Ввести мораторий на преследования предприятий по налоговым платежам за прошлые годы.
42. Разрешить предприятиям образовывать инновационные фонды с отнесением соответствующих расходов на себестоимость продукции.
Для повышения эффективности прав собственности:
43.Создать центральный депозитарий, в котором организовать учет прав собственности на все акции российских предприятий. Обязать конечных владельцев акций российских предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах.
44.Зарезервировать в государственной и муниципальной собственности все неприватизированные земли, отменив нормы Земельного кодекса об их спонтанной приватизации. Предоставлять эти земли в пользование или аренду для целей строительства в соответствии с генеральным планом развития соответствующих населенных пунктов.
45.Изъять у нефтяных кампаний, предприятий других отраслей добывающей промышленности неэксплуатируемые скважины и другие месторождения природных ресурсов с целью их последующей передачи в эксплуатацию заинтересованным арендаторам.
46.Изъять в государственную собственность необрабатываемые более трех лет сельскохозяйственные земли с целью их предоставления в эксплуатацию заинтересованным пользователям.
47. Активизировать работу по возвращению государству незаконно отторгнутых активов.
В планы по реформированию международных валютно-финансовых отношений от имени России предложить:
48.Усилить контроль за операциями финансовых институтов с использованием балансовых и забалансовых инструментов, обеспечением адекватного уровня качества их активов и пассивов. Осуществить взаимное списание необеспеченных забалансовых обязательств и запретить совершение сделок с забалансовыми инструментами.
49.Ввести ограничения на проведение финансовых операций с оффшорными зонами, избегающими общепринятых стандартов открытия информации и контроля.
50.Предложить всем государствам-эмитентам мировых резервных валют (США, ЕС, Япония) обеспечить бездефицитность государственного бюджета и платежного баланса, а также беспрепятственное приобретение их активов.
51.Признать несостоятельность рейтинговых агентств и отказаться от использования выставляемых ими рейтингов в качестве оценки рисков соответствующих заемщиков при размещении государственных резервов. Предоставить коммерческим банкам самостоятельность в оценке рисков своих заемщиков, обязуя их резервировать средства в зависимости не от рейтингов, а от кредитных историй заемщиков и надежности залогового обеспечения.
52.При оценке залогов руководствоваться их средневзвешенной рыночной стоимостью за предшествующие три года.
53.Ввести общемировой налог на совершение валютных спекуляций в размере 1% от суммы операции с использованием получаемых поступлений на решение глобальных проблем (предотвращение и устранение последствий глобальных катастроф, борьба с голодом и болезнями, поддержка образования и др.).
Академик РАН С.Ю.Глазьев