Преимущества плановой экономики.

Mar 01, 2009 14:03


mbpolyakov пишет

Как быть дальше?


Интересный текст. Автор сравнивает советскую и современную российскую экономические модели, анализирует ошибки, сделанные нынешними правителями и задается вопросом - как выйти из сегодняшнего кризиса?

Цитата: Сломав эффективную плановую экономику, уничтожив по рецепту МВФ конкурентоспособную наукоёмкую российскую промышленность, Россия сразу превратилась из перворазрядной в экономически третьеразрядную страну. Она даже не смогла воспользоваться благоприятной конъюнктурой мировых цен на сырьевые товары, поставщиком которых стала для развитых стран. Мы уже вынуждены завозить бензин, так как из 27 нефтеперерабатывающих заводов на территории Российской Федерации один был построен в царское время, 16 - во времена Сталина, 8 - в хрущёвский период, 2 - в брежневский. Если в Китае только в нефтехимической и химической промышленности ежегодно строится 50 заводов, то в России за 17 лет не построено ни одного.
В “разбитом корыте” российской экономики физические объемы производства по большинству видов продукции в среднем составляют только 25-50% от его уровня в 1990 году, а производство значительного числа наукоемких изделий утрачено полностью. А ведь СССР занимал 28% мирового рынка судостроения и 30% мирового рынка самолетостроения. Российская Федерация в составе СССР в год производила более 70 тысяч станков, роторно-конвейерных линий и роботизированных комплексов и поставляла их в 100 стран мира, в том числе в ФРГ и Японию.

Наши реформаторы очень любят хвастаться тем, что повернули Россию с тупикового социалистического пути развития на магистральный рыночный, которым якобы идёт весь мир. Но одно дело - закидывать с телеэкрана публику тухлыми пропагандистскими штампами и совсем другое - реально разобраться, по каким именно магистралям идут наиболее успешные государства мира.
Экономические магистрали
Фундаментальные основы современной экономической науки и практики - это вовсе не те представления о свободном рынке, которые бытовали в середине позапрошлого века, с грехом усвоенные нашими реформаторами, когда те учились в советских вузах. Они базируются на государственном регулировании процессов, протекающих в экономике, включая рыночный сектор, который, кстати, имелся и в СССР.
Так, после Великой депрессии 1929-1933 годов в Соединённых Штатах и ещё 98 странах мира ежегодно составляются и применяются тысячи межотраслевых балансов. За разработку по заданию ООН в 1970 году балансов развития мировой экономики автору этого метода В. Леонтьеву в 1973 году была присуждена Нобелевская премия.
Именно магистральный вектор развития экономической науки привёл, казалось бы, к невозможному: советниками правительства коммунистического Китая по вопросам совершенствования плановой социалистической экономики стали американские экономисты Джозеф Стиглиц и Кеннет Эрроу. Первый из них получил в 2001 году Нобелевскую премию за доказательство того, что конкуренция - не тот механизм, который позволяет рынку уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, что понятие “информация” может заменить понятие “конкуренция” и стать базовым для анализа рынков. Второй получил Нобелевскую премию за доказательство теоремы, утверждающей, что невозможно путем демократических процедур сделать оптимальный выбор при наличии хотя бы двух предпочтений у двух участников, это возможно только на основе “диктаторского правила”.
Соединение новейших экономических разработок с практикой планового социалистического хозяйства привело к потрясающим результатам. Китай, экономика которого в 1983 году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) в 2,5 раза отставала от экономики РСФСР, к 2009 году опережал Россию в 7 раз, а по объему обрабатывающих производств - в 40 раз.
Даже в нынешней витрине “свободного мира” - США - 40% ВВП перераспределяется с участием государства. Там, между прочим, функциями государства является выявление перспективных направлений научно-технического развития и создание совместно с бизнесом серийных инновационных технологий и продукции. На эту совместную предпринимательскую деятельность государство ежегодно расходует более 300 миллиардов долларов.
Не в пример России, практически превращённой нынешней властью в сырьевой придаток Запада, правительства ряда прежде слаборазвитых стран, добывающих углеводороды (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бахрейн, Иран, Малайзия), провели в период высоких цен на нефть диверсификацию экономики. Они построили десятки новых заводов по глубокой переработке сырья, производству оборудования и товаров широкого потребления.
В результате, например, Объединенные Арабские Эмираты к 2006 году вышли на первое место в мире (после офшорных зон) по ВВП на душу населения, обогнав США и Норвегию. Секрет успеха в том, что в этих странах сырьевые отрасли национализированы, а в Российской Федерации, наоборот, приватизированы и управляются так называемыми эффективными собственниками. И там так же, как в развитых странах, существуют системы стратегического планирования на основе ежегодного составления тысяч межотраслевых балансов. И, кроме того, там были до нуля снижены налоги во всех секторах экономики, кроме нефтяного.
Экономически грамотные специалисты в органах власти этих стран перенесли налоговую нагрузку, как того требуют современные основы рыночной экономики, с накопления на потребление, но не на всё, а на “излишнее потребление” и с общего дохода субъектов хозяйствования на финансовые результаты. Суммарная налоговая нагрузка на доход предприятия и факторы производства во всех отраслях, кроме нефтедобычи, у них, как правило, не превышает 10% от валового дохода и взимается только с полученной прибыли.
“Особый” путь России
В Российской Федерации налоговая нагрузка с учетом бюджетов регионов и отчислений в государственные социальные фонды (без учета рентных платежей нефтяной отрасли) составляет 38-48% от валового дохода предприятий, то есть превосходит оптимальную в 4-5 раз. Это лишает предприятия собственных финансовых источников развития.
При этом власть стенает о недостаточной ответственности бизнеса, самостоятельно не организующего структурный переток капитала, не ведущего модернизацию производства и создание инновационной продукции. Иными словами, пытается переложить свою задачу на бизнес.
Она никак не может уяснить или делает вид, что не может, элементарного: экономические законы рыночной экономики не предполагают наличия социально или инновационно ответственного бизнеса. Чтобы узнать об этом, достаточно открыть любой современный учебник по экономике. В рыночном хозяйстве целью любого бизнеса является извлечение максимальной прибыли. Это подтверждается не только “Капиталом” Маркса, но и вековой зарубежной и отечественной практикой.
Юристы и политтехнологи, заполонившие российскую власть, и прислуживающие им “экономисты” разлива сегодняшней Академии народного хозяйства или Финансовой академии, очевидно, не приучены знакомиться с современными серьезными работами по экономике, требующими для их понимания современной экономической подготовки и практической работы. Свидетельство тому - продолжающаяся деиндустриализация, деградация ключевых для любой экономики отраслей, таких, как электроника, станко- и машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство.
Сломав эффективную плановую экономику, уничтожив по рецепту МВФ конкурентоспособную наукоёмкую российскую промышленность, Россия сразу превратилась из перворазрядной в экономически третьеразрядную страну. Она даже не смогла воспользоваться благоприятной конъюнктурой мировых цен на сырьевые товары, поставщиком которых стала для развитых стран. Мы уже вынуждены завозить бензин, так как из 27 нефтеперерабатывающих заводов на территории Российской Федерации один был построен в царское время, 16 - во времена Сталина, 8 - в хрущёвский период, 2 - в брежневский. Если в Китае только в нефтехимической и химической промышленности ежегодно строится 50 заводов, то в России за 17 лет не построено ни одного.
В “разбитом корыте” российской экономики физические объемы производства по большинству видов продукции в среднем составляют только 25-50% от его уровня в 1990 году, а производство значительного числа наукоемких изделий утрачено полностью. А ведь СССР занимал 28% мирового рынка судостроения и 30% мирового рынка самолетостроения. Российская Федерация в составе СССР в год производила более 70 тысяч станков, роторно-конвейерных линий и роботизированных комплексов и поставляла их в 100 стран мира, в том числе в ФРГ и Японию.
Сегодня в Российской Федерации не просто не выполняются программы создания новой техники и вооружений, например, самолета “Суперджет”, системы “Глонасс”, ракеты морского базирования “Булава”. Само принятие этих программ выглядит грандиозной профанацией и обманом в условиях потери производства материалов, элементной базы, станков, проданных на металлолом, малотоннажной химии, отраслевых институтов, квалифицированных инженерных и рабочих кадров, отсутствия государственного планирования.
Весь прирост ВВП в последние годы был получен за счёт спекулятивных пузырей на рынке сырья (нефти в 2008 году добывалось в физических объемах меньше, чем в 1990 году), на строительном и фондовом рынках (в 2008 году введено жилья 60% к уровню 1990 года), в сфере торговли, где цены на продовольствие, другие товары конечного потребления давно превысили европейские и американские. Поэтому, несмотря на рост ВВП в рублевом исчислении, среднедушевое потребление мясных, молочных и других продуктов в России остаётся на отметке 60-70% от уровня потребления 1990 года. А по инте-гральному показателю качества жизни страна занимает 151-е место в мире.
Куда нас ведут
Задавать вопрос, почему Россия отказалась от признанной всеми эффективной плановой экономической системы и попала в ловушку “вашингтонского консенсуса”, поставленную США для своих конкурентов, бессмысленно. Сейчас уже ни для кого не секрет, что США применили против СССР, а сейчас используют против России так называемые технологии “мягкой силы” (soft power).
Суть их незамысловата, хотя и тщательно скрывается. Финансируются отдельные люди (“агенты влияния”) и по грантам - некоммерческие и коммерческие организации, которые на полученные деньги организуют протестные действия, стремясь запугать, парализовать и захватить власть. Далее захваченной ими стране выделяются небольшие деньги, на которые оплачиваются услуги зарубежных консультантов. Под их руководством под видом реформ осуществляется захват наиболее доходных базовых отраслей, финансовой, страховой, банковской сфер, уничтожаются национальные конкуренты крупных западных компаний, например, производящие продовольствие и лекарства, и т.д. По сути, в стране вводится внешнее управление.
Вот почему российской экономике, 17 лет ведомой экономической моделью МВФ, перед этим разорившей экономику Аргентины и других латиноамериканских стран, не помогли даже заоблачно высокие цены на вывозимое сырьё. Но ещё мрачнее выглядит уготованное ей на этом пути будущее. Не успокаивающиеся по поводу судьбы России З. Бжезинский, заявляющий, что “новый порядок Америка будет строить на обломках России, против России и за счет России”, и Г. Киссинджер, обвиняющий русских в “недоевропейскости”, сегодня предлагают новому президенту США разделить мир “на пару” с коммунистическим Китаем.
В связи с этим не мешает пристальнее присмотреться к нынешнему мировому финансовому кризису. Трудно поверить, что власти США с их мозговым экономическим центром - Федеральной резервной системой, принадлежащей 25 известным финансистам, - были не в состоянии просчитать экономические последствия своих действий. Ведь причины кризиса очевидны. Это сознательное наращивание внутреннего и внешнего долга США, который сегодняшние, завтрашние и послезавтрашние поколения американцев не в состоянии будут выплатить, и действия американских частных финансовых институтов, выдававших ипотечные займы своим гражданам, не обеспеченные не только залогом, но и необходимым социальным статусом.
Не вдаваясь в технологию организации нынешнего кризиса (она достаточно проста и понятна экономистам), попробуем разобраться, против кого направлен и кому выгоден этот мировой экономический коллапс. Его масштаб, жертвы, в том числе и в самих США, чем-то напоминают использование в экономике технологии “9.11”, когда непонятно кем подготовленный масштабный теракт 11 сентября 2001 года был “удачно” использован для реализации геополитических целей США.
Видимо, новые цели нашли отражение в программной речи нового президента США, в которой уже не терроризм, а коммунизм как идеология наёмного работника был приравнен к фашизму и объявлен главным злом. Понятно, что “борьба” с сегодняшним кризисом, как и “борьба” с терроризмом, имеет свой конкретный объект, который в этой речи и был обозначен.
Этим объектом, судя по пассажам выступления, являются не только страны, в которых у власти находятся коммунистические или левые партии, ориентирующиеся на ценности справедливости, но и наёмные работники всех стран мира, получившие избыточные, по мнению капитала, социальные блага. В период борьбы с СССР за умы населения западное общество “непозволительно” повысило цену их труда и сделало бизнес в своих странах и сами страны неконкурентоспособными в реальной экономике.
И теперь мировой центр силы - США - вынужден пытаться изменить для всего мира правила игры в свою пользу, создавая за счёт фантастического наращивания задолженности мощный военный кулак, способный запугивать своих кредиторов, обеспечивать себя дешевыми трудовыми и природными ресурсами. В этих целях американские правящие круги, очевидно, планируют решить несколько связанных между собой тактических задач.
Прежде всего - создать для собственных транснациональных корпораций возможности избавления от значительной части “социального балласта” путём отказа от социальных обязательств и резкого снижения цены труда. Это необходимо для успешной борьбы с коммунистическим Китаем, который не удаётся развалить изнутри, как СССР, путём искушения “витринным” потребительским изобилием. Резкое удешевление своей рабочей силы должно обеспечить странам Запада конкурентные преимущества в борьбе за сокращающиеся природные ресурсы, особенно за углеводороды.
Следующая задача - переложить на плечи национальных государств функцию “наведения порядка” и подавления социального протеста как условия вступления в единый глобальный мир, ведомый Америкой. Это подразумевает повсеместное наступление на права трудящихся и на коммунистические, социалистические движения, выражающие их интересы, что хорошо видно на примере России, где власть пытается обеспечить подавление любого протеста трудящихся.
Существует и риск втягивания России в конфликт с коммунистическим Китаем или с исламскими религиозными движениями, использования нас в качестве пушечного мяса в войне за геостратегические интересы мирового капитала. Видимо, так следует понимать одну из поставленных задач: установить новый порядок “без России, на обломках России и за счет России”.
Что можно этому противопоставить? Ведь теперь, когда экономические пузыри внешнего и внутреннего спекулятивного спроса на всех рынках начинают лопаться, экономику России при таких “эффективных” управленцах и собственниках ждёт экономическая катастрофа. Слова и действия нашего руководства свидетельствуют о полной неспособности сегодняшней власти не только предотвратить, но даже и понять происходящее.
Поэтому первое, что необходимо сделать для предотвращения национальной катастрофы,- это силами нового государственного руководства провести настоящие реформы на основе социальной справедливости и национальных интересов. В качестве первоочередных мер необходимо:
- незамедлительно национализировать сырьевые и базовые отрасли экономики;
- перенести налоговую нагрузку с накопления на излишнее потребление, с валового дохода на финансовые результаты, снизить её до 10 % от валового дохода предприятий;
- создать службу регистрации всех без исключения сделок, заключаемых юридическими и физическими лицами в целях налогообложения;
- ввести временный запрет на экспорт капитала;
- создать орган стратегического планирования на основе межотраслевых балансов и управления межотраслевыми перетоками капитала;
- сформировать систему мониторинга передовых тенденций научно-технического развития, разработки федеральных целевых программ по созданию серийных современных промышленных технологий и начать выполнение этих программ.
Необходимо решительно изменить сегодняшнюю цель максимизации благосостояния самых богатых на максимизацию благосостояния самых бедных. Лишь на этом пути можно успешно противостоять попыткам Запада отсрочить глобальный крах капитализма и выйти на магистраль торжества справедливости и социализма.
Иван ОРЛОВ.
отпечатано постоксероксом Оригинал поста

соцализм, экономика, планирование, капитализм, СССР, рынок

Previous post Next post
Up