Статья в НГ:
Сердюков скорректирует украинскую Военную доктрину
В Киеве разгорается скандал из-за засекреченного проекта армейских реформ
http://www.ng.ru/cis/2011-04-18/1_serdukov_ukr.html «После прихода к власти Ющенко Украина ориентировалась на вступление в НАТО, поэтому принимались соответствующие стандарты, которые, кстати, не были до конца выполнены. Теперь ориентироваться на НАТО не нужно. Но какие стандарты внутренней организации вооруженных сил, систем вооружений, процедуры взаимодействия нужны украинской армии?» Глава парламентского комитета по вопросам обороны Анатолий Гриценко обратил внимание, что нет ответа на вопрос даже об обоснованной численности украинских ВС.
Текст статьи под катом.
С воскресенья до вторника в Украине находится с визитом министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Вместе с коллегой Михаилом Ежелем он планирует посетить ряд предприятий и организаций, связанных с базированием Черноморского флота РФ в Крыму. Предполагалось, что министры договорятся о направлениях сотрудничества в судоремонте и судостроении, в сфере ОПК и в оборонных программах. Накануне визита Сердюкова украинское правительство утвердило Военную доктрину, которая вызвала много недоразумений.
О необходимости нового документа еще в ноябре заявил президент Виктор Янукович. Говоря об утвержденном летом прошлого года внеблоковом статусе Украины, глава государства на заседании Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) потребовал закрепить этот статус в нескольких документах. Предполагалось, что весной сего года СНБО рассмотрит Стратегию национальной безопасности, в русле которой затем будет утверждена Военная доктрина, а на ее основе сформирована Стратегия реформирования и развития вооруженных сил (ВС) Украины.
Ранее Военная доктрина в Украине была принята в 2004 году, когда страна ориентировалась на членство в НАТО, а Стратегия нацбезопасности - в 2007-м. Программы развития ВС принимались ежегодно, однако никогда не выполнялись из-за хронической нехватки средств. О том, что тревожная ситуация сохранилась и в период работы президента Януковича, заявил в январе один из руководителей парламентского комитета по вопросам обороны Анатолий Кинах.
В начале апреля Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины презентовал проект Стратегии нацбезопасности, в котором были перечислены практически все внешние и внутренние угрозы государству. Причем речь шла не столько об угрозах военного вторжения или прямого посягательства на территорию Украины, сколько об общей дестабилизации ситуации в мире, что ослабляет гарантии безопасности для внеблокового государства. А также о распространении терроризма, пиратства, нелегальной торговли оружием, наркобизнеса и иных угрозах, способных ослабить экономическое положение Украины и усилить опасность социально-политической дестабилизации.
Отдельно в документе были названы такие угрозы, как замороженные конфликты на границах Украины - например, в Приднестровье, а также нерешенность вопросов о делимитации и демаркации морских границ между Украиной и РФ, незавершенность процесса определения условий базирования Черноморского флота в Крыму на долгосрочную перспективу. Основными внутренними угрозами авторы проекта сочли коррупцию, несовершенство законодательства и невыполнение законов, экономическую нестабильность и энергетическую зависимость, демографический кризис, нестабильную ситуацию в обществе.
Планировалось, что часть ответов на перечисленные в этом документе вопросы будет дана Военной доктриной. На прошлой неделе правительство в режиме строгой секретности утвердило этот документ, чтобы затем передать на рассмотрение президента и СНБО. Однако его содержание сразу же попало в прессу. И выяснилось, что оба документа, по сути, дублируют друг друга. Военная доктрина, по сведениям украинских СМИ, не дает ответа на вопрос о конкретных мерах по защите национальных интересов, а только констатирует, что эта защита должна строиться в условиях внеблоковости и что у Украины нет внешних врагов.
При этом, как рассказал «НГ» один из экспертов, ознакомленных с текстом секретного документа, военные не предложили новую стратегию развития армии: «После прихода к власти Ющенко Украина ориентировалась на вступление в НАТО, поэтому принимались соответствующие стандарты, которые, кстати, не были до конца выполнены. Теперь ориентироваться на НАТО не нужно. Но какие стандарты внутренней организации вооруженных сил, систем вооружений, процедуры взаимодействия нужны украинской армии?» Глава парламентского комитета по вопросам обороны Анатолий Гриценко обратил внимание, что нет ответа на вопрос даже об обоснованной численности украинских ВС.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец уточнил, что все военные угрозы в документе были распределены на три группы: внутренний вооруженный конфликт, нападение одного или группы государств. Однако подробное описание и классификация угроз не означают способности отразить атаку в случае необходимости. Тем более что Украина ориентируется на то, чтобы даже в момент агрессии разрешить конфликт с внешними силами не военным путем, а с помощью таких международных организаций, как ООН и ОБСЕ. Военный эксперт Григорий Перепелица сказал украинским агентствам: «К сожалению, у нас вооруженные силы финансировались многие годы по остаточному принципу. И поскольку на сегодня оборонных ресурсов нет, то под их отсутствие подгоняется Военная доктрина, в которой констатируется отсутствие угроз».
Но наиболее спорным моментом документа, по мнению экспертов, стала его политизация. Если в прежней доктрине, принятой при Ющенко, главными внутреннеполитическими военными угрозами считались неудовлетворительное состояние вооруженных сил и деятельность в Украине экстремистских и сепаратистских организаций, то сейчас перечень расширился. Судя по документу, власть больше опасается вооруженных конфликтов внутри страны, чем агрессии извне. Началом внутреннего военного конфликта могут, согласно попавшему в прессу документу, считаться «любые действия (акции) не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, которые направлены на захват государственной власти или изменение конституционного строя путем насилия. Также это возникновение межнациональных или межконфессиональных столкновений, блокирование или захват особо важных объектов или территории, сопровождающиеся насилием над гражданами. В этот пункт входит и дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». Кроме того, военной угрозой может считаться, по данным украинских СМИ, даже дискредитирующее власть «вмешательство во внутренние дела, осуществляемое с помощью информационного влияния, экономического давления, финансовой и моральной поддержки отдельных политических сил, неправительственных организаций».
Украинская оппозиция уже заявила, что власть пытается таким образом усилить контроль над обществом, чтобы не допустить акций протеста. Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко тоже считает необоснованным отнесение перечисленных угроз к военной сфере. По его словам, незаконным вмешательством во внутренние дела должны заниматься спецслужбы, а не армия. А недостаточная детализация перечисленных политических угроз опасна вероятностью применения документа для сведения счетов внутри страны с применением ВС.
Как выяснилось в минувшие выходные, с самим утверждением проекта Военной доктрины произошли недоразумения. Украинская газета «Зеркало недели», ссылаясь на свои источники, сообщила, что правительство поторопилось рассмотреть и без возражений принять документ, не согласовав это решение с администрацией президента. Источник, с которым удалось пообщаться «НГ», подтвердил, что планировалось на заседании СНБО примерно в середине мая утвердить Стратегию нацбезопасности, а затем выносить на рассмотрение Военную доктрину. «Кто-то хотел выслужиться, а оказал президенту Януковичу медвежью услугу. Теперь придется объяснять тем же европейцам, с которыми мы говорим о евроинтеграции Украины, что произошло недоразумение, что оппозиция и неправительственные организации у нас не считаются военной угрозой», - сказал он, предположив, что проект Военной доктрины будет разрабатываться заново и утверждаться к концу весны. Тем более что в документ потребуется внести ряд направлений украинско-российского сотрудничества в оборонной сфере. А это можно будет сделать только по итогам нынешнего визита министра Сердюкова, который изначально планировался не как «паркетная встреча», а как непосредственное знакомство с теми объектами, которые могут стать основой взаимодействия военных.