ВВС США столкнулись с дефицитом боевых самолетов, который в ближайшие несколько лет только увеличится. Отчасти тому виной - затянувшаяся программа создания истребителя F-35, серийные поставки которого постоянно откладываются, совпадая со списанием со службы уже устаревших самолетов. Выход из создавшегося положения может быть только один - покупка дополнительного количества истребителей, однако военные на это не согласны из-за необходимости сокращать расходы.
Крылья коротки
http://lenta.ru/articles/2011/01/21/fighters/Серьезная нехватка
Согласно прогнозу ВВС США, в ближайшие 15 лет число истребителей на вооружении страны опустится на десять процентов ниже минимально допустимого предела в две тысячи единиц. Военные полагают, что именно две тысячи боевых самолетов позволят США обеспечивать безопасность страны и вести успешные военные операции за границей. Более точно цифры выглядят так: дефицит истребителей на вооружении США к 2024 году составит 185 единиц, а к 2026 году может превысить 200 единиц.
Следует отметить, что ВВС значительно скорректировали пессимистичный прогноз. В середине 2010 года считалось, что к 2024 году дефицит боевых самолетов составит 800 единиц. В значительной степени корректировка прогноза связана с довольно рискованной политикой военно-воздушных сил по продлению сроков службы истребителей F-15 и F-16. Средний срок службы каждого из этих самолетов уже составляет около 20 лет, при этом они прошли через несколько программ модернизации.
Первые признаки дефицита ВВС ощутили еще в прошлом году. Так, если в середине 2010 года на вооружении США стояли 2076 истребителей - 1260 F-16, 650 F-15 и 166 F-22, то уже к концу года эта цифра опустилась до 1830. Всего в конце 2010 года ВВС списали 246 боевых самолетов: 129 F-16 и 117 F-15. Таким образом, дефицит боевых самолетов составил 170 единиц и уже вплотную приблизился к прогнозной оценке. По всей видимости, в течение долгих лет этот показатель так и будет колебаться на отметке 170-180 единиц.
В текущем году дефицит несколько сократится, поскольку военные должны получить оставшуюся часть из 187 заказанных истребителей пятого поколения F-22. Спасти положение, пожалуй, мог бы перспективный истребитель F-35 Lightning II, созданием которого занимается компания Lockheed Martin, однако этот самолет сейчас настолько перегружен массой неполадок и дефектов, что его серийная поставка в обозримом будущем остается под вопросом.
США уже неоднократно переносили сроки принятия на вооружение этого самолета. Изначально планировалось, что F-35, разработка которого началась в 1996 году, начнет поступать в войска в 2012 году. Позже этот срок передвинули на 2014 год, а сейчас, согласно прогнозам Пентагона и ВВС США, первые самолеты поступят на службу не раньше апреля 2016 года. Причем и эта дата вызывает серьезные сомнения.
В середине января 2011 года Управление эксплуатационных испытаний и оценки (DOTE) министерства обороны США обнародовало отчет о технических недостатках F-35, которые необходимо исправить до завершения проекта, то есть до 2016 года. В частности, при испытании вариантов истребителя с обычным взлетом (F-35A CTOL) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (F-35B STOVL) были отмечены "срыв потока с крыла при околозвуковом полете и большее, чем ожидалось, боковое скольжение на средних углах атаки". Получается, что Lockheed Martin придется заново пересмотреть конструкцию самолета, чтобы поправить его аэродинамику.
Документ также указывает на то, что некоторые из компонентов истребителя оказались менее надежными, чем было оговорено в технической документации. Чего стоит, например, одно только растрескивание некоторых конструкций корпуса самолета после нескольких вертикальных посадок. Lockheed Martin утверждает, что провела перепроектирование некоторых деталей, чтобы устранить этот недостаток в самое ближайшее время. Но и помимо него остается еще масса неполадок.
На "Ленте" окончание статьи.