Еще один из семейства «Тайфун», КАМАЗ-63969 - оригинальный корпусной бронеавтомобиль. Понравится ли он военным, и какое будущее его ждет - эти вопросы мы задали главному конструктору ОАО «КАМАЗ» по работе с силовыми структурами Юрию Кухаренко.
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63969. Фото:
kamaz.ru Мы продолжаем знакомиться с семейством унифицированных высокозащищенных автомобилей нового поколения «Тайфун». На очереди бронетранспортер КАМАЗ-63969.
ЗР: Как продвигаются работы над корпусным автомобилем КАМАЗ-63969?
Ю.К.: С корпусным автомобилем сложно, потому что ему пока не нашли нишу. Боевым его пока не признают, а для простой перевозки людей такой уровень защиты просто чрезмерен.
У корпусного автомобиля защита вкруговую от пуль 14.5, если не ошибаюсь?
Ю.К.: Да, 14,5 или 12,7. И защита от подрыва до 8 кг ТНТ под любым местом днища. Хотя он испытания выдержал, оправдал конструктивные задумки, но сегодня военному ведомству непонятно, где его использовать. Мы будем продолжать испытывать, но пока определенной ясности нет.
ЗР: Вы его за свой счет делаете?
Ю.К.: Нет, не за свой счет. За счет Минобороны России в соответствии с утвержденным контрактом.
ЗР: Но само Минобороны пока не знает куда его определить?
Ю.К.: Да. Пока такая проблема существует. Но есть надежды, что в скором времени будет определено место «службы» этого автомобиля.
ЗР: Текущий внешний вид корпусного «Тайфуна» отличается от первого макетного образца. В частности, появилось некое подобие остекленной кабинки водителя. С чем это связано?
Ю.К.: В ходе испытаний выяснилось, что при такой защищенности, сплошное панорамное лобовое стекло себя не оправдывает. Потому что оно тяжелое, его нужно было дополнительно закрывать бронешторкой. А это оказалось довольно сложно. Мы с военными согласовали замену этой панорамы стеклом для водителя, а также сделали боковое остекление, чтобы обеспечить обзорность. Так появился второй вариант и опытный образец.
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63969 на испытаниях. Фото:
kamaz.ru ЗР: Защита этого остекления какая?
Ю.К.: Бронестекло произведено фирмой «Магистраль». Толщина стекла порядка ста с лишним миллиметров. На испытаниях мы стреляли и в стекло, и в рамку лобового стекла пулями, в том числе и калибра 12,7 мм. Испытания оно выдержало.
ЗР: Макетный образец корпусного «Тайфуна» был с броней от НИИ Стали, без использования керамики. В опытном образце произошли изменения по бронированию?
Ю.К.: Нет, мы разрабатывали макетный образец с нашим российским партнером. На макетном образце была разнесенная броня, без керамики, с воздушной прослойкой порядка 70 миллиметров между листами. По фрагментам этой брони мы стреляли в ходе испытаний, получили высокие показатели баллистической стойкости. Но она слишком утяжеляла машину. Машина весила 24 тонны в снаряженном состоянии. Нулевая грузоподъемность получилась. Тогда мы вынуждены были перейти на вариант двуслойной брони с керамикой, но не разнесенной. Сначала подложка, листовая броня, а потом толстая керамика. И эта броня получилась на 30% легче, а по баллистической стойкости на том же уровне.
ЗР: Если министерство обороны так и не найдет применение корпусному автомобилю, то какая судьба его ждет?
Ю.К.: Если корпусной «Тайфун» не будет востребован, то те наработки, которые мы сегодня получили при создании этого автомобиля, можно использовать в интересах морской пехоты, для создания плавающего бронетранспортера. Взамен БТР-80, БТР-82, например. При желании военных, конечно. В 2012-2013 годах к нам активно обращались морпехи с просьбой создать такую машину. Но, по неизвестным нам причинам, работа по данному направлению пока приостановлена. Возможно, по финансовым причинам. Хотя сегодня эта работа актуальна.
Если нам все же предложат создать такую бронемашину, у нас есть партнер в Санкт-Петербурге для реализации подобного проекта. Так что в любой момент на базе созданного корпусного «Тайфуна» можно начать такую работу.
Беседовал Денис Мокрушин
Источник