Зарубежное обозрение. Индия

Jun 14, 2013 00:33


Наткнулся на интересную статью, о новом положении дел в индийской оборонке. Описание слегка проходит через призму интересной мне артиллерийской ветки. Вот, решил кое-как перевести. Вполне мог напутать с переводом терминов, ну... бывает:)

КДПВ, кликабельно





Частные оборонные предприятия выходят на новый уровень.
Сегодняшняя ситуация вокруг артиллерийского производства в Индии - является показателем трудностей которые испытывает министерство обороны Индии, с привлечением частных организаций к оборонной промышленности. Как подметил шеф DRDO V.K.Saraswat - «Индия должна была начать разработку сегодняшнего поколения орудий ещё в девяностые годы, когда гаубица Bofors FH-77B только вводилась в эксплуатацию. Это заблаговременно обеспечило бы базу индийским учёным и инженерам для создания местной артсистемы. Комплексы современного вооружения не создаются в два счёта. Они требуют планирования, вложений и самого главного - времени.»

Однако, ничего подобного не наблюдалось. На протяжении многих лет, армейцы блокировали несколько предложений по созданию перспективной 155-ти миллиметровой артиллерийской системы, утверждая, что Bofors передали готовую технологию производства гаубиц в Индии и что это удовлетворит потребности армии на десятилетия вперёд. Но получившая технологию Ordnance Factory Board (OFB) никогда не производила орудие в Индии. В результате не осталось выбора, кроме как закупать замену для Bofors FH-77B. Продолжительные попытки закупить орудие сводились на нет. Потенциальные поставщики такие как Denel, Rheinmetall, Soltam и Israel Military Industries (IMI) - были внесены в чёрный список министерства обороны, в связи коррупционными обвинениями.
Сегодня, паникующее индийское министерство обороны, одновременно приобретает довольно скудный список артиллерийских орудий. Был выставлен глобальный тендер на суперлёгкую гаубицу калибром 155/39. В это же время, OFB получила заказ на строительство более тяжёлой (155/45) версии гаубицы Bofors FH-77B, а DRDO ведёт ещё одну программу по разработке перспективной системы калибром 155/52.

Индийские частные компании так же втянуты в бучу. Зарубив тендер на покупку орудия 155/52, министерство обороны хочет чтобы индийская промышленность производила купленную систему своими силами (по категории "Buy & Make" далее). Это дало бы возможность создать индийский промышленный консорциум для работы над всеми аспектами проекта.

Смена правил игры
Путь «Купить и сделать», так же как и путь «сделать» - сейчас являются двумя основными путями, на которые министерство обороны наводит частный сектор, чтобы тот отвечал современным требованиям обороны. Пути включают в себя; исследовательские разработки, разработки прототипов, испытания и производство. До 2001 года, когда частному сектору путь в оборонку был закрыт (обязательное лицензирование компании, в которой не должно было быть более 26% иностранного участия), «национализация» - означала продолжительное производство индийской промышленностью оборудования, которое уже находилось в эксплуатации иностранных армий. Опыт показал, что мировые производители не горят желанием продавать инновационные технологии.
«Индийский опыт лицензионного производства состоял из производства низко/среднеуровневых технических компонентов и подсистем, в то время как ключевые компоненты импортировались» - говорит Rahul Chaudhry, представитель Tata Power.

Чтобы вырваться из этого круга и стимулировать весь цикл разработки в Индии (исследовательские разработки, разработки прототипа, испытания и производство), в нормативные документы оборонных закупок (DPP 200(5)/6/8/11), были последовательно введены категории «купить и сделать» и «сделать».

Категория «сделать», которая была обнародована в DPP-2006, использует возможности индийской промышленности при разработке сложных, высокотехнологичных систем, таких как боевые машины, сети связи и т.д. Министерство обороны обязалось оплатить 80% стоимости разработки для минимизации финансовых рисков, одновременно за ведущей внедряющей компанией оставалось право свободно вступать в технологическое партнерство с иностранными производителями.

Задача категории «сделать» было возбуждение индустриальной базы страны. Выступая на выставке Defexpo в прошлом году, директор индийской комиссии по оборонным закупкам Vivek Rae, обещал частному сектору что список из 150/180 проектов этой категории, будет вывешен в свободный доступ на сайте министерства, в качестве базы для компаний-разработчиков.

«Разделение инвестиционных рисков по соотношению 80 на 20 - должно возбудить индийскую промышленность и стать помощью в разработках» - сказал Rae.

Однако данная категория не привела к желаемым результатам и откровенно чахнет. Фактически, она не привела ни к одному готовому изделию за семь лет её существования. Были предложены всего два проекта - проект перспективной БМП и проект тактической системы коммуникации, но до подписания контракта дело так и не дошло. Параллельно с этими событиями, финансирование категории «сделать» было урезано 89 кроров до 1 (10 млн. индийских рупий).

Тем не менее, некоторые недавние поправки к DPP-2011, о которых объявлено министерством обороны в прошлом месяце, дают проблеск надежды частному сектору. Все подробности новой политики пока нераскрыты, но министерство обороны уже обнародовало ознакомительную версию Долгосрочной Интеграционной Перспективы (LTIPP) вооружения армии. В ней рассматривается период с 2012 по 2027, в контексте с промышленностью. Названный "Технологическим Путеводителем Перспектив и Потенциалов", этот документ может подробно раскрыть будущее производства вооружения, в котором будет нуждаться армия в 15-ти летней перспективе. Идея состоит в том, чтобы дать частному сектору время, необходимое для разработки систем.

Новая политика прямо предписывает, что военные будут покупать иностранное оружие только тогда, когда все варианты развития данного вооружения в Индии, были отвергнуты и признаны невыполнимыми. Это несколько снимет ответственность с военных, в вопросе национализации вооружения.

Новая министерская закупочная система определяет приоритетный классификационный порядок в процедуре закупок. Классификационный порядок (по убыванию) таков: «Купить (индийское)», «Купить и сделать (индийское)», «Сделать», «Купить и сделать с передачей технологий (зарубежное)».
Для гарантии того, что совершённые отступления от этого порядка оправданы, новые правила требуют, чтобы вооруженные силы обеспечили подробное письменное изложение причин отказа от того, или иного образца.
«Это должно подстегнуть отечественную промышленность и наладить связи с мировыми поставщиками, в техническом ключе. Но как говорится, дьявол кроется в деталях, поэтому необходимо дождаться подробностей новой политики министерства» - говорит Rajinder Bhatia, глава оборонного отдела компании Bharat Forge.

Подводные камни
Laxman Behera, аналитик Института Оборонных Исследований и Анализа, высказывает опасения насчёт того, что военные всё равно могут найти способы закупать иностранную продукцию, путём практического обоснования приобретений вооружения за рубежом. «То что нужно в действительности - это сдвиг в умах у военных, в сторону национализации оборонки.»

Недавние поправки к DPP, тем не менее, дают частному сектору больше возможностей для конкуренции с государственными компаниями. Например, теперь порядок передачи технологий по обслуживанию от иностранного поставщика, не будет определяться государством. Вместо этого, иностранный поставщик сможет сам выбрать компанию, которая, по его мнению, лучше подходит для выполнения обязательств оговорённых в контракте. До сих пор обслуживание, средний и капитальный ремонты, были прерогативой заводов и оборонных предприятий государственного сектора.

Микро/малые и средние компании (MSME), задействованные в сфере оборонных разработок, так же могут рассчитывать на облегчения процедуры получения финансовой помощи. В новой программе говорится: «SIDBI решила ассигновать 500 кроров для обеспечения кредитов (для оборонных MSME) и далее выделять 50 кроров в фонд «IOF», управляемый её филиалом «SIDBI Venture Capital».

Ещё несколько позитивных моментов из ближайшего будущего, такие как упрощение лицензирования для оборонных производителей. Как сообщалось в этой газете, (18 мая 2013 года, статья «Defence ministry comes to private firms' aid») министерство обороны обратилось к министерству финансов с просьбой дать оборонным компаниям частного сектора защиту обменного курса. Такую же, какую оно обеспечивает для артиллерийских заводов и государственных предприятий оборонного сектора. Министерство обороны также пообещало прояснить ситуацию с подвешенными закупками из категорий «Купить и сделать» и «сделать», сумма по которым превышает 1,20,000 кроров.

Главы частных оборонных компаний признают, что с большинством их ключевых требований министерство обороны согласилось. Если частный сектор докажет что он лучше справляется с поставкой оборудования без задержек и перерасходов, чем дискредитировавшие себя государственные оборонные предприятия, тогда индийская оборонка наконец-то получит шанс избавится от клейма крупнейшего мирового импортёра военных изделий.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ

* Ответственность за национализацию теперь одинаково равномерно делится между вооруженными силами и производителями оборудования

* Вооруженные силы обязаны подробно изложить причины отказа от того, или иного образца, в пользу импортного

* Министерство обороны определит необходимое направление разработок, в 15-ти летней перспективе.

* У MSME (малый и средний бизнес) работающих в оборонной отрасли, будет более легкий доступ к фондам.

* Иностранные поставщики могут сами выбрать индийских партнеров для передачи технологий обслуживания.
Оригинал статьи

артиллерия, Индия, торговля оружием, реформа

Previous post Next post
Up