Сергей Стрильченко - председатель
независимой экспертной военно-врачебной комиссии, которая создана в Санкт-Петербурге. Он сам шестнадцать лет проработал врачом-неврологом в военкоматах, и знает всю подноготную призывного процесса. Сергей Стрельченко переслал для размещения на нашем сайте свою статью, в которой анализирует инициативы Госдумы РФ об ужесточении процедуры призыва и высказывает свою точку зрения на то, как решить проблему «уклонистов».
Призыв как форма противостояния государства и народа
Каждый год перед началом весенней призывной кампании в недрах государственного аппарата рождаются инициативы, направленные на ущемление прав граждан призывного возраста. В 2011 году «единоросы» предлагали продлить призыв до 31 августа, народ не поддержал, не прошло. В 2012 году сенаторы разработали законопроект, обязывающий призывников лично являться в военный комиссариат за повестками в двухнедельный срок после опубликования президентского указа. Предлагается, что за неявку призывники будут нести административную либо уголовную ответственность как это предусмотрено и действующим законодательством за уклонение от военной службы.
Для чего это делается? Ведь на сегодняшний день прописаны механизмы обязательной явки гражданина в военкомат:
1. первоначальная постановка на воинский учёт (приписка) является обязательной для всех (приводят классами или группами..);
2. на странице №2 «приписного свидетельства» написано «… явка в военный комиссариат по месту жительства в период с…. по…. Ставится отметка о прибытии.» Что мешает вписать дату и продублировать повесткой?;
3. Справка для ФМС на загранпаспорт выдается военкоматом, не обойти!;
4. Прописка (регистрация или снятие) и др., (прописано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с заходом в военкомат.
Как физически предполагается в двухнедельный срок (а это 10 рабочих дней) принять всю массу призывников, проверить их по картотеке, поднять личные дела, выписать повестки? Только в Санкт-Петербурге на одну призывную кампанию вызывается около 30 тысяч граждан призывного возраста, получается 3000 человек в день. Вы представляете это столпотворение перед военкоматом? А если все законопослушные граждане не сговариваясь придут в один день? Это парализует работу не только военкоматов, но и транспорта (будут ожидать приема на улицах). Зачем необходимо вызывать такое количество призывников, ведь у нас в стране нет закона о всеобщей воинской обязанности, в армии идет реформа и, по утверждению президента, количество призывников будет сокращаться каждый год за счет увеличения в войсках доли контрактников? Ведь даже сейчас призывают менее 10% от общего количества граждан, подлежащих призыву в армию, а в некоторых республиках Северного Кавказа вообще никого не призывают.
Давайте подробно попробуем в этом разобраться. Основной аргумент - это то, что по информации Министерства Обороны, около 236 тысяч человек уклоняются от получения повесток. Из них 55 человек осуждены, а 17 тысяч человек привлечены к административной ответственности. Возникает вопрос: Почему так мало уклонистов наказано? Значит, не все 236 тысяч человек могут считаться уклонистами, иначе по представлению военного комиссара прокуратура взялась бы за них. Следовательно, МО РФ вводит правительство, сенаторов и СМИ в заблуждение, выдавая «желаемое за действительное». Может это не уклонисты, а способ протеста гражданина против беззакония, творящегося в военкоматах, когда больных призывают в армию, а здоровые откупаются? Среди работников военкоматов «ходит» выражение «бесплатных больных не бывает» и это активно рекламируется. Ведь всегда легче плохую работу военкоматов, не выполнение плана призыва оправдать уклонистами, а не коррупцией и бездарностью отдельных сотрудников.
А теперь приведу некоторые цифры: По утверждению Генерального Штаба МО РФ по состоянию здоровья освобождаются от призыва 32% от общего числа призывников (с 18 до 27 лет), прошедших через призывные комиссии, а призывается в армию от 7% до 10% . По утверждению представителей Главной военной прокуратуры, коррупция в МО РФ (в военкоматах в том числе) достигла «космических масштабов»: каждый четвертый, а в некоторых регионах и того больше, из освобожденных от призыва по состоянию здоровья освобождены за взятку, а это от 8% и выше от общего числа призывников. Получается, что откупается от призыва больше граждан, чем призывается? Получается, что осенью 2011 г. откупились не менее 135 тыс. человек? Если сумма откупа от 100 тысяч рублей, то получается не менее 13.5 млрд. рублей? Или этого не может быть!? На этот вопрос дать ответ может только прокуратура после масштабной проверки законности освобождения в военкоматах граждан от призыва. Вот где скрытые резервы. Что делается в этом направлении? Задерживаются отдельные работники военкоматов и врачи при получении взяток. Наказание - штраф, кратный сумме взятки. Брал годами, попался один раз, оплатил штраф и свободен? А как же борьба с коррупцией и статья УК РФ «организация преступного сообщества с использованием служебного положения» с серьёзным сроком лишения свободы? Это бы напугало, а не штраф. «Цепочка» дальше не раскручивается. Ведь всем известно, что одиночкам в этом «бизнесе» не место и задержанные годами работали на этих должностях, проходили через «проверки и аттестации», были в «системе». Тут задействованы почти все работники военкомата и врачи. Один выдаёт личное дело откупившемуся призывнику, другой готовит поддельные медицинские документы, третий по ним принимает решение применяя соответствующую статью Расписания болезней по полученному диагнозу, четвёртый и пятый «закрывают глаза на это» и представляют «больного» на призывную комиссию, 6-й и 7-й ( врачи-члены призывной комиссии субъекта РФ) утверждают это решение, 8-й выдаёт военный билет, 9-й всё контролирует, 10-й «крышует» и т.д. Может быть, пора прокуратуре совместно с Министерством Обороны, с обязательным привлечением «правозащитников» и независимых экспертов в области медицины навести в военкоматах порядок, а не пытаться ограничить права граждан? Необходимо в период проведения призыва, до получения военного билета освобожденным призывником, а не после призыва ( т. к. нет законных оснований для вызова на контроль гражданина, освобожденного от службы по здоровью и получившего военный билет, кроме как в рамках уголовного дела) проверить законность освобождения призывников от службы по состоянию здоровья с возможностью их осмотра. При условии наведения законного порядка в военкоматах, дополнительные законопроекты могут не понадобиться.
Что может получиться, если в настоящей ситуации примут закон об обязательной явке граждан в военкомат за повесткой? Призывают в армию менее 10% подлежащих призыву, коррупция в военкоматах «запредельная и непобедимая», призывник приходит сам и … «участвует в лотерее: призовут - не призовут?». А кто будет это решать? Нынешний коррумпированный работник военкомата? Не приведёт ли такая ситуация к стремительному росту коррупции? Не получится ли так: призывников много, призвать надо мало, кого оставить дома? - того кто больше даст!?
Предлагаю, как вариант, рассмотреть следующие поправки в законодательные акты, регламентирующие призыв:
1- Контроль за обоснованностью освобождения граждан от призыва по состоянию здоровья передать от врачей МО РФ врачам, подчиненным Комитетам по Здравоохранения субъектов РФ (более подробно в статье «
Призыв и Закон»);
2- Так как государство на данном этапе не может победить коррупцию в военкоматах, признать этот факт и ввести законный откуп от армии за 80 тыс. рублей (больше нельзя, т.к. большая сумма не уменьшит коррупционные риски) и эти средства использовать для повышения зарплаты контрактникам. Тогда те млрд. рублей, которые сейчас оседают в карманах коррупционеров, пойдут в бюджет МО РФ. И сразу возрастёт престиж контрактной службы и закон не будет нарушаться (уменьшится коррупция).
Оригинал