Jun 12, 2008 09:50
Ершова Надежда Александровна
ГОУ СПО "Михайловский профессионально-педагогический колледж"
соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО "ВГПУ"
dmi-ershov@yandex.ru
Образование на настоящем этапе переживает сложный процесс реформирования, одним из направлений которого является становление практико-ориентированного и компетентностного подходов к построению содержания образования. Свидетельством тому могут быть профильные курсы, способствующие на этапе общего образования проектированию образовательного маршрута ученика, отвечающего его индивидуальным потребностям, акцентировать внимание на предметах, имеющих наибольшее значение для будущей профессиональной подготовки. В системе среднего специального образования можно отметить увеличение роли практикумов и доли узконаправленных курсов.
В этом контексте, цель изучения большинства дисциплин в учреждении профессионального образования может быть сформулирована, как получение знаний, умений, качеств, характеристик и готовности, способствующих, прежде всего, становлению компетентного специалиста.
Необходимо отметить, что в программе подготовки специалиста есть множество предметов, не имеющих выраженной профессиональной направленности. К таковым можно отнести курс «Информатика» для специальности «Преподавание в начальных классах». Цель курса заключается в становлении компьютерной грамотности, получении навыков пользователя персонального компьютера, знаний, необходимых для социализации в информационном обществе. В то же время, нельзя упускать из виду тот факт, что компетентный педагог - выпускник учреждения профессионального образования должен владеть эффективными и современными технологиями организации педагогического процесса, к которым относятся и информационные технологии. Применение информационных технологий в педагогической деятельности - одно из современных средств повышения качества образования.
Таким образом, мы можем констатировать, что изучение предмета «Информатика» должно способствовать формированию готовности применять современные информационные технологии в профессиональной деятельности на основе получения будущим учителем необходимых знаний, развития пользовательских умений и навыков, становления компьютерной грамотности.
Опыт нашей работы включает преподавание информатики с использованием материала будущей профессиональной деятельности студентов, а также проектной методики организации обучения.
Оставив без изменения теоретическое содержание курса, соответствующее Государственному образовательному стандарту по данной специальности, мы акцентировали внимание на комплексе практических работ, материале к ним и принципе их построения. Таким образом, изучение дисциплины «Информатика» в педагогическом колледже с учетом практико-ориентированного подхода к обучению может быть построено в несколько этапов.
Мотивационный этап. Цель: Построить систему качеств, характеристик, которые будут сформированы в результате изучения курса и должны обеспечить готовность к применению информационных технологий для подготовки дидактического и электронного методического обеспечения педагогической деятельности.
Теоретико-исследовательский этап. Цель: формирование системы знаний об информационных технологиях и представления и системности информационной подготовки. Название этапа свидетельствует о высокой роли теоретического материала в содержании обучения на данном этапе. Это действительно так, мы предполагаем построение системы знаний о различных информационных процессах, формирование представлений и понятий. Кроме вышеуказанного мы считаем целесообразным, провести параллель между материалом курса и теоретическими сведениями, которые должны быть получены учащимися начальной школы при изучении пропедевтических курсов математики и информатики. Такую работу мы организуем в виде выполнения студентами исследовательских проектов. Выбирая одну из теоретических тем (разделов) студент должен уставить, какие аспекты, понятия, представления изучаются в начальных классах, в чем состоят особенности употребления терминов, принципы адаптации содержания к начальному обучению.
Результатом таких исследований является, во-первых, формирование представления о непрерывности образования, его системности и вариативности; во-вторых, понимание студентами необходимости более глубокого изучения некоторых явлений для понимания теоретических основ пропедевтических курсов.
Практический этап. Мы полагаем, что данный этап наиболее важен для формирования пользовательских навыков профессиональной направленности. Цель этого этапа: становление "пользователя педагогического направления". Суть подготовки пользователя состоит в получении навыков применениях компьютерной техники и информационных технологий для решения различных задач. Мы сделали вывод о том, что круг задач может быть определен с учетом будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, практические работы по прикладному программному обеспечению могут быть разработаны по следующей тематике: применение графического редактора для создания раздаточного материала к уроку математики, карты для проведения урока-путешествия, наглядного материала к задаче; создание и оформление текстовых документов (создание сводной ведомости успеваемости учащихся, оформление классной анкеты и т.д.); заполнение таблиц, создание диаграмм и графиков средствами табличного процессора Excel: построение расчетных таблиц (расчет качества знаний по дисциплине, среднего, максимального, минимального баллов и т.д.); подготовка презентации (создание презентации в качестве электронно-дидактического материала к уроку).
Рефлексивный этап. Его цель: Анализ полученной информационной подготовки, возможностей применения информационных технологий в профессиональной деятельности, определение дальнейшего направления индивидуальной подготовки в области информационных технологий.