Лев Толстой как совесть всего человечества. Конец истории.

Dec 27, 2015 09:17

Оригинал взят у salatauq в Лев Толстой как совесть всего человечества. Конец истории.
На Западе культура - это коллективное благо целого ряда поколений - слишком сильна, чтобы бояться каких бы то ни было разрушительных идей. Ее медленное, но упорное движение вперед - результат слишком сложных причин, чтобы идеи одного человека могли в корне изменить ее путь. Поскольку в них есть внутренняя творческая сила, идеи Толстого, конечно, изменяют направление общественной диагонали. В веках, с увеличением пройденного пути это незаметное сегодня отклонение окажется очень существенным. Сегодня же оно почти незаметно. Такова медлительность истории, такова устойчивость веками накапливаемой культуры.

Для личности, и особенно для такой гениальной личности, как Толстой, тут целая трагедия. Тут проблема героя и толпы, проблема воздействия личности на существо.

«Times», газета не только не анархическая, но даже с резким привкусом шовинизма, бесстрашно раскрывает свои страницы для самых «разрушительных» идей Толстого. После передовицы о заседании палаты лордов между пестрыми объявлениями конкурирующих капиталистов появляется статья Толстого, в корне уничтожающая государственность и частную собственность. Жестокая ирония! Преклоняясь пред Толстым, «Times» не боится толстовства. И английская газета права: толстовство не удалось, не могло удасться. Его общественное значение ничтожно в сравнении с общественным значением личности Толстого.

Толстой - это совесть современного человечества. Его сила не в том, что он создал незначительную секту толстовцев, заметных лишь благодаря падающему на них отблеску толстовской славы, а в том, что он сумел подойти к индивидуальной совести каждого отдельного человека вне его религиозных, национальных, государственных, социальных и даже семейных связей.

Католик и православный, англичанин и русский, капиталист и рабочий, умный и глупый - каждый живой человек не может не услыхать слово Толстого, а раз услышав, не может не встрепенуться, не задуматься хоть на минуту, хорошо ли то, что он делал вчера, сегодня. будет делать завтра. Толстой говорит для всех, обращается к каждому из нас. Он - совесть всего человечества.

О, мы отлично знаем, что военный, прочитав «Царство Божие внутри нас», все-таки пойдет на войну; что судья, прочитав «Воскресение», все-таки будет судить. Как бы ни был гениален Толстой, ему, индивидуальными своими усилиями, истории не изменить. Ведь не только люди делают историю, но и она, история, делает людей. А все-таки отношение людей к тому, что они делают - Толстой изменил. Не с таким легким сердцем идет теперь в суд судья, не так просто вступает юноша в брак, не так раболепно преклоняются люди перед идолом прогресса. Совесть пробуждена. В ней засел червяк, который сосет нас, и вот то, что казалось вчера еще долгом, превращается в грех. Пробудив человеческую совесть, Толстой подчеркнул в нашем сознании трагедию мира, антиномию свободной воли и закона необходимости, антиномию царства Божия, живущего в душе, и царства зла, царящего в мире. Выхода из этой антиномии он не дал, - да и не мог дать. Это не под силу отдельному, даже гениальному, человеку. Выход был уже указан две тысячи лет тому назад не человеком, а Богочеловеком, и указан путь не индивидуальный, а соборный, через историю, через культуру...

Но Толстой не любит истории. Для него она - сцепление бессмыслиц и ужасов. Там Наполеоны, проигрывающие сражения из-за насморка; там сплошные убийства, насилия, разврат и непроходимая глупость. В своей общественности люди порочны, злы и неразумны. Индивидуально же, вне истории, они искренни, добродетельны и чуть ли не святы. Человек воистину человечен лишь вне общественности. И стоит только людям сговориться - как история... кончится.

Н. М. МИНСКИЙ

Толстой и реформация (1909)

Серия "Русский путь"
Л. Н. Толстой: Pro et contra.
Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей
Издательство Русского Христианского гуманитарного института
Санкт-Петербург 2000
OCR Бычков М. Н.

I

Я прочел если не все, то многое из того, что написано было у нас по поводу юбилея Толстого, и если к этому многому решаюсь прибавить свое слово, то потому, что мне показалось, что нечто существенное еще осталось не высказанным о Толстом. Из трех ликов его творческого гения сочувствие почти всех написавших о нем уделялось первым двум -- Толстому-художнику и Толстому-моралисту, между тем как Толстой -- религиозный мыслитель был обойден вежливым молчанием. Эту последнюю сторону толстовской деятельности подчеркнул только Синод, который -- как это ни странно -- в своем озлоблении обнаружил более тонкое критическое чутье, нежели сочувствующая интеллигенция. У страха глаза оказались не только велики, но и проницательны. Синод был прав, признавая религиозный момент в деятельности Толстого самым жизненным и конструктивным. Но если так, то не должны ли мы подчеркнуть эту сторону творчества Толстого, но уже не черною чертою нетерпимости и отчуждения, а красною чертою понимания и любви.
Мне кажется, что ценить в Толстом главным образом моралиста -- значит рассматривать его не с русской, а с европейской точки зрения. В Европе, где культ комфорта и спорта безраздельно царит над умами и совестью людей, морализирующее слово Толстого, подкрепленное примером его жизни, произвело на самом деле потрясающее действие. Толстой поразил воображение захлопоченных европейцев почти в той же мере, в какой в свое время Сакья-Муни поразил фантазию изнеженных азиатов. Весть о том, что королевич, имевший возможность пользоваться высшими, почти божественными дарами жизни -- многоженным гаремом, тенистыми садами, мягкими диванами, -- добровольно отказался от этой небесной роскоши ради мудрости и святости, -- весть эта разбудила сонного азиата, заставила уверовать в возможность несбыточного, в чудо. Не менее потрясен и взволнован был европейский буржуа, узнав, что богатый граф, не самозванный, а подлинный, имеющий возможность кататься в автомобиле и заказывать платье в Лондоне, проповедует скромную трудовую жизнь крестьянина, и не только проповедует, но сам питается и одевается, как крестьянин, шьет сапоги, кладет печи и пешком ходит из Москвы в Ясную Поляну. Еще более был изумлен европейский писатель, у которого, по удачному выражению Тургенева, при мысли о гонораре не только глаза, но и зубы загораются, когда он узнал, что есть гениальный романист, который добровольно отказывается от гонорара, пренебрегает сакраментальным верховным, божественным авторским правом.

культура, литература, мораль

Previous post Next post
Up