Был ли "План Даллеса для СССР фальшивкой?

May 09, 2019 07:12




Был ли план Даллеса для СССР фальшивкой?
Продолжающееся в интернете весьма активное и "глубоко компетентное" обсуждение этого вопроса заставило вернуться к статье, опубликованной в июне 2005 года, после того как М.Дейч и П.Н.Гусев отказались предоставить мне "сатисфакцию", то есть предоставить ПРАВО НА ОТВЕТ на страницах "Московского комсомольца"....
С судом возиться не хотелось, да и иные причины имелись.... А мой ответ - перед вами.
P.S. А. караулов в передаче в начале января 2007 г. уже изменил свое отношение к этому документу: больше он за его использование УЖЕ не извинялся...

Еще раз о пресловутом "плане Даллеса".

В начале 2005 г. журналист Марк Дейч выступил с очередной сенсацией: ему удалось “разоблачить пропагандистскую “фальшивку”, на протяжении последних лет смущавшую умы и сердца наших сограждан.

Чтобы читателям было понятно, о чем вдет речь, приведём оспариваемый документ полностью.

Из речи Аллена Даллеса, директора ЦРУ, на конгрессе США в 1945 году: «Окончится война, все как-то утрясётся, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболвание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы неизменно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства, например мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением... исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и прославлять так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников «беспринципности.

Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу - все это расцветёт махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даме понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности.

Мы будем браться за людей с детских, с юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее, Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

В такой редакции он был опубликован 20 января 2005 г. в “Московском комсомольце”. Но лишь для того, что бы предупредить: это фальшивка!

В доказательство Марк Дейч приводит лексический и источниковедческий анализ этого текста. И, не обнаружив “первоисточника”, делает безаппеляционный вывод.

Надо сказать, что доводы Дейча выглядят убедительными: с ними уже согласился телеведущий программы “Момент истины” Андрей Караулов, который принес телезрителям извинения за “использование фальшивки”.

Я тоже соглашусь с Дейчем. Но только в одном.

План этот - не совсем план в прямом смысле слова. В нем не указываются конкретные исполнители, формы и методы их деятельности, сроки и т.д. В этом смысле “зловещий план Даллеса” представляет собой ни что иное, как проект, в то время не утвержденный руководством США и не принятый на доктринальном уровне. Он представляет собой не более чем опративный замысел, в сбою очередь, предполагавший разработку и осуществление соответствующих действий...

Можно, конечно, ответить Марку Михайловичу коротко: автор “... тенденциозен тогда, когда он (здесь и далее выделено мной, - Q.X.), сознательно отбрасывает материал, не укладывающийся в заранее им установленные, и, следовательно, искусственные схемы; бессознательно он тенденциозен, конечно, и тогда, когда игнорирует материал в силу своего незнакомства с ним”.

Итак, критерий оценки сформулирован и определён. Причём задолго до сегодняшнего дня, да в придачу известным русским либеральным историком С.П.Мельгуновым, как известно, отнюдь не стоявшим на марксистских позициях.

Прежде чем ответить на кажущийся Дейчу самым главным вопрос - об источнике появления анализируемого документа, а его мы дадим и в узком, и в широком смысле слова, - сформулируем, как это полагается в историковедческой экспертизе, вопросы, требующие определенного ответа, этих вопросов четыре:

1. Мог ли этот документ появиться в указанное время - в апреле 1945 г.?

2. Мог ли этот документ в то время стать достоянием советского руководства?

3. Есть ли свидетельства идентичности содержания документа взглядам приписываемого ему автора?

4. И наконец, реализовался ли он на практике?

Мы представляем на суд читателя развёрнутые ответы на каждый из этих вопросов.



1. Мог ли этот документ появиться в указанное время - в апреле 1945 г.?

Поскольку после кончины президента Рузвельта вопрос о будущем мира внезапно встал перед недостаточно компетентным и информированным вице-президентом США Гарри Трумэном, естественно, что он вызвал оживлённые дебаты и в политической злите Америки.

Естественно также, что было запрошено мнение и главного резидента Управления стратегических служб ГУСС, разведки США) в Европе Аллена Даллеса. Да и в разведке Даллес не был новичком - работать в ней он начал ещё в 1915 году и прослужил на европейском театре военных действий четыре года.

Мнением резидента УСС мог поинтересоваться и Конгресс, перед которым Даллес не счел нужным скрывать свои взгляды, тем более, надеясь найти им поддержку со стороны законодателей.

Таким образом, цитируемое Дейчем выступление Даллеса в Конгрессе США представляется вполне вероятным.

Но могло ли оно, в этом случае, стать достоянием советской разведки?

2. Мог ли этот документ в то время стать достоянием советского руководства?
Это тоже весьма вероятно. Одним из возможных источников информации об этом документе мог, например, быть Элджер Хисс, высокопоставленный сотрудник администрации президентов США Рузвельта и Трумэна. По крайней мере, выдача государственных секретов инкриминировалась ему в вину в 1950 г. (Сотрудничество Хиоса с советской разведкой тогда доказано не было. См.: Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб. М., 2002, с. 526).

Мы не случайно упомянули лексический анализ, проделанный Марком Дейчем, на основании которого он делал вывод о том, что авторство документа не могло принадлежать Даллесу. В частности, в виду различия трактовок понятия космополитизма в США и в СССР в то время.

На наш взгляд, как раз известная кампания конца 40х годов по “борьбе с безродными космополитами”, с значительной степенью вероятности свидетельствует о том, что Сталину был известен этот план. А сама кампания являлась завуалированным сигналом о том, что ситуация в СССР находится под контролем.

При этом, исторической правды ради, мы отнюдь не будем утверждать, что “план Даллеса” начал немедленно осуществляться с апреля 1945 г. Наоборот, слишком многие факты свидетельствуют о том, что он был до поры до времени положен под сукно. И именно поэтому конфиденциальное высказывание Даллеса могло “не отложиться” в официальной историографии США.

В этой связи не вполне корректна ссылка М. Дейча и на американский документальный сборник “Сдерживание”, тем более, что большинство американских историков и политологов относят формулирование концепции “Сдерживания коммунизме” к 1947 г.

Самый сильный - для неосведомленного читателя, - аргумент Дейча - отсутствие, или незнание им “первоисточника” появления этого документа.

Откроем, однако, и эту тайну. Содержащуюся в “Записках начальника нелегальной разведки” генерал-майора Ю.И. Дроздова (М., 1999, Русский биографический институт, ее. 24-25), хотя он упоминался и в более ранних газетных публикациях:

"Что ж делать - организованные “утечки информации” - один ив известных и широко распространённых приёмов политической и дипломатической борьбы".

Действительно, в тексте книги Юрия Ивановича нет ссылки на “первоисточник” его осведомлённости. Но не будем задавать неуместных вопросов бывшему резиденту КГБ в Нью-Йорке.

В конце концов, никто же не спрашивал Аллена Даллеса, откуда он получил текст “секретного” доклада Н.С.Хрущева XX съезду КПСС. (Сам, директор ЦРУ позднее писал:

“Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке".

Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретении документа продолжали оставаться тайной”).

Прежде чем поставить точку в этой истории, обратимся, однако, к третьему и четвертому из сформулированных нами вопросов экспертизы. А именно: есть ли свидетельства идентичности содержания документа взглядам самого Аллен Даллеса и реализовался ли он на практике?
3. Есть ли свидетельства идентичности содержания документа взглядам приписываемого ему автора?

Для этого в свидетели вызываются… Аллен Даллес и его заместитель в ЦРУ Рэй Клайн.

Для удобства читателя мы будем пользоваться изданием книги Даллеса “ЦРУ против КГБ: Искусство шпионажа” 2000 года издания (предыдущее русскоязычное издание 1992 г. имеет множество редакционных купюр, вызванных стремлением редакторов “избавиться от наследия “холодной войны”),

В специальной главе "Разведка в "холодной войне" Даллес писал в 1963 г., что главным её орудием является разложение населения стран противника, "Неудачи, которые потерпели коммунисты, произошли не в последнюю очередь в результате применения специальных средств разведки, и не только нашей, но и наших друзей и союзников". Далее Даллес подробно описывает то, что получило в дальнейшем название "экспорта контрреволюций".

Обратимся к заключительным строкам указанной главы сочинения Аллена Даллеса:

"Стратегия и тактика государства… должны определяться дальнозоркой политикой, учитывающей в первую очередь коренные национальные интересы, а не абстрактные принципы, какие высокие цели они бы ни преследовали... Мы сами должны определить, когда, где и каким образом нам действовать, по возможности, вместе с другими ведущими государствами свободного мира, готовыми оказать такую поддержку...". (Даллес А. ЦРУ против КГБ: Искусство шпионажа, Центр-полиграф, 2000, С. 357, 373-375, 381).

Заместитель директора ЦРУ Клайн писал:

"Учёным известно, что судьбы народов формируются комплексом трудноулавливаемых социальных, психологических и бюрократических сил. Обычные люди, чья жизнь - к худу ли, к добру ли, - зависит от игры этих сил, редко понимают это, разве что смутно и весьма поверхностно. Одной из таких сил - с начала 40х годов стала разведка".

При Трумэне - мы цитируем русскоязычное издание книги Клайна "ЦРУ от Рузвельта до Рейгана", выпущенное в Нью-Йорке в 1988 г., - Совет национальной безопасности в декабре 1947 г. возложил на ЦРУ проведение тайных операций и акций психологической войны, хотя этой задачи ЦРУ и не было указано в законе о его образовании, принятом двумя месяцами ранее.

В мае 1948 г. для проведения тайных операций в ЦРУ создаётся Управление координации политики (УКП).

Интересная деталь: если в 1949 г. в УКП были 302 сотрудника, то в 1952 г. 2812 человек трудились только в его вашингтонской штаб-квартире, не считая 3142 сотрудников, работавших за границей.

Бюджет УКП увеличился с 5 млн. долларов в 1949 г. до 82 млн. долларов в 1952 г., поглощая львиную часть средств, ассигновывавшихся для работы ЦРУ.

К февралю 1953 г., подчеркивает Клайн, “ЦРУ располагало материальными ресурсами и прочими возможностями для реализации большей части планов, вынашивавшихся Даллесом задолго до этого”. (Клайн Р. “ЦРУ от Рузвельта до Рейгана”. New-York, Liberty Publishing House, 1988. С. 15, 166, 186).

Марк Михайлович Дейч безаппеляционно, но бездоказательно, категоричен в своём выводе. Мы не навязываем читателю своего мнения, предоставляя ему самостоятельно делать выводы и умозаключения на основании предоставленной и проверяемой информации.

Так что для утверждения о том, что “фальшивка” разоблачена”, время ещё не пришло.

Олег Хлобустов

Российский кто есть кто, М., 2005, № 3. proza.ru/2007/05/10-262
4. Реализована ли Дирректива Даллеса на практике?

На этот вопрос ответьте сами в комментариях.

http://open-eyes-russia.com/russia/426-directive-dulles-fake-or-not.html

Одновременно с этой статьей часто читают:

Американская стратегия "тайной" войны против России
http://samlib.ru/h/hlobustow_o_m/strategiatainoywoyny.shtml


И.В. Сталин, США амбиции, СССР

Previous post Next post
Up