По Казахстану: Караганда и Балхаш (сентябрь 2024)

Oct 07, 2024 16:57

В апреле мы ездили в отпуск в Казахстан, и я по итогам написал несколько постов сюда - про фрагменты, связанные с путешествиями. Так уж вышло, что появились причины (хорошие) съездить в Алма-Ату снова - в сентябре. Про пребывание в Алма-Ате я особо рассказывать не буду - хорошо проводил время с семьей и родственниками, но это вряд ли повод для публичного отчёта.

А вот рассказать о небольшой вылазке в Караганду и Балхаш стоит. Продолжу традицию.

Почему Караганда? Ну, в первую очередь потому, что мне хотелось попасть на матч чемпионата Казахстана по хоккею. Как раз первые туры сезона шли. К сожалению, в Усть-Каменогорске, дела в котором апрельской поездкой не закончились, матчей не было («Торпедо» играло на выезде). На выезде играл и ХК «Алматы». В нужные же мне дни домашние матчи играли четыре команды. Как ни странно, я смог выстроить интересную для меня логистику по каждому из вариантов.

Но надо было выбрать один. Выбрал Караганду по нескольким причинам. Во-первых, не так далеко. Во-вторых, я там не был, а любопытно. В-третьих, получалось красивое совмещение с Балхашем. В-четвёртых, можно при везении совместить с Детской железной дорогой, на данный момент единственной, как я понимаю, в Казахстане (вторую строят в Семее).

Остальные логистики оставлю на следующие разы %) Надеюсь, они будут.



В Караганду я летел в пятницу вечером. Вообще сначала думал на поезде поехать, но оказалось, что за эти несколько лет, что я не следил, в Казахстане почти прикрыли сеть скоростных поездов Тальго, и поезд идёт долго. Решил полететь.

Вообще аэропорты Казахстана - интересная тема. Они, во-первых, исчислимы (в отличие от российских), во-вторых, довольно непредсказуемые - там может оказаться все что угодно. Было бы любопытно их все объехать до старости. Я так понимаю, их около 40 (учитывая небольшие); я по состоянию на конец описываемой поездки был в девяти.

Ставить это обязательной целью глупо, но понемногу можно посещать. Так-то я, конечно, железнодорожник, но проехать все железные дороги Казахстана мне пока представляется делом существенно более маниакальным.



Рейс внезапно задержался почти на час, и в Караганду мы прилетели уже слегка на ночь глядя. Зато произошло странное - меня пересадили в бизнес-класс! Такое со мной уже как-то давно случалось, но я уже подзабыл, да и не ожидал в данном случае подарка. Прикольно вышло.

Аэропорт Караганды - огромный памятник советского модернизма. Большой, суровый и красивый. Особенно красива инсталляция из стекла, которая протягивается на всю высоту аэропорта. Она похожа на люстру, но я не уверен, что она предназначена, чтоб светить.

При всей этой красоте в Караганде обычно всего 4-5 рейсов в сутки «основных» и еще 2-3 - локальной авиакомпании «Южное небо», рейсы которой не всегда можно найти в поисковиках. Тем, кому нужно летать дальше или чаще - едут в Астану, она относительно недалеко.



Переночевал я в неплохой гостинице, а с утра отправился гулять.







Сразу должен сказать, что многого в центре Караганды я и не планировал посмотреть. Я прошел лишь по некоторым центральным улицам, пропустил местный Арбат, не пошёл в краеведческий музей, не зашёл купить крутые открытки с видами Казахстана, которые делают одни местные ребята… Впрочем, была такая крутая погода - день тёплой золотой осени - что даже относительно бесцельное хождение по Караганде очень радовало. Вообще такое сочетание - солнца, золотых листьев, лёгкого ветерка - человеком запоминается. Я попал в такую погоду в Советскую Гавань, и мозг до сих пор прекрасно помнит многие моменты того дня, хотя с тех пор прошло довольно много времени, а сама Совгавань - не то чтобы туристический центр.







Так и тут - походил по центру и пошёл на детскую железную дорогу в центральный парк. Насколько я слышал, что в Караганде работает детская железная дорога, снова открывшаяся после большой паузы, и местные украсили ее как Хогвартс-Экспресс. Было любопытно.
Детская железная дорога очень понравилось. Настоящий узкоколейный поезд. Действительно всё довольно бережно стилизовано под мир Гарри Поттера, и хоть я не являюсь его поклонником, подобное украшение не раздражало. Местным явно тоже нравилось - хоть дорога чуть-чуть на отшибе парка, в нашем рейсе все три вагона были заполнены. Со мной рядом ехала тетенька, которая каталась на дороге еще в детстве, и тут решила посмотреть, как она изменилась.







Прибывший поезд порадовал еще и другим. Тепловоз обогнался из конца в конец за четыре минуты! Такого на постсоветском пространстве я еще не видел. В Казахстане люди не очень парятся избыточными нормами безопасности. У нас бы даже на ДЖД обгонялись бы минут двенадцать. Не то чтобы я говорил, что безопасность не нужна, но есть ощущение, что наши кое-где несколько…мммм…перебдевают.

Машинист и другой персонал поезда детьми не были, а, наоборот, были ветеранами. Я подошёл и спросил у одного - что, дети теперь тут не занимаются? Он слегка даже обиженно сказал, что летом занимаются, а сейчас сентябрь и все в школе. Вообще Караганда очень железнодорожный город. Другая тетенька попросила сфотографировать ее у тепловоза, как-то так вышло, что я сказал, что тоже на железной дороге работаю, на что она отреагировала «Да? А какой ПЧ?!». Сказал, что в РЖД.







Железная дорога чуть-чуть идёт по роще в парке, потом немного по жилому району, а потом уезжает в несколько неожиданный пустырь, где не спеша делает петлю и вовзращается назад. Пустырь местами радовал видами полной глуши, как будто это болотная узкоколейка, а не детская железная дорога в центре большого города. В общем, прекрасно.







Я даже подумал, не проехать ли второй круг, но всё же решил еще погулять по центральному парку. Погода стала еще шикарнее, чем была. Я побродил по парку, пожалел, что я не с семьей (было немало аттракционов), прокатился на колесе обозрения и пошёл поесть. В модном кафе «1934» (год основания Караганды) я даже сел на улице, чего в целом делать не люблю.







В кафе я чуть застрял и поехал на автобусе в художественный музей. Как и много где в Казахстане, художественный музей выглядит чуть неприкаянным, но я всё-таки стараюсь их все посещать. В карагандинском была небольшая постоянная экспозиция и две временных - фото и детских рисунков, впрочем, весьма неплохие.







После музея пора уже было и на хоккей.





Что сказать… Никогда я, пожалуй, не видел настолько разительного контраста между внешним видом аренды и ее внутренним содержимым. Точнее так - в лучшую сторону контрасты бывали: иногда унылые снаружи ангары бывали весьма уютными внутри. Но тут! Красивый современный дворец снаружи, напоминающий что-то типа волны, вполне КХЛовского уровня. И полный трэш внутри! Ни туалетов толком, ни еды (единственная точка работала снаружи дворца), ни даже досмотра (ну это может и хорошо, но воду я зачем выкинул тогда?). С атрибутикой тоже полный трэш. При входе на трибуну с лотка какие-то девушки торгуют сувениркой, но с крупной символикой букмекеров, не очень мне нравится такое. Но я вижу, что вообще людей в свитерах много, значит еще где-то есть точка. А где? В перерыве вроде как вижу ее, но дверь туда из основного холла закрыта! Народ недовольно пытается ее штурмовать. Обхожу по боковым лестницам, достигаю точки.

Спрашиваю девушку:
- Что за трэш у вас творится?
- Охрана сказала закрыть дверь.
- Почему? Чтобы у букмекеров покупали?
- Вроде нет, - отвечает, - типа к сезону не успели доделать потолок при входе, решили попытаться скрыть это.

Также не успели к сезону привезти большую часть атрибутики. Вообще такое впечатление, что новый год сезон подкрался для клуба абсолютно неожиданно - типа, они ожидали начало где-нибудь в ноябре, а оно вдруг оказалось в сентябре…





Сам же хоккей был вполне смотрибельный. Команды радостно бегали туда-сюда, но нападающим долго не хватало мастерства попасть, да к тому же вратари тащили. Особенно тащил 21-летний вратарь гостей Роман Шефер. На сайте его даже не было в заявке - видимо, купили прям перед матчем. А выглядел парень как человек из другой лиги. Тащил практически всё. Хочу теперь последить за его карьерой.





Людей с казахскими или около того фамилиями было 2-3 человека на обе команды. В современном Казахстане это так себе концепция, конечно. Доминировали русские фамилии, потом условно украинские, потом немецкие. Был даже человек с фамилией Palmtag. Я уже было решил, что это женившийся на казашке швед, но оказалось, что его зовут Константин.

Особой фанатской поддержки не было - фан-сектор как бы был, но состоял в основном из детей и подростков. Сверху трое играли на барабанах (инициатива клуба, видимо). При этом, надо сказать, болельщиков было немало, многие в атрибутике, и несколько раз арена подхватывала нехитрые заряды. Выездных почти не было - очень уж неудобен выезд из Атырау в Караганду - но во втором периоде я сел рядом с людьми, которые топили за «Бейбарыс» - впрочем, явно не фанатами.

Так хоккеисты и бегали полтора периода, пока вратарю Роману Шеферу не надоело и он не спродюсировал первую шайбу своей команды. «Бейбарыс» и так играл в меньшинстве, но Роман, по мнению судьи, умышленно сдвинул ворота и заработал «Бейбарысу» еще две минуты штрафа. Это оказалось решающим фактором, потому что в меньшинстве вратарь всё тащил, а когда со скамейки выскочил отсиживавший за него игрок, ему сразу отбросили шайбу, он убежал один на один и был срублен. Буллит форвард «Бейбарыса» реализовал практически идеально. Вскоре этот же форвард организовал автогол для хозяев - грамотно бросил в бежавшего к своим воротам защитника.

Местные напряглись и взвинтили темп. Судьи отправили на лавку сразу троих хоккеистов гостей, и в итоге Романа Шефера пробил-таки человек с памятным для многих любителей футбола именем - Никита Баженов.

…И тогда наверняка
Победит «Сарыарка»
И Баженов запиликает на скрипке

Но поскольку всё время играть в большинстве не комильфо, то развить успех не удалось. В третьем периоде свое большинство реализовал «Бейбарыс», а штурм «Сарыарки» дал лишь одну (Шефер!) шайбу в самой концовке.





Бить «Барыс» команде из Атырау по техническим причинам сложновато (он играет в другой лиге), а вот «Сарыарку» побили. Впрочем, во втором матче на следующий день (уже без меня) местные взяли реванш 4:2.







Я же оперативно отправился на такси на вокзал, где сначала зашёл в находящийся рядом супермаркет, а потом сел в местный поезд Караганда - Балхаш. Уважаемый товарищ Варандей писал, что этот поезд неожиданно для локального поезда модный - и так и оказалось. Не на уровне российских топ-поездов, но всё что нужно есть: биотуалеты, розетка, нормальная температура в вагоне…

Поезд останавливается у каждого столба (проезжая, например, станцию под названием Карабас) и должен прибыть на конечную станцию Балхаш-2 в 6.20, до этого простояв полчаса на станции Балхаш-1. Однако, когда меня примерно в 5.55 разбудил проводник, он ошарашил меня спросонья тем, что уже Балхаш-2. Действительно, поезд кладет болт на долгую стоянку и сразу фигачит до конечной. В сонном виде я тяжело собирался и опасался, что что-то забуду. Впрочем, ожидаемо поезд еще долго торчал у перрона.



Обычно я как-то минимально готовлюсь к новым городам - ну, если они не слишком сложные и в малознакомых странах. Смотрю какие-то важные для меня точки и просто приезжаю. В случае с Балхашем я всё же прочитал отчёт Ильи Буяновского aka Varandej. Удостоверился, что в самом городе достопримечательностей немного. Мне хотелось в качестве программы-минимум посмотреть на озеро Балхаш, а в качестве программы-максимум - прокатиться на чём-то по оному озеру. Я пытался найти возможность в интернете и на казахстанском сайте Olx (похожем на наш Авито), но ничего не нашёл.







С момента визита Ильи изменилось одно - весь город Балхаш перерыли. Действительно, в центре практически не было ни одной неперерытой улицы. Перерыли всю набережную, и даже на стадионе меняли поле, из-за чего он был временно непригоден для игры в футбол. Это конечно хорошо - возможно, после завершения этих мероприятий Балхаш превратится в город-сад. В принципе, у него есть туристические перспективы. С другой стороны, я не понимал, откуда взять столько рабочих, чтобы все перерытое отреставрировать и зарыть назад. Тут нужны были какие-то московские масштабы! Ранним утром в воскресенье, конечно, особо никто не работал, но всё же у меня оставались сомнения, что количество рабочих хотя бы немного соответствует масштабу перерытого.







Из-за перерытости набережной и некоторого общего бардака подход к озеру у набережной вышел так себе - там можно было подойти только к небольшому, да и то, надо сказать, довольно грязному кусочку озера. Я не сдался и предпринял вторую попытку - направился к небольшому порту, на территории которого стоял кран. Идея оправдала себя - во-первых, там гораздо удобнее вход в воде, а во-вторых - ба-бам! - на воротах было написано два телефона капитанов, которые могут покатать.

По одному мне до сих пор так никто и не ответил, а вот по второму мне очень повезло. Капитан мало того что не удивился от моего раннего вопроса, не удивился, что я хочу кататься один, так и еще и не побоялся приехать через час и меня всё-таки покатать! Уважаю. Капитан оказался интеллигентным человеком, мы с ним хорошо пообщались. Очень рекомендую. Он возит и в поездки на несколько дней по всему озеру. 20 000 тенге в час, 250 000 тенге сутки. https://www.instagram.com/kater_balqash, телефон тоже есть, если что - пишите, подскажу.

Так что не сдавайтесь - и, возможно, достигните цели!







Капитан рассказал, что кран в порту поддерживается в рабочем состоянии, но особо нечего возить. Также в рабочем состоянии баржа, которая стоит в бухте. Я сначала подумал, что она села на мель и полузатоплена - но нет, ее специально оттащили от берега, чтобы, а) не прибило штормом; б) не навандалили. Так что, в принципе, что-то тяжелое погрузить и отвезти в Балхаше возможно. Или устроить Остров ржавого лейтенанта %)







Вода очень красивая, конечно. Лазурного цвета. Фото с телефона не передает. Несколько портит вид большой медный комбинат, но, так сказать, он и создан совсем не для вида %)

Вообще, наверное, это дилетантский вопрос, но мне всё же интересно, почему казахи мало используют такое большое озеро. Городов, я так понимаю, там два - Балхаш и Приозерск, а сёл не так много. Рыболовство сейчас частное, а раньше был как минимум один большой рыбзавод. Есть базы отдыха, а про другие активности я как-то ничего и не знаю.

Зато в начале октября проводился референдум по поводу строительства АЭС на Балхаше. Народ, как я понимаю, проголосовал «за» (ну и правильно, наверное).



Выполнив программу-максимум с катанием по озеру, я отправился на такси в аэропорт (такси еле вызвал, кстати).







Аэропорт поразил воображение! Супер-классицистский советский терминал с уютными закругленными формами. Если я из таких летал, то только в детстве (Челябинск, например). Потом только видел. Сейчас в Балхаше идет большая реконструкция аэропорта - в частности, уже перекладывают рулежные дорожки. Но, насколько я понял, строить новое здание в ближайшее время они не планируют, так что любители ретро могут успеть посетить. Пока из Балхаша летают только в Алматы, хотя летом еще был рейс в Астану. Но, судя по всему, раз уж из города делают Город-Сад, то и в аэропорту количество рейсов может увеличиться. Кроме пассажирского назначения, у аэропорта есть еще и военное - какие-то военные самолёты там стоят.





В общем, красивый аэропорт. Хотя, конечно, у разных вариантов есть свои плюсы. Вот в Учарале построили современное здание «с иголочки», и там можно выпить чаю и зарядить телефон. На аэровокзале Балхаша об этом можно только мечтать)

По дороге к самолёту видел удивительное - УАЗ-Буханку-Трап (видимо, активно не функционирующий). Интересно, сколько их осталось в мире. Снять, к сожалению, не успел.





Летели на уже знакомом АН-24 компании «Южное Небо» - я им (или очень похожим) летел в апреле по маршруту Усть-Каменогорск - Зайсан. Смотришь на карту - Алма-Ата вот она рядом, откуда тут полтора часа лететь?! Но летим полтора часа, никаких нагонов. А дальше понятно - внутренний (старый) терминал Алма-Атинского аэропорта, такси, центр города, где мы решили прогуляться с семьей по случаю дня оного города.

Путешествуйте, в том числе по Казахстану - интересно! Если всё будет хорошо, тоже планирую изучить новые казахстанские маршруты в будущем.

Previous post Next post
Up