Про поездку на туристическом поезде в Елец

Sep 20, 2023 10:01

В отеле в Томари (Томарях?) делать особо нечего, так что постараюсь написать про туристический поезд Москва - Елец - Лев Толстой - Липецк - Москва, на котором мы покатались неделю назад (а кажется, что давно). Сразу скажу: мне поездка понравилась. Во многом из-за того, что РЖД и ФПК прям расстарались, причем за относительно (! - у каждого свои критерии, конечно) небольшую цену.
Дальше о подробностях.

Любопытно, что кроме нас с Ксенией и Тимофеем в эту поездку поехали мой старый знакомый по КТП Алексей Приваловский и другой мой старый знакомый по футбольно-граундхопперским делам Иван Якунин. Так вот, у нас, у Алексея и Ивана программы практически совсем не пересекались, кроме отчасти Льва Толстого, что опять же говорит о том, что туристический поезд привлёк людей разных интересов.

Итак, поезд отправлялся в пятницу в 22.25 с Павелецкого вокзала (что для нас уже хорошо), с утра в субботу была стоянка в Ельце, после обеда - в посёлке Лев Толстой, с утра в воскресенье - в городе Липецке, а к полуночи воскресенья поезд прибывал в Москву.

Честно говоря, я предполагал, что вагоны до Ельца и от Липецка прицепят к какому-то обычному скорому поезду, но нет - ФПК удивили меня, проехав всю дорогу отдельной ниткой. Я так понимаю, что это вообще не способствовало прибыльности рейса, но, видимо, ездящий 2-3 раза в год турпоезд в данном случае не про прибыльность.

Ксения и Тимофей не были ни в одном из городов, а я был (причем почему-то много раз) только во Льве Толстом, а Елец и Липецк, которые в разы крупнее ЛТ, посещал только с целью на что-нибудь пересесть, так что мой краеведческий интерес был велик.

В целом, повторюсь, организаторы очень старались. В поезде всё было максимально чисто, в вагоне был душ, температура была приличной, бесплатно выдавался завтрак и чай в неограниченном количестве, а также периодически возникали какие-то плюшечки - то набор снэков к прогулке, то подарочный набор от правительства Липецкой области, то подарочек лично Тимофею. За всё это большое спасибо!
Отдельно был вагон-бистро, где старались приносить довольно качественную еду довольно быстро, и даже анонсировали меню с некоторыми специалитетами Липецкой области.

Если задать себе вопрос, что можно улучшить, я бы сказал вот о чём. Во-первых, был некоторый кавардак с покиданием поезда. Говорили, что и в Липецке, и в Ельце все должны выйти в 8.00. Но в Ельце уже часов в 7.30 сказали, что в 8 выходить не обязательно (правда все, конечно, уже были плюс-минус собраны), а в Липецке всех гоняли минута в минуту, но по факту поезд тоже еще долго никуда не поехал. Для сов и пассажиров с детьми было бы всё-таки хорошо держать поезд хотя бы до 9. Во-вторых, чуть-чуть вызывает вопросы программа второго дня - Липецк, а потом долго домой. Многие пассажиры (и мы тоже) не совсем понимали, что конкретно делать в Липецке. У части была экскурсия от РЖД Тура, но это дорого, а рекомендаций для самостоятельных туристов по сути не было. Ну и Тимофею было тяжеловато ехать 9:30 назад почти без остановок. Он уже всё перепробовал и стал капризничать. Впрочем, если бы ехали без детей, то, наверное, выпили бы вина или поспали бы, так что варианты есть.

С другой стороны - а делать-то что? Мы с Лёшей Приваловским обсудили и поняли, что вариантов немного. Если была бы цела ветка до Куликова Поля - можно было бы туда на второй день, однако а) она вряд ли цела; б) там далеко до самого поля, нужны точно автобусы; в) назад всё равно долго получается. Ну и г) не выполняется Липецкая консистентность, что может вредить сотрудничеству с регионом. Если брать саму Липецкую, то весьма интересен Раненбург/Чаплыгин, но а) он маленький; б) вокзал там не в центре; в) два небольших городка подряд могут утомить людей. К тому же, в первый день соседи по поезду жаловались, что два города в день с минимальной паузой - довольно утомительная история; и во многом они правы. Так что, наверное, Липецк оптимальное решение из возможных. Только маршруты бы там предлагать.

В Ельце мы делали вот что. Дошли пешком от вокзала к набережной (она там новая), перешли Быструю Сосну по Каракумскому мосту, не спеша дошли до центра с заходом в церковь, зашли в художественный музей (он маленький, но живой и тёплый), позавтракали в кофейне рядом, зашли в дом книги, прошлись по пешеходной улице, зашли на рынок, зашли в дом-музей художника Николая Жукова (он тоже маленький, но всем очень понравился), прошли через «взрослый» парк (колесо обозрения почему-то не работало), через детский парк, покатались там на каруселях; посмотрели на монументальный заброшенный комплекс табачной фабрики, пообедали в кафе Джем, заказали такси (видимо, единственного водителя с детским креслом в городе) и вернулись на вокзал.

Елец понравился. Показалось, что он вместе с Чаплыгиным и Мичуринском - кандидаты на следующее вливание денег из центра с целью создания города-конфетки на основе тех богатств, что там есть. Сейчас вот Арзамас мучают, может и до Ельца доберутся). Ну, короче, очень красиво, но многое слегка разваливается.
Пока мы вот так ходили, Иван передвигался по бунинским местам, а Лёша Приваловский был в Ельце много раз, поэтому поехал на какие-то пригородные скалы. В принципе, и то, и другое (и всякое третье, типа футбола) интересно, поэтому есть повод когда-то вернуться, если силы позволят.

По ветке Елец - Лев Толстой пассажирского движения давно нет. Это странно вот в каком контексте - во-первых, накат на рельсах хороший и много встречных грузовых: значит, чего-то возят транзитом; во-вторых, во Льве Толстом круглосуточно работает вокзал и есть (и также работают) комнаты отдыха на вокзале. А поездов нет. Конечно, лучше так, чем когда всё закрыто. Но немного странно. Хотя бы какой-то транзитный поезд типа Питер - что-то стоило бы загнать со стоянкой в часик для осмотра музея . Ну или вернуть какой-то поезд по Липецким колхозам с заездом туда.

Во Льве Толстом планировался (и состоялся) фестиваль по поводу 195-летия собственно Льва Толстого. Если кто не знает, то, напомню, что великий писатель и мыслитель умер в посёлке - тогда он назывался Астапово - тем самым подарив ему смысл существования и финансирование. Но поскольку праздновать это событие как-то нелепо, то празднуют день рождения.

Вот только погода подвела. Казалось бы - юг, а весь вечер стояла промозглая октябрьско-ноябрьская погода, иногда с сильным ветром и дождём. В итоге многие ушли, многие просто не пришли, а разнообразные исполнители мёрзли. Еще раздражало обилие букв Z на устроенной по случаю праздника ярмарке. Во времена мы странные живём, разные люди к этому по разному относятся, но в день рождения Льва Толстого это было крайне неуместно. Возможно, местная власть настояла.

В общем, подозревая бардак, мы решили пойти на дальнюю точку - в художественную галерею - и оказались правы. Режим работы музея Льва Толстого продлили до 22, краеведческого музея - непонятно до каких, но продлили; а вот галерея как работала до 18, так и работает. Подозреваю, что мы с Ксенией и Тимофеем были единственными людьми с поезда, которые так сделали. Галерея весьма неплоха.

Дальше некоторый бардак продолжался. Компания Ивана с некоторым трудом организовала экскурсию для нас в дом, где Толстой умер, экскурсия состоялась, но она была довольно длинной, была куча народу, Тимофей капризничал, поэтому именно для нас вышло чуть скомкано. Потом нам пришлось заняться некоторыми организационными вопросами, ходили в Пятерочку, погода ухудшилась - в общем, события фестиваля мало посмотрели. Впрочем, я так понял, их почти все мало посмотрели.

Местные власти в день фестиваля зачем-то закрыли кофейню - она вроде как мешала выборам, поэтому для еды подходило только кафе «Хуторок», куда пошли почти все, но там в целом справились, за что спасибо. По случаю праздника в посёлке играли еще и в футбол, но матч ФК «Лев Толстой» начинался в 13.30, а мы приезжали в 16.30, так что мимо. Впрочем, догадываюсь, что вряд ли бы многие туристы пошли бы на футбол, особенно в такую погоду %)

В общем, Лев Николаевич прилично сделал для посёлка таким вот нетривиальным образом. В последние годы там построили еще огромный культурный центр, который в темноте выглядит, как модная библиотека где-нибудь в Хельсинки. В дополнение к уже имеющей пачке музеев и галерей %)

Вечером выяснилось, что помыться в поезде быстро не получится - отправление по факту только в 23.55, и до этого горячую воду сложно получить (кроме как в чайнике). Я нашёл решение - сходил в комнаты отдыха и спросил про душ. Девушка-администратор так офигела, что даже не взяла денег, а мы смогли помыться. Больше никто, кажется, не догадался.

Утренний Липецк начался с разговора у вагона с моим знакомым по имени Александр. Мы надеялись, что Александр покажет нам город, но его вызвали на работу, поэтому мы лишь ранним утром поболтали у вагона. Саша тоже явно не сформулировал, что делать в Липецке, однако несколько рекомендаций всё же дал, спасибо ему!

В общем, сделали мы вот как. Сели на 36 автобус и доехали до стадиона Труд. Там позавтракали в кафе Фёст (оно шикарно, очень рекомендую). Коротко посмотрели стадион. Зашли в книжный «36,6» (тут стоит сказать, что краеведческое книгоиздание у области очень спорадическое; но вот в этот раз сделали серию буклетов по райцентрам «Прогулки с краеведом». Мы купили только про Лев Толстой, и в целом прям неплохо написано). Дошли через фонтаны до художественного музея. Он неплох, но невелик, и там нет постоянной экспозиции. В соседнем доме - выставочный зал союза художников. Напротив него - небольшой верхний парк, где мы чуть покатались на каруселях. Кружной дорогой спустились в Нижний парк. Там дошли до зоопарка.

Мне говорили, что зоопарк хорош, и он даже превзошёл эти ожидания. Зоопарк очень хорош. Более того, у них есть целый магазин всякого мерча, а я питаю к такому слабость %) Купил книжку про зоопарк, где активно восхваляется директор его. Но если подумать - директор-то действительно молодец! Ну а что нескромный - ну, нельзя же быть идеальным, что ж тут поделаешь. Для Тимофея это был первый зоопарк, и ему очень понравилось. Правда, быстро устал, но для первого раза хорошо.

Потом вышли через центральный выход Нижнего парка - мимо всяких Липецких бюветов и т.д. Хотели пообедать в «Театро», который тоже рекомендовали, но в итоге снова оказались в «Фёсте» и не пожалели. Ну а дальше уже вокзал и поезд.

В общем, выезд очень неплох оказался. Правда, что-то мне кажется, что вот такие выезды по райцентрам одной области не так-то просто организовывать и не так-то просто на них привлекать людей. Всё же поезд уступает теплоходу в плане отсутствия возможности побыть на палубе, но зато реки далеко не везде есть. Я бы съездил, например, в такой же маршрут по Тамбовской (Тамбов - Мичуринск - и в идеале бы Моршанск, но туда непросто попасть, хотя за день можно); может и Костромская (Кострома - Галич - Мантурово с прицелом на Макарьев и Кологрив) тоже подходит для такого трипа выходных. Будут ли такие маршруты не по очевидным локациям пользоваться спросом и поддержкой регионов - посмотрим. Надеемся на лучшее.
Previous post Next post
Up