Тюркоязычные христиане центральной Турции

Jul 04, 2019 13:07


До 1923 года в центре Малой Азии проживало одно довольно интересное меньшинство - православные тюркоязычные караманлиды. Жившие в районе города Караман (откуда и пошло их название), и, шире, в Каппадокии, они исповедовали православную веру, говоря в быту на турецком и пользуясь греческим алфавитом.

Точных данных об их происхождении нет, и в современной науке есть две версии - согласно одной из них, караманлиды являются тюркизированными потомками ромейского населения Малой Азии, перешедшего на турецкий язык с сохранением православия и греческого алфавита. Согласно другой - потомками принявшей православие группы тюрок-тенгрианцев, осевших в районе XIII века, после монгольского нашествия, в Каппадокии, в пользу чего говорит близость их культурных традиций и языка диалекту анатолийских юрюков. В этом плане вполне можно объяснить и использование греческого алфавита - как следа византийского цивилизационного влияния на раннем этапе формирования этой группы.

В 1923 году караманлиды, не затронутые Войной за независимость, были депортированы в Грецию в рамках обмена населения по Лозаннскому мирному договору 1923 года. В Греции караманлиды, как и остальные христианские беженцы (депортации подверглись все христиане Турции, помимо жителей Константинополя и нескольких островов в Эгейском море, а также все мусульмане Греции помимо жителей Западной Фракии), в целом устроились на новом месте и из их среды вышел, в частности, премьер-министр Греции в 2004-2007, 2007-2009 годах Костас Караманлис.

Ареал караманлидов до депортации


Караманлидская надпись, найденная на двери дома в Инджесу, Турция


Надпись на караманлидском в бывшей православной церкви Святого Михаила в Силле, Турция.


Костас Караманлис - премьер-министр Греции в 2004-2007, 2007-2009 годах.



P.S. Таким образом, можно смело утверждать, что даже на начало XX века грань между народами Османской империи, навроде турок и греков (к слову, это же и армян касается), чьи отношения ныне кажутся антагонистичными, была крайне размытой, вопреки тем образам, которые сегодня создаются турецкой и греческой пропагандой.

постосманские наблюдения, Ближний Восток, Балканы

Previous post Next post
Up