Религиозные тренды в некоторых странах мира

Mar 14, 2021 19:30


Недавно обнаружил весьма интересный материал на Pew Research Center по религиозным трендам в мире. Основные положения доклада вполне предсказуемы, однако мое внимание здесь привлекло несколько деталей:

1)  К настоящему моменту Россия вошла в топ-5 наиболее религиозных стран Европы. Об этом свидетельствуют результаты опроса проведенного в 2019 году. Опрашиваемых в различных странах Европы попросили оценить, насколько высока роль религии в их жизни. Были доступны четыре варианта ответа от «религия не является сколько-нибудь важной частью моей жизни» и «религия является не очень важной частью моей жизни» до «религия является довольно важной частью моей жизни» и «религия - весьма важная часть моей жизни». Разумеется, такая постановка вопроса не позволяет вычленить из общей массы верующих постоянных, что называется «воцерковленных», прихожан, однако вполне говорит об общем отношении населения к религии и приблизительной доле формальных верующих в том или ином обществе.

Так вот, согласно опросу, по общей доле верующих (здесь будет разумно суммировать последние два предлагаемых соцопросом варианта ответа) Россия пока уступает лишь Греции и Польше, а также (скорее всего) не включенным в исследование странам вроде Ирландии и, возможно, Финляндии, и при этом обогнав Италию, Словакию и Литву.



Доля тех, кто считает религию вообще не важной/ маловажной/ довольно важной/ крайне важной частью своей жизни



Стоит также обратить внимание на то, что помимо широко известного факта упадка христианства в Западной Европе, не менее резкое снижение числа верующих произошло в таких традиционно религиозных странах как Испания, Италия и Польша, которые некогда выступали в роли бастиона европейского консерватизма.

2) Разнонаправленные тенденции у русских и украинцев. В то время как жители России становятся все более верующими, население Украины постепенно отходит от религии. Так, с 2002 по 2019 доля тех, кто разделяет точку зрения, что вера в Бога является фундаментом морали и правильных установок, в России выросла с 26% до 37%, в то время как на Украине упала с 61% до 50%. При сохранении текущих последних двух десятилетий Россия станет более религиозной страной, чем Украина уже спустя 10 лет.  Можно смело утверждать, что Россия по-прежнему переживает период возрождения веры, тогда как нынешняя Украина по темпам падения религиозности идет вровень с Южной Кореей, немного отставая от США, но уверенно опережая Турцию и Мексику.



Доля тех, кто считает, что вера в Бога является необходимым условием для формирования морали и правильных ценностей

При этом следует учитывать то, что и Россия, и Украина в 90е являлись в некотором смысле исключением из глобального тренда снижения религиозности. Дело в том, что, вопреки расхожим мифам, в других бывших европейских социалистических странах, таких как Польша, Чехия, Литва (но не Венгрия, которой удалось сохранить религиозность примерно на уровне 1991 года), степень влияния веры на жизнь населения продолжила уменьшаться сразу после распада соцлагеря, в то время как у русских и украинцев религия смогла серьезно отыграть свои позиции. Лишь в XXI веке пути России и Украины в вопросах отношения к вере начали расходиться. Тем не менее, Украина все еще остается куда более консервативным и религиозным обществом, чем нынешняя Россия.



Доля тех, кто считает, что Бог играет важную роль в их жизни

3) Удивительный рост религиозности в Болгарии. Беспрецедентно мощный рост верующих в Болгарии вызывает особый интерес. Так, если в 1991 только 41% жителей Болгарии заявили, что Бог играет важную роль в их жизни, то в 2019 году таких стало 55%. На первый взгляд, эта тенденция может действительно показаться странной. Может быть действительно в Болгарии произошло сопоставимое с Россией по масштабам возрождение православия? Однако статья от 2006 года доктора философии Софийского университета Ины Мердьяновой опровергает такую гипотезу. Напротив, «...серьезным вызовом для Болгарской православной церкви (БПЦ) в течение последних 15 лет был новый опыт политического, культурного и религиозного плюрализма, к которому Церковь оказалась в значительной мере неподготовленной и для которого она не имела ни адекватной богословской, ни эффективной социологической методологии». Более того, «после падения коммунизма в Болгарии начали свою деятельность некоторые новые религиозные движения (НРД) западноевропейского и американского происхождения. И Православная Церковь, и все общество с беспокойством и страхом относились к возникавшему религиозному плюрализму. Общая реакция, которая всячески поддерживалась в большинстве заявлений в СМИ и отражалась в таких определениях, как «деструктивные культы» и «опасные секты», была крайне негативной. НРД рассматривались как угроза национальной идентичности, потому что утверждалось, что они якобы защищают интересы иностранных религиозных миссий и организаций. Церковь считала их вредными, так как они подрывали недавно обретенное ею положение в обществе, лишая ее возвращающейся в церковное лоно паствы. Церковь также считала, что НРД разрушают семейную жизнь, потому что они часто разжигают конфликт между молодыми новообращенными и их родителями».

Интересно, что же это за такие новые религиозные движения и кто составляет основную массу паствы таких движений?

Ответ кроется в деталях: Большая часть роста протестантских общин (в основном это неопятидесятники, харизматы и адвентисты) в Болгарии приходится не на болгар, а на цыган.  Так уже в 2001 году среди всех протестантов Болгарии, цыгане составили половину, причем в последние 20 лет обращение цыган в протестантские секты различного толка приобрело массовый характер. Даже болгарские переписи фиксируют трехкратный рост протестантской общины с 20 тысяч в 1989 до 60 тысяч в 2011 году. При этом, как мы уже знаем, болгарская статистика грешит серьезным недоучетом числа самих цыган, а иногда сознательно переписывает их в болгар (чего стоят одни только взявшиеся из ниоткуда «цыганоязычные болгары» в последней переписи), причем официальная и неофициальная оценки количества цыган в стране отличаются более чем в два раза (330 тысяч против 700 тысяч). К этому добавляется также то обстоятельство, что в силу полукочевого образа жизни и принципиального нежелания самих цыган сообщать о себе какую-либо информацию властям, численность протестантов среди цыган, вероятно, также занижена в разы, если не на порядок.

Таким образом, рост протестантизма среди болгарских цыган если является не основной причиной общего роста религиозности в стране, то по меньшей мере одной из ключевых составляющих оного.

Украина, религия, Россия, статистика, цыгане, Европа

Previous post Next post
Up