человек с кафедры общей химии (это контора, которая, среди прочего, занимается вопросами преподавания химии не-химикам) написал довольно интересную заметку - про то, как изменился уровень студентов при переходе от более или менее традиционного поступления (2008) к олимпиадам плюс ЕГЭ (2009).
Тут
начало заметки, тут
продолжение, а вот тут
окончание.
Кому лень читать - вкратце рассказываю. В сентябре первокурсникам не-химических, но смежных факультетов (почвоведение, география и т.п.) предлагалось пройти тестирование по химии. Система не совсем такая, как в тестах ЕГЭ: можно выбирать не один, а несколько правильных ответов из предложенных. Затем результаты подсчитывались и усреднялись.
Итого: по сравнению с прошлым годом никаких изменений. Отклонения - в пределах статистической погрешности, процент-другой.
То есть никаких особых достижений, но и не так все ужасно.
С другой стороны, это вполне ожидаемо. Если уж человек идет на географический etc., то это значит, что он именно на это, как сейчас модно говорить, мотивирован. То ли ему интересно, то ли семейная традиция. И в этой ситуации ему не так важно, как именно проверяют его знания - на обычном экзамене или в ходе тестов.
С иностранными языками и даже математикой все может быть совсем по-другому.