Конституция РФ

Dec 12, 2014 01:06

С таким бюллетенем был проведен референдум 12 декабря 1993 года.
В разговорах по поводу конституции часто приходиться слышать то, что власть конституцию не соблюдает. При этом вспоминаются первая глава, где записаны основы конституционного строя и вторая глава с правами человека и гражданина.
Права субъекта соблюдаются тогда, когда есть обязанность у всех остальных эти права соблюдать. Это правило становиться законом, когда есть санкция (наказание) за нарушение правила. Без санкции правило не является законом. Это знает любой квалифицированный юрист.
П.1 ст.15 устанавливает, что конституция имеет высшую юридическую силу, но законом не названа. П.2 ст.15 гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию Российской федерации и законы». Обращаю внимание, что записано «и законы», а не «и иные законы». В остальных статьях конституции она нигде не названа законом. Таким образом, косвенно утверждается, что конституция не закон.
Предыдущая конституция декларировала, что она являлась основным законом.
В соответствии с п.1 ст.82 президент РФ клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию. Но санкций в случае нарушения этой клятвы не предусмотрено. Ст.93 устанавливает санкцию для президента страны в случае государственной измены или совершения тяжкого преступления в виде отрешения от должности, но не в случае нарушения данной им клятвы. Список тяжких преступлений полностью описан в Уголовном кодексе РФ. Нарушения клятвы президента, прав человека или конституции в этот список не попали.
Кроме того п.3 ст.93 ограничивает процедуру импичмента двумя месяцами. В такой короткий срок практически невозможно провести процедуру импичмента, поэтому применить санкцию в отношении президента невозможно, в том числе и за измену и иное тяжкое преступление. По действующей конституции президент может безнаказанно делать все что угодно. Стоит отметить, что по предыдущей конституции не было ограничения срока рассмотрения импичмента президента двумя месяцами. Тогда импичмент был реален.
В отношении других должностных лиц или иных людей конституция вообще не содержит санкций. Отсутствие санкций в отношении людей нарушивших конституцию, является еще одним доказательством, что конституция не является законом.
В соответствии со ст.120 есть обязанность у судий подчиняться Конституции и закону. П.2 ст.120 обязывает суд принимать решение в соответствии с законом. Аналогичного требования принимать решение судом в соответствии с Конституцией, нет.
В соответствии со ст.125 конституционный суд отменяет законы и иные нормативные акты, противоречащие конституции. Это единственная санкция за нарушение конституции, но санкция в отношении нормативных актов, а не в отношении лиц нарушивших конституцию. Кроме того конституционный суд один. Он не в состоянии рассмотреть огромное количество нарушений конституции иными нормативными актами. А остальные суды, рассматривающие заявления граждан (по ст.120) не обязаны рассматривать дела в соответствии с конституцией.
Главное назначение конституций цивилизованных стран не декларировать права граждан, а установить не только разделение власти, но и установить баланс между разными ветвями власти, при котором ни одна из ветвей власти не может подчинить себе остальные ветви власти. В случае если одна из ветвей власти начинает нарушать права граждан, у граждан есть возможность воспользоваться другими ветвями власти, что бы остановить властную ветвь нарушительницу. С точки зрения европейского мировоззрения права даются человеку от рождения по природе, а не от конституции или иного законодательного акта. Конституция и законодательство нужно не для предоставления прав, а для ограничения власти и попыток власти ограничить права граждан. Именно баланс ветвей власти позволяет народу поступать по принципу: разделяй и властвуй. За счет этого баланса народ там является действительным источником власти в стране. Декларация разделения властей является недостаточной защитой народа от произвола власти.
Таким образом, наша конституция не является законом обязательного действия. Наша конституция это список красивых лозунгов, не содержащих механизмов их выполнения. С точки зрения европейских юристов у нас нет конституции - закона ограничивающего власть.
Предыдущая конституция РФ устанавливала определенный баланс сил разных ветвей власти. Мы помним, как противостояли друг другу Верховный Совет, Президент и Конституционный Суд. Но это противостояние закончилось разгоном парламента и подчинением судебной власти президенту через процедуру назначения судий, установленную новой конституцией.
Если раньше президент был главой исполнительной власти, то теперь он стал главой государства. Под государством понимается вся государственная машина. Глава государства это глава всех ветвей власти. Кроме права назначать судий у президента появилось право разгонять парламент. В цивилизованных странах гарантом прав граждан является вся судебная система, а гарантом конституции является конституционный суд. Наша конституция продекларировала совершенно нелепую формулировку с точки зрения европейцев, что гарантом прав граждан и конституции является президент.
Большинство народа в 1993 году, не читало текст проекта конституции, не разбиралось в юридических тонкостях, вынесенного проекта. Люди голосовали за конституцию, так как верили президенту Ельцину. Я тогда уже был специалистом по конституционному праву, понимал преимущества действовавшей тогда конституции с учетом всех поправок приятых Верховным Советом. Я понимал, что проект конституции, предложенный Ельциным, закрепляет неограниченную власть президента и закрепляет в стране строй полностью соответствующий понятию выборная монархия.
Я понимал, что такая конституция не способна защитить народ от произвола власти президента в будущем. Новая конституция была гораздо хуже старой. Поэтому я 12 декабря 1993 года на референдуме не стал голосовать за новую конституцию. А бюллетень забрал себе на память и в качестве доказательства того, что я не голосовал за принятие этой плохой конституции.
То как была принята эта конституция это хороший урок для всех нас и в первую очередь для тех, кто пытается поддерживать идею прямой (облачной) демократии и выносить любые вопросы на голосование. Народ может принять вредное решение, основанное не на разуме, а на чувствах. Надо понимать границы применимости демократических процедур. Есть множество вопросов, которые нельзя выносить на всенародное голосование. Настоящим демократом является только тот, кто знает границы применимости демократических процедур, а не тот, кто пытается любой вопрос вынести на голосование. Не понимание границ применимости демократических процедур и осознание отрицательных последствий решений выносимых на общенародное голосование заставили множество людей и ряд политиков, в том числе, в девяностые годы ХХ века отказаться от идей демократии и начать защищать идею либеральной империи и идею диктатуры президента.
Хотел бы еще отметить, что до проведения референдума 12 декабря 1993года было принято решение конституционного суда, которое постановляло, что конституция будет принята на референдуме, если за нее проголосует больше половины всех граждан России, имеющих право голоса. На референдуме 12 декабря 1993 года за принятие конституции проголосовало больше половины участников референдума. С учетом того, что на референдум пришли не все граждане, за принятие конституции проголосовало меньше половины всех граждан, имеющих право голоса. Таким образом конституция не была легитимно принята на референдуме. Не было иных органов власти принявших эту конституцию. Нынешняя конституция фактически начала действовать без легитимного принятия.
В ХХ веке произошел второй разрыв легитимности власти. Первый раз в январе 1918 года в момент разгона Учредительного собрания большевиками. Второй раз в 1993 году в результате силового разгона парламента и фактического навязывания непринятой конституции.
Своим друзьям, защищающим действующую конституцию, хочу напомнить, что кроме конституции есть ряд международных документов, легитимно принятых Россией, имеющих в России высшую юридическую силу и закрепляющих права человека.
Previous post Next post
Up