Чиновник Минздравсоцразвития: "Домашние роды у нас никто не запрещает"
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/111/24.html Правительство планирует модернизацию медицинской помощи детям и службы родовспоможения. У меня не только по-журналистски, но и просто по-женски есть претензии к этим медицинским областям. За плечами трое родов в московских роддомах - я это видела близко. Еще одного ребенка (он был у нас вторым по счету) я потеряла на 16-й неделе беременности: мне тогда не помогли в московской больнице, куда меня направили из женской консультации с угрозой выкидыша. Просто оставили одну в палате, и я сама принимала у себя преждевременные роды. Это был мальчик…
А потом наша старшая дочь расширила для меня горизонты возможного: она после курсов рожала дома с мужем, а я своими руками перерезала пуповину своего внука.
Очень хочется понять, что изменится в нашем здравоохранении в ближайшее время и почувствуют ли эти изменения мамы, малыши и врачи? Об этом «Новой» рассказала директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития Валентина Широкова.
- Идет строительство перинатальных центров в 22 субъектах Федерации. Что дает открытие такого центра региону?
- Перинатальный центр - для тех случаев, когда возможны угрозы здоровью и жизни матери или ребенка. Сейчас у нас 48 перинатальных центров, но мы посмотрели их, и оказалось, что только 29 имеют все необходимое для реанимации новорожденного, мамы, для выхаживания ребенка с малым весом. Эти центры должны оказывать все виды медицинской помощи в акушерстве, гинекологии, неонатологии и хирургии новорожденных.
Объективный факт: младенческая смертность в тех субъектах, где есть настоящий перинатальный центр, - ниже, а в тех, где нет, - не только выше, но продолжает расти.
Действующие перинатальные центры ежегодно спасают около 650 детей до года. Создание перинатальных центров во всех субъектах Федерации позволит ежегодно сохранять около полутора тысяч детских жизней.
- В России далеко не всякий появившийся на свет ребенок считается рожденным живым? Каковы критерии ВОЗ? И когда мы сможем применить к себе эти критерии?
- В России ребенок регистрируется как живорожденный после 22 недель беременности, если он после рождения прожил семь дней. Не проживший первые семь суток малыш учитывается у нас пока как мертворожденный. Каждый случай изучается, ищут причины гибели, но в статистику детской смертности он не попадает: статистика мертворождений ведется отдельно. Так раньше было во всем мире, но по рекомендации ВОЗ с развитием новых технологий выхаживания в мире стали переходить на новый учет. Сейчас в развитых странах сразу регистрируются как новорожденные все дети, появившиеся на свет после 22 недель беременности, и главное - им оказывается полный объем реанимационной помощи. По данным наших зарубежных коллег, 75 - 80% таких детей выживают.
Мы перейдем на эти критерии с 2012 года. Переход должен быть подготовлен: нужна соответствующая аппаратура, обученный персонал, важно реально научиться выхаживать таких детей.
- Возникают вопросы на стыке медицины и этики. Не приводит ли выхаживание глубоко недоношенных детей к серьезным проблемам для семьи и медицины в целом, ведь качество жизни такого ребенка может остаться достаточно низким?
- Далеко не все приветствуют переход на новые критерии ВОЗ. Высказываются опасения, что в России станет больше детей-инвалидов. Но по результатам исследований шведских врачей, а у них самый большой опыт выхаживания малышей с экстремально низкой массой тела - от 500 граммов до килограмма, - 70% этих малышей адаптированы к жизни. Чтобы этого добиться, нужны очень развитые службы профилактики инвалидности: общесоматическая, психоневрологическая, офтальмологическая помощь новорожденному.
Я ни за что не соглашусь с моими коллегами, которые говорят, что эти дети - бремя для государства: выключенная из социума семья, затраты на адаптацию инвалида… Если так рассуждать, то неминуемо придешь к выводу, что не нужно заниматься тяжелобольными: они тоже бремя для государства и для родителей.
Переход для России на новые критерии учета живорождения - это сохранение жизни и здоровья наших маленьких граждан. Многие регионы уже активно работают с такими детьми: Татарстан, Чувашия, Москва. Это удивительное зрелище, когда спасают ребеночка! Недавно видела малыша весом 450 граммов, которого прооперировали по поводу атрезии пищевода. Он в кувезе, где все параметры приближены к условиям утробы матери, кормится через зонд, но при этом дышит, двигает ручками и ножками. Мы, конечно, нацелены на то, чтобы выхаживать таких детей. Но сверхзадача - предотвратить преждевременные роды. Изолированно рассматривать эти проблемы нельзя. А это уже совершенствование всей системы.
- Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который сейчас вывешен на сайте Минздравсоцразвития для предварительного обсуждения, определяет, что все учреждения родовспоможения, которых у нас в стране более 2 тысяч, будут разделены на три уровня. Третий уровень - это центры, где сосредоточено самое современное оборудование, высококвалифицированные специалисты. Но не должны ли все медицинские учреждения обеспечивать стандартный спектр услуг?
- Важно не только построить новые перинатальные центры, но и изменить организацию помощи. Роды - это нормальный физиологический процесс. И женщина, у которой все благополучно, может рожать в районном роддоме. При каких-то факторах риска нужна межрайонная больница, в которой есть более сложная аппаратура и специалисты на случай опасности. А при определенных патологиях женщину необходимо сразу направлять в перинатальный центр. Такой центр должен быть дирижером в регионе. Ежедневно он должен получать информацию о женщинах, вставших на учет и имеющих факторы риска. Такие факторы известны: диабет, порок сердца, заболевания крови, невынашивание в анамнезе. Койка в перинатальном центре очень дорогая: высокотехнологичное оборудование, квалифицированный персонал. Важно, чтобы такая койка работала с полной нагрузкой и лежали там женщины строго по показаниям.
Непредвиденное, конечно, может случиться там, где не ждали. И здесь необходима возможность быстро доставить роженицу в межрегиональный центр. Плечо доставки должно быть проработано заранее. Врач должен знать, как ему действовать, если появилась угроза. Прямо на карте с учетом всех учреждений и всех дорог разрабатывается схема быстрой доставки из учреждения первого уровня в учреждение второго или третьего.
В терапии койка должна работать 360 дней. В учреждениях родовспоможения - от 280 до 300 дней в году. Мы посмотрели, и оказалось, что койки в учреждениях родовспоможения работают в ряде регионов всего 240 дней в году. Нужно ли строить новые больницы, или рациональнее направить средства на укрепление существующих и обеспечение доставки больных?
В связи с обсуждением законопроекта много обращений: просят не закрывать маленькие родильные отделения в районных больницах. Они рядом, удобно. Но мы сравнили показатели материнской смертности городского населения и сельского. В городах смертность на 25-30% ниже! Причины понятны. В маленьком родильном отделении 30-40 родов в год. Нет врача, часто только фельдшер. Собственно, роды может проводить и фельдшер, и акушерка, но необходимы мануальные навыки, большая практика, а там именно практики и не хватает. Оптимально переводить такие отделения в более крупные центры.
- Стартовал пилотный проект по дородовой диагностике нарушений развития ребенка. Что включает диагностика и есть ли реальная возможность помочь, если выявлены нарушения?
- Перинатальная диагностика проводится давно, но мы сделали анализ ее эффективности. Выяснилось, что на одну женщину приходится 3 - 4 ультразвуковых исследования во время беременности, но врачи не видят патологий: процент выявления аномалий развития до рождения ребенка не превышает 40-45%. В то же время в ряде центров на практике доказана реальная возможность обнаружить до рождения 90% всех аномалий развития.
Наша задача - выявить заболевание у еще не родившегося ребенка и начать его лечение. А о таких пороках и синдромах, при которых пока бессильна медицина, мы обязаны заранее сказать маме. Дальше - исключительно ее решение. Сейчас, кстати, увеличилось число женщин, которые, узнавая о возможности рождения ребенка с тяжелой патологией, не прерывают беременность.
- Новый законопроект закрепляет возможность партнерских родов без дополнительной оплаты. Пока папы присутствуют на родах только в платных клиниках.
- Мы записали такую возможность в законопроект. Партнерские роды - важное направление семейно ориентированных технологий. Причем это будет бесплатная услуга.
Почти все перинатальные центры и крупные родильные дома уже создают индивидуальные родильные залы. Есть даже такие палаты, в которых женщина с ребенком остается после родов до выписки. Их пока единицы, но может быть больше, когда мы будем держать женщину после родов не неделю, а 2-3, максимум - 4 дня. В мире это так. В Европе, в Канаде выписка через 1-2 суток.
- А домашние роды? В Англии домашние роды включены в официальную систему родовспоможения. Будут ли они легализованы у нас?
- У нас их никто не запрещает, но в официальных документах они не прописаны. Домашние роды проводят люди, которые могут себе позволить пригласить домой акушерку. Но я бы пока этого не советовала. У нас не отработана система приема родов на дому.
Раз затронули этот вопрос, хочу сказать, что в большинстве стран роды проводят акушерки, а не врачи. Врач в стационаре подключается, если возникает осложнение.
Нам надо готовить больше квалифицированных акушерок и поменьше вмешиваться в роды, если они идут нормально, избегать акушерской агрессии. Естественные роды будут дольше, но этот механизм отработан природой, в это время идут гормональные настройки. И желание помочь, ускорить, даже обезболить роды, не всегда помогает физиологичному течению сложнейшего и интереснейшего процесса.
Беседовала
Людмила РыбинаСпасибо
http://darya-nb.livejournal.com/27361.html