Чего я не сказал в эфире

May 08, 2011 13:22


Спасибо моему другу alhas_m, что позвал меня туда. И спасибо девочкам-ведущим Даше и Вале, что подняли тему гражданской ответственности. Они-то не виноваты, что мое выступление оказалось таким корявым и малоубедительным.
А ведь когда я собирался на радиопередачу, то был совершенно спокоен.
Мне казалось, какой бы вопрос не задали, - я на него отвечу связно, без запинки, и все скажут: «Вот наконец-то пришел на радиопередачу умный человек! Эй, жена! Сделай-ка погромче звук и выключи воду»...
Но как только я оказался у микрофона, откуда-то появилась сухость во рту, я начал часто дышать, экать, бекать и мекать. Мысль в голове заметалась, как каучуковый мячик - от одной стенки к другой. И стала мешать словам. А слова - мыслям.
В результате, я почти совсем не сказал того, что собирался.


Меньше всего мне хотелось говорить о себе. Я-то как раз занимаюсь благотворительной деятельностью совсем недавно.
Чаще всего, ребятам-волонтерам не придет в голову рассказывать о себе на всю страну. Некоторые даже и называть себя волонтерами не хотят.

Я знаю парня, который в трудную минуту - продал свою машину, чтобы купить спасательный чемодан за восемь тысяч баксов. У него простая рабочая профессия. По нему совершенно не скажешь, что он возится с бездомными, как с детьми малыми. Этой зимой специально взял отпуск, чтобы дежурить в нашем фургоне на Павелецком. И при этом, он терпеть не может внимания к себе. Например, когда появляется телевидение, он всеми силами избегает камеры, ворчит и ругается вполголоса. За внешней грубостью у него скрывается природная скромность и стеснительность. И еще, думаю, он боится, как бы родные, друзья и коллеги по работе не увидели, чем он занимается.
Я даже имени его называть не буду. Просто хочу, чтобы было известно: есть такой человек.

Или вот еще двое наших ребят - Марина и Тема. На вокзале они помогают раздавать еду. Но это не единственное их благотворительное занятие. Кажется, не осталось ни одного направления, куда бы они хоть раз не ездили с гуманитарными грузами. В любое время года, в любую погоду они готовы забить свою старенькую «ниву» какими-нибудь лекарствами, матрасами или игрушками и двинуться в дом престарелых, или в интернат для детей-инвалидов. Кто-то их заставляет? Нет.
Вряд ли я ошибусь, если скажу, что они чувствуют: без этого существование лишено смысла.
Видимо, чего-то не хватает в жизни и Мише, если он между сменами в спасательной службе ходит на вокзал опекать бездомных. Он не говорит красивых слов про милосердие и сострадание. Но ясно видно, что ему не все равно, когда вокруг столько несчастных и обездоленных. И он, как может, пытается с этим что-то сделать.

Когда меня называют «неравнодушным» и говорят, что таких, как я, надо днем с огнем поискать, мне становится не по себе.
Конечно, приятно, что тебя хвалят и отличают. Но совершенно не хочется получать то, чего не заслужил. Потому что я знаю много прекрасных людей, которые делают лучше и больше моего и никак этого не проявляют публично. 
Я  и  сам мог бы делать гораздо больше и лучше. Если бы не лень и страх, к которому нас всех старательно приучали на протяжении всего двадцатого столетия. И неверие в свои силы.

Только я все же немного двинулся вперед, потому что невмоготу жить так. Я ведь такой же, как все. И я точно знаю, что никакой гражданской импотенции в нашем народе нет. Напротив, есть гигантский потенциал созидания и сострадания.
Только люди у нас еще робкие, нерешительные. А власть во все времена долбит свое: «Не высовывайся!»
Импотентна-то как раз - эта самая власть.
Это она ничего не умеет. Это у нее все валится из рук, потому что она корыстная, трусливая и мстительная. Все, на что она способна, это пускать пыль в глаза, да разгонять и ссорить между собой всяческих несогласных. Стыдобить и совестить и своих, и чужих, а под это дело - распиливать деньги огромной страны.
Да еще устраивать жизнь свою и своих детей.
Не наших, а своих.
«А ведь даже Бог велел делиться», скажу я словами всеми любимого персонажа.

Это вполне реально, если все граждане нашей страны выстроят цепочку от человека к человеку. Чтобы делать жизнь свою и других людей - лучше. Так было с горящими лесами в прошлом году.
Для этого совершенно не обязательно быть волонтером. Достаточно оглядеться, и сразу обнаружишь: что не так? Куда надо вмешаться, чтобы хоть немного поменялось в положительную сторону?
Когда я беседую с людьми во время уборки мусора в зеленой зоне, то слышу одно и то же: "что мы можем сделать, если вокруг нас живут такие свиньи!"

Что? говорю я. Хотя бы убрать мусор вокруг и унести свой собственный. Взять в свои руки хотя бы эту мелочь. И это подтолкнет других. Не надо никого ни к чему призывать. Просто начинай делать сам. Со своего двора, подъезда. С дороги в твоем дачном поселке.
ВЕДЬ ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ НАША ЖИЗНЬ.
Ну, не может вся страна сняться и уехать заграницу. Мы-то никуда отсюда не денемся. И почему мы должны бежать из собственной страны? Может, просто сделаем ее лучше, каждый в меру своих возможностей?
А если каждый из нас не вмешается в окружающий нас беспорядок, - то очень скоро мы будем по горло завалены своим собственным мусором. И со дна обязательно поднимется всякая муть и пакость, взбесившаяся от безнаказанности, и захватит все окружающее пространство.
И тогда мы не сможем отсидеться даже за самыми толстыми дверями.
Надо всем поскорее понять: территория НАШИХ ЖИЗНЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ не заканчивается квартирой.

Пусть заграницу бегут те, кто не чувствует Россию своей страной.
Иначе они не пользовались бы так нагло «легальными» схемами разграбления и разрушения.
Иначе не откачали бы в офшоры миллиарды нефтедолларов.
Иначе не взирали бы с таким равнодушием на горящие леса.
Иначе не разоряли бы окружащую среду автотрассами, дорогостоящими и бессмысленными, да еще и платными!
И не устраивали бы многомиллиардные олимпиады, парады и салюты, когда страна на последнем экономическом издыхании.
Да мало ли что еще творят люди, которым наплевать на страну!
Пусть убираются они, если не хотят жить по-человечески и своим ненасытным хапужничеством ставят наш народ на грань нищеты и гражданской войны.
А нам здесь жить. И нашим детям, и внукам. И только от нас зависит, какова будет эта жизнь.

Лиза Глинка первый раз пришла на Павелецкий вокзал одна. Теперь у нее есть целая команда.
Она, при всех своих достоинствах, не сверхчеловек. И ей тоже, наверно, поначалу было страшно. Но чтобы преодолеть это первый страх, не надо быть сверхчеловеком.

Любой может для себя решить: «Один в поле воин». Надо только сделать над собой небольшое усилие и выйти в это поле.
И тогда с облегчением увидишь, что там - много своих. Целая армия таких же обычных людей, каждый из которых ежедневно делает свой маленький гражданский выбор.

Несправедливость и неправедность, Общество, Маленький человек, Гражданин пройдемте!, Руки брадобрея, Фонд, Рассуждения и рефлексии, Капля раба, Доктор Лиза, Мои друзья

Previous post Next post
Up