В прошедшую пятницу несколько человек были приглашены в сердце (а точнее в мозг) компании Мегафон - центр обработки данных. Одним из этих людей был я, а значит вот рассказ про это удивительное место.
Под катом километры проводов, этажи электроники, десятки сотрудников, комментарии про оплату непрошедших звонков (услуга автоответчика "Кто звонил+"), как ее отключить и включить прежнюю, беспалтную версию, а так же ответ на вопрос какое отношение к Мегафону имеют те самые Лабутены.
Первый объект в здании который мы посетили - аккумуляторная. По сути это "этаж-блок бесперебойного питания". Т.е. здесь храниться достаточно энергии чтобы поддерживать работу всего здания (а это 8 Мегаватт!)
Вот часть одного зала.
Сразу можно увидеть что здесь занята не вся площадь.
Связанно это с тем что здание (а так же прочая инфраструктура) рассчитана на расширение мощностей, в том числе и резервного питания.
Вот так блоки выглядят вблизи
Все включено, все работает
Гости фотографируют один из хитрых приборов
Это дисплей мониторинга температур залов/зон.
Для каждого из залов поддерживается нужная температура.
Двигаемся дальше - тут много всякого интересного.
Например на в верхней части фотографии видны красные трубы - потоньше и потолще. Это очень крутая система пожаротушения. Если что-то загорится, то датчики (расположенные в тонкой красной трубе) дают сигнал системе пожаротушения и уже через толстую трубу поступает газ который вытесняет кислород, что блокирует возгорание. Такая система здесь как раз из-за аккумуляторов/электричества - водой тушить нельзя. Если же в помещении в это время оказывается человек то предусмотрены несколько комплектов обеспечения дыхания (почти как акваланг, но для воздушной среды)
А вот и сами баллоны с газом:
Таких рядов несколько.
Освещение залов:
Кстати, в случае если прекратиться внешняя подача электричества, то кроме аккумуляторного зала бесперебойное питание также обеспечивают несколько мощных дизельгенераторов установленных на прилегающей к ЦОДу территории. Да и вообще, по скольку объект является стратегическим то его автономности можно позавидовать. Не зря у этого датацентра международный сертификат надежности TIER III. Это мегакруто! Именно по этому свои данные тут размещают и Яндекс и Гугль и Администрация. А поскольку системы здесь дублируются (и троируются) то все технические работы/обслуживание систем можно проводить не нарушая обычный режим.
Идем дальше - в машинные залы.
Хотя какие это машинные залы? Тут все напичкано современнейшей электроникой: серверы, комутаторы, дисковые массивы... Вид на один из залов из-за двери:
А вот уже внутри:
Стойки и шкафы с оборудованием
Все соединяется оптоволокном (витая пара тоже присутствует)
Само-собой в каждом зале крутая система климатконтроля
Поддерживается не только нужная температура, но и нужная влажность.
Так же есть система пожаротушения.
Фальшпол позволяет аккуратно проложить все коммуникации
На этажах располагаются несколько залов. Между ними коридоры со своими коммуникациями.
Как уже говорил выше - этот датацентр построен с учетом дальнейшего развития. По этому здесь можно организовать еще много "машинных залов". Так что если захотите разместить здесь свои данные/информацию - вэлкам ;)
Современная электроника это хорошо, но так же нужны и люди (для общения с клиентами, а так же для контроля/обслуживания техники). И для этого здесь есть целый этаж, на котором расположился ЦУП
Сотрудники в реальном времени отслеживают функционирование всей системы (а это половина страны!)
Здесь, на четвёртом этаже самарского ЦОДа располагается Единый центр управления сетью (ЕЦУС) "Восток". В нём круглосуточно обслуживаются и контролируются сети "МегаФона" в Поволжье, Сибири, а также сети Дальневосточного и Кавказского регионов. Вообще у нас в стране два ЕЦУСа - петербургский "Запад" и самарский "Восток". Два этих Центра объединены в единую систему и могут брать на себя функции друг друга в случае чрезвычайных ситуаций.
Затем настало время задавать вопросы, в том числе актуальный нынче вопрос про "оплату звонка даже если не дозвонился".
И вот собственно ответ: введеная плата взымается не за то что вы недозвонились, а за тот момент когда включается автоответчик (когда голос говорит "вы можете оставить сообщение"). Причем оплачивается он только в том случае, если вы звонили на телефон другого оператора. Связанно это с тем что происходит межсетевое соединение и другой оператор начинает это тарифицировать как обычный звонок и выставляет за это счет. Сейчас уже рассматриваются варианты об отмене такого (просто от этого должен отказаться не только Мегафон но и другие операторы, которые, кстати, ввели такую плату еще год назад). Для тех же кто не хочет ждать можно отключить эту опцию (Кто звонил+) через "личный кабинет" или с помощью приложения Мегафон.
Ну и на сладкое - ролик который рассказывает про ЦОД Мегафон с... Юлией Топольницкой (актрисой из клипа "Экспонат", который про Лабутены)))
Click to view
Вот такая у нас получилась экскурсия.
Спасибо Мегафону за возможность узнать как работает Датацентр. Было круто!