Тахчиди - о своей поездке на Конгресс Офтальмологов в Прагу

Feb 09, 2012 16:44


Только что вернулся с Европейского Конгресса офтальмологов, в котором участвовал по приглашению президента Европейского Общества Офтальмологов.
Прага нас встретила морозом в 10° - 15°, должен сказать, что, по ощущениям, было гораздо холоднее, чем в Москве, видимо из-за высокой влажности.

После расторжения со мной контракта, как с генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, это была моя первая поездка и первая встреча с моими иностранными коллегами и друзьями.

В отличие от погоды, встреча была теплой, сердечной, т.к. большинство моих коллег за 25 лет моей работы в МНТК «Микрохирургия глаза» неоднократно посещали возглавляемые мной центры в Екатеринбурге и Москве.

Большинство из них имело возможность сравнить состояние головной организации в г. Москве до моего прихода и после моего назначения руководителем.

Поэтому у коллег есть возможность иметь свое личное суждение о динамике развития нашей организации в период моего руководства.



В 1996 г., еще будучи директором Екатеринбургского филиала, я впервые посетил Европейский Конгресс Офтальмологов в г. Гетеборге (Швеция) и к своему удивлению обнаружил, что являюсь единственным представителем России на Конгрессе.

Было обидно за страну, т.к. наши офтальмологи явно заслуживали большего уже тогда. Для налаживания связи с иностранными коллегами и продвижения России за рубежом, у меня родилась идея провести в ближайшее время в Екатеринбурге международную конференцию - и в апреле 1998 года мы ее провели.

Это была первая международная офтальмологическая конференция, проходившая после распада СССР, уже в новой России. Приехали ведущие специалисты из США, Германии, Великобритании, Австрии, Швейцарии, и других стран. Конференция прошла отлично: стали налаживаться контакты между специалистами, клиниками и школами.

После переезда в г. Москву, руководителем МНТК «Микрохирургия глаза», работа с остальным офтальмологическим миром стала одним из моих приоритетов. Должен сказать, что ежегодно мы проводим три крупнейших международных тематических конференций на постоянной основе в г. Москве (в марте, июле, октябре). На эти конференции приезжают офтальмологи со всех континентов, причем сегодня мировая офтальмологическая элита считает за честь участие в знаменитой российской школе акад. С.Н. Федорова.

Наши ведущие специалисты вошли в президиумы всех международных обществ, участвуют в основных зарубежных конференциях. Ведут там секции, заседания, обучающие курсы. Сегодня ни одна крупная офтальмологическая конференция в мире не проходит без участия российских специалистов. Приятно видеть участие в этих собраниях десятков российских специалистов из других клиник и институтов.

В настоящее время Россия достойно представлена на ведущих международных форумах, и это стало привычным для наших западных коллег.

Ежегодно, приезжая к нам в Москву и филиалы, наши коллеги видели, как развивается система, какие новые достижения и технологии внедрены. Восхищались нашей сетью филиалов, дающих возможность распространять новые технологии по такой гигантской территории всего за 1 -1,5 года. Считали образцовыми наши региональные образовательные центры на базе филиалов, с мощными микрохирургическими тренажерными залами оборудованными самым современным оборудованием. В этих залах осваивающие новые технологии врачи имели возможность отрабатывать до 95% хирургических навыков на свиных глазах. Эта возможность позволила обучить врачей из региональной офтальмологической сети здравоохранения.

Таким образом, во всей офтальмологической сети страны до 90% операций стали проводить микрохирургическими технологиями (по данным Минздравсоцразвития).  
 Наши зарубежные коллеги удивлялись скорости освоения новых технологий: например, в Европе на новый стандарт 25G (он предусматривает прокол 0.5 мм) перешли лишь 40% врачей, тогда как у нас - более 90%.  
 Европа еще, как говорится, не «нюхала», а мы уже освоили около 10% следующего стандарта 27G (прокол 0.3 мм). Это в мире могут делать единичные специалисты, а у нас - практически все профильные отделения.

Иностранные фирмы - производители специально по заказам для нас изготавливают следующее поколение оборудования. Во многих направлениях офтальмологии именно мы задаем мировой тон. К этому привыкли, от нас этого ждут, на нас равняются.

В Праге мы, как всегда, выступили достойно. Гвоздем программы была так называемая «живая хирургия» - когда новые технологии демонстрируются прямо из операционной одной из пражских клиник в конференц-зал в режиме онлайн. Свою технику демонстрировали 10 хирургов. Двое из них специалисты МНТК «Микрохирургии глаза» (Москва, Санкт-Петербург) представляли нашу российскую школу. Ребята отработали на «отлично», что тоже стало традиционным для такого высокого уровня представительства.

Мои воспитанные западные коллеги некоторое время деликатно старались обходить тему моей работы. Но во время президентского ужина, куда приглашается элита мировой офтальмологии и царит достаточно раскованная атмосфера, потому что большинство знает и дружит друг с другом много лет, последовали корректные вопросы по ситуации моего ухода с руководства МНТК «Микрохирургии глаза». Или, я бы сказал, очень удивленные.

Я никак не мог объяснить своим иностранным коллегам логику действия Минздравсоцразвития. У меня не было ответов на вопросы моих коллег. Я не в состоянии объяснить коллегам, почему не продлили контракт с состоявшимся руководителем, эффективную работу которого они наблюдали в течение 11 лет. Который является признанным во всем мире ученым, и одним из ведущих в специальности профессионалом. Который сумел возродить школу акад. С.Н. Федорова и вернуть Россию в мировое сообщество офтальмологов. Который был демократично избран лидером российского общества офтальмологов.

На их лицах читалось сначала удивление, непонимание, когда они узнали, что причина моего увольнение - истечение срока действия контракта: ведь научная школа - не баня или прачечная, в ней невозможно (по мнению мировых лидеров офтальмологии) просто так взять и заменить руководителя. Но эмоции зарубежных коллег перешли уже совсем в открытое возмущение, когда до них наконец дошло (а объяснить это было совсем не просто - не верили), кем меня заменили.

Судя по результатам конференции, мировую офтальмологию в ближайшее время ожидает переход на новую технологическую орбиту. Связано это с мощным прорывом в офтальмохирургии при помощи фемтосекундных лазеров. 
 Сумеет ли Россия во время включиться в этот технологический процесс? Мы ведь уже сделали свою фемтосекундную лазерную установку, которую разрабатывали последние годы с институтом общей физики им. А.М. Прохорова, но не «оптимизируют» ли ее теперь «за ненадобностью »?..

Хочется верить, что профессионалы смогут вернуться к управлению здравоохранением раньше, чем оно рассыплется под эгидой «менеджеров». Пока еще наша офтальмология имеет шансы не отстать. Но времени на восстановление управляемости очень мало: мир стремительно развивается, конкуренция нарастает, и Россию никто ждать не будет.   
источник - Блог Христо Тахчиди на "Эхе Москвы"

Конгресс в Праге, Тахчиди

Previous post Next post
Up