Мне задали
вопрос на pravoslavie.ru или, точнее, оставили комментарий на тему: как соотносится творческий божественный акт с отсутствием у Бога гномической воли.
Я не богослов, так что изложу как я понимаю, по-рабочекрестьянски.
В нашем тварном мире есть три категории причин явлений: случайность, закономерность и волевой выбор агента. Случайность и выбор -- так наз. контингентный тип причинно-следственных связей. Заковыристое слово "контингентный" означает "то, чего могло не быть". А вот закономерные причинно-следственные связи предполагают, что следствий не быть не могло при условии реализации соответствующих им причин.
Я написал в статье, что неживая природа не может осуществлять выбор. Использовать слово "отбор" для описания того, что происходит в природе, на мой взгляд, не стоило бы. Кстати, сам Ч. Дарвин понимал, что словосочетание "естественный отбор" -- это не что иное, как фигура речи. Естественный отбор, отделение несмешивающихся жидких фаз (масла и воды, например), закон Архимеда и т.д. и т.п. -- это, в принципе, сортировка. В большинстве сценариев это проявление принципа минимума полной потенциальной энергии системы. Природа, среда ничего не отбирает и не выбирает.
Выбирает только агент, причём по нефизическому критерию. Например, я, даже ограниченный законами физического мира, могу выбирать, какие именно мне сделать покупки, исходя из ограниченного бюджета и предпочтения максимизировать пищевую ценность корзины продуктовых товаров. Моя способность выбирать обеспечивается тем, что я выступаю в данном случае агентом, принимающим соответствующие решения.
Критерий выбора может быть не только прагматическим, как в примере выше с выбором товаров, но и эстетическим и даже, вероятно, каким-то ещё, но принципиально нефизическим, потому что природа или среда никакого выбора не совершает. Природа лишь предоставляет мне такую возможность, да и то без осознания этого. Каким образом это становится возможным? В силу существования равновесных состояний, физически/химически/термодинамически/механически неотличимых друг от друга.
Физическая закономерность не может предоставлять выбор тому, что подчиняется ей. Я ж не могу выбирать, испытывать мне или не испытывать на себе действие закона всемирного тяготения. Нельзя сказать, что шарик, закатившись в лунку, выбрал более энергетически выгодное положение, или что частички вещества в центрифуге выбрали двигаться именно так, а не иначе. Выбор и закономерная необходимость -- совершенно разные вещи.
Но и случайность также не выбор. Какой уж тут выбор, если "так уж получилось"?! Сюда же относятся всякие стохастические нелинейности, гистерезис, бифуркации и пр. Выбор предполагает принятие решений.
Отсутствие гномической воли у Бога означает, что Он не просто не выбирает, а не выбирает между добром и злом, как это делает человек после грехопадения. Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Бог является совершенно свободным Существом. Человеческая воля Христа является не гномической (греч. γνωμικὸν θέλημα, от γνώμη - «выбор, намерение»), а природной.
В книге Псалмов сказано:
Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори Пс. 113:11.
Творение не было вынужденным. Бог вообще ничем не ограничен. Воление Его -- добро, и то, что Он творит по Своему волению, также добро зело.
Творческий акт, приведший мир из небытия в бытие, есть результат воления всеблагого Творца.
Очень часто задают ещё и другой вопрос: если вся добра зело, то откуда зло в мире? Вариант этого вопроса: почему так мал кпд, почему мало святых?
Вопрос теодицеи детально разработан у святых отцов. Зло не является творением, оно вообще не субстанционально и не обладает бытием, это отсутствие добра. Зло -- это неверное, несогласное с волей Творца употребление свободной воли разумными тварями. А с низким кпд мы ещё поглядим, подождём до Страшного суда, там всё откроется.