За последние несколько дней у меня было несколько дискуссий

Jun 25, 2024 14:23

Что люди видеть не хотят?
  • Что бы и кто бы ни высказывал как самоочевидное, это очевидно только ему (в крайнем случае, ещё узкой группе аналогичным образом индоктринированных людей), исходя из тех или иных мировоззренческих предпосылок. Сначала идут предпосылки, потом всё остальное, независимо от того, каковы эти предпосылки.
Вот не далее как сегодня ( Read more... )

mind-body problem, философия науки

Leave a comment

mns2012 June 26 2024, 08:31:41 UTC
ИИ завязан на человека: это просто "выжимка", шаблон того, как мыслит человек. Интересное свойство ИИ состоит в том, что он настраивается на оптимум и может скорректировать человека (лучше выбирает брак из кучи деталей, лучше, чем рентгенолог, по фотографиям распознаёт патологию), но фундаментально это шаблон человеческого мышления (тех же специлистов ОТК или рентгенологов).

Программа, даже делегированная железу, всё равно осуществляет выбор по нефизическому критерию (логика, прагматика и пр.). На фундаментальном уровне это искусственная вещь. В неживой природе такого нет. Там, как говорит Докинз, pitiless indifference. Природе всё равно, вычислил компьютер что-то или нет, ошибся он или точно посчитал. Только человек способен "натянуть на этот репер" прагматику: вот этот результат подойдёт, а вот этот не подойдёт. А дальше вопрос технологии: как это сделать быстрее, точнее и пр. ИИ здесь не исключение. На этом уровне что логарифмическая линейка, что калькулятор, что ИИ -- всё едино.

В природе (неживой) реализуется довольно небольшой набор сценариев, который можно охарактеризовать двумя типами феноменов:
- спонтанность (бифуркация, хаотизация, плавление)
- регулярность (кристаллизация, сортировка)

Прагматическая функция не реализуется ни одним из этих сценариев. Ни первый тип, ни второй не могут быть носителями информации. Для того, чтобы материя несла информацию, должна быть сформирована пирсова тройка (знак, денотат, интерпретант). Это может сделать только разум. В природе этого не происходит. Деятельность по инсталляции пирсовой тройки в материальную систему с т.зр. физики является установлением специфических граничных условий на движение материи в системе, в теории систем это называется организацией. Природа в этом смысле не умеет себя организовывать.

Reply

a_lazar June 26 2024, 09:04:02 UTC
Нет, с ИИ не так просто.
Пример:
Нейросетка, которая играет в го (а го - это не шахматы, там думать надо, а не просто считать:)) принципиально лучше человека, обучена на играх сама с собой, без человеческой логики.
И, кстати, некие нечеловеческие идеи из ее игры люди взяли на вооружение.

Вы, похоже недооцениваете уровень, до которого можно сопротивляться в дискурсе "кондовый материализм".
Человек (и человеческий социум) - это некий новый уровень организации материи, более высокий.
И он (она, природа) на этом уровне умеет больше.
Например, умные слова про знаковые системы, денотаты и десигнаты говорить.
А все равно - материя!

Reply

mns2012 June 26 2024, 09:19:53 UTC
Системный эффект. Всё равно нужны интеллектуальные агенты для этого. В шаблоне всё равно это должно неявно присутствовать.

Во всем известном примере с генетическим алгоритмом NASA, когда он нашёл оптимальную в каком-то смысле 3D форму антенны, которую до этого человек не мог найти, всё равно критерии выбора были указаны. Техника просто это умеет делать лучше.

AI + Human Intelligence >> Human Intelligence

Невозможно получить информацию "бесплатно". Посмотрите об этом фундаментальную теорему No Free Lunch (их две на самом деле, для разных областей, но идея общая). Статья об этом есть в википедии.

Есть книжки про это, например:

https://www.amazon.co.uk/Free-Lunch-Specified-Complexity-Intelligence/dp/0742512975
https://www.worldscientific.com/worldscibooks/10.1142/9974

Вторая была переведена на русский язык.

Кроме материи должен быть разум: как материю направлять к состоянию, которое характеризуется оптимом по прагматическому критерию. Это состояние никак не отличимо от других по физическому критерию, поэтому материя его просто "проглядит".

Два кубика абсолютно одинаковых на горизонтальной плоскости. Оба находятся в безразличном положении равновесия, потенциальная энергия системы = 0.

Добавляем правила: если ты на черной клетке, выиграл, на белую - проиграл. Рисуем клеточки так, что один кубик попал на черную, другой на белую клетку. Один кубик выиграл, другой проиграл. Ни тот, ни другой не сдвинулись с места при этом.

Материя одна не сможет выделить одно состояние по прагматическому критерию (выиграл/проиграл) из двух с одинаковым значением потенциальной энергии. Для этого нужен разум. Простейшее проявление разума: процесс наведения (guidance). Более сложный сценарий: кубики начинают "сами" что-то делать, выбирать стратегию и пр., становясь агентами. Но фундаментально ничего не изменилось: материи нужен разум, чтобы в материальном мире появилась "игра", правила, прагматика и пр.

Reply

a_lazar June 26 2024, 11:57:57 UTC
Интеллектуальные агенты нужны для того, чтобы создать нейросеть.
Как и Интеллектуальный Агент нужен был для того, чтобы создать человека и прочие сложные ("программные") системы уровня живых.
А чтобы человека научить, нужен человек (или Сам Бог, или ангелы, или даже (частично) бесы).
Но нейросеть умеет в создание новой информации без обучения человеком.
В частности, ее может обучить другая нейросеть.

Не-а, при должном уровне упорства (и интеллекта) последовательный монист-материалист будет просто говорить, что это все - проявления материи.
И разум, и его "продукты": логика, игра, выбор, критерии, параметры - что угодно.

Вот как у котика, например, "логика, игра, выбор, критерии, параметры", так и у человека :)
Только человек в больше звуков умеет и ещё закорючки писать.
Поэтому: вторичная - материальная ! - реальность.
Которая "культура".

Reply

mns2012 June 26 2024, 12:40:33 UTC
==Не-а, при должном уровне упорства (и интеллекта) последовательный монист-материалист будет просто говорить, что это все - проявления материи.==

Это пожалуйста.

==Но нейросеть умеет в создание новой информации без обучения человеком.==

Информацию информацией делает разум (в данном случае, человека), либо на стороне отправителя, либо на стороне получателя, либо и там, и там. Нейросеть настроена на это изначально человеком. То, что она может, я знаю. Нейросеть, настроенная на попмузыке, не может создать произведение стиля барокко. Собака зарыта в настройках и в том, на чем сетка обучается. Алгоритм конкретный вообще не имеет значения, по NFL теоремам. Ни один алгоритм не является лучшим на множестве всевозможных задач комбинаторного поиска. Так что пусть это вас не вводит в заблуждение. Да, я не спорю, крутые возможности. Но никакой самособойной магии в них нет. Любая сеть настраивается параметрами (и гиперпараметрами), и эта настройка делается человеком. Более того, системы, запущенные в production, со временем деградируют. И нужен условный слесарчук, чтобы вовремя подкручивать настройки.

==Поэтому: вторичная - материальная ! - реальность.==

Как пелось в популярной когда-то песне, ты как хочешь это назови. Эксперта из уравнения не выкинуть. В данном случае экспертом может выступать и кошка, обучающая котят. Это никак моего тезиса не затрагивает.

Интеллектом называется нечто, умеющее выбирать из альтернативных физ=хим состояний по нефизическому критерию (эстетика, прагматика, логика).

Логика и материальная реальность комплиментарны, но не тождественны. По аналогии с комплиментарностью движения материи под действием градиентов плотности, давления, концентрации реагента, потенциала эмп, с одной стороны, и граничными условиями на это движение с другой. Природа безразлична к граничным условиям. Она всегда стремится к одному и тому же. А разум может создавать особые граничные условия для организации движения материи в той или иной системе с тем, чтобы что-то там прагматическое оптимизировать. Именно по этому критерию возможно распознавание разумных действий пост-фактум.

Не убедили. Где в материи без направляющей роли интеллекта делается этот переход от одной конфигурации частиц вещества к другой конфигурации по нефизическому критерию?! Этого нет. Ключевое слово здесь - "нефизический".

Материя безразлична к тому, какой символ я напишу следующим в этом комментарии. Она абсолютно индефферентна к смыслу. Мне это - разумному агенту - не безразлично.

Reply

a_lazar June 26 2024, 13:15:12 UTC
Нет, не обязательно человеком.
Генетические программы (генетическая информация) созданы кем-то/Кем-то (мы верим, что Богом).
И, к тому же, воспринимаются/"читаются" они не только человеком, но и транскрипционным/трансляционный аппаратом клетки.

Наверно, Вы не играете в го:)
Поэтому для Вас написанное о самоубучении нейросетей игре в го не впечатляет.
Но создание новой партии (что в го, что даже в более простые шахматы) - это таки создание новой информации (при любом разумном определении информации).

Нейросетевые музыкобренчалки смогут писать любую музыку при достаточном вложении в это дело.
Просто подождем.
И фильмы, кстати, тоже будут рисовать.

Reply

mns2012 June 26 2024, 13:49:58 UTC
Как это влияет на NFL теоремы? Никак. Го или не го, никакой разницы. Можно почитать учебник, где объясняется смысл NFL теорем. Это теоретический результат. Создаваемая функциональная информация не превышает той, которая подаётся на вход. Кстати, важно, что в википедии (если будете читать там) сказано, что в коэволюционных сценариях существует возможность "халявы" (free lunch). Это довольно старая информация. Я видел статью, где показывается, что это не так и что даже в коэволюционных сценариях NFL-теорема справедлива. За всё надо платить, за информацию тоже, тут своеобразный аналог невозможности perpetuum mobile, только относительно информации. Надо много информации затратить, чтобы выудить в нужном виде из этого обилия сравнительно мало, но в эффектной форме. Техника тут приходит на помощь человеку, современное быстродействие позволяет такие штуки проделывать, о которых вы пишете. Но настоящий интеллект - это конечно не игры никакие, сколь бы сложными они ни были. Это умение ставить новые задачи и решать их "out of the box".

А так, да, впечатляет. ИИ может распознать то, что не заметит специалист, но настройки ИИ создавал человек на основе накопленного экспертного опыта. Для того, чтобы это понять, не нужно быть чемпионом по го. :)

Насчёт барокко или не барокко, всё равно сеть ведёт себя так, как ей предписано.

Впечатляющих результатов добиваются на петабайтах данных, которые используются в обучении сети.

Reply

a_lazar June 26 2024, 17:47:49 UTC
А без разницы.
Есть некий эмпирический результат: "железяка" (сложная железяка, но железяка, число материальное нечто; человеческой души/психики у нее нет) выдает результат, сравнимый с тем (а то и лучше того), что выдает человек с "психикой" (идеальным, мыслями, логикой и проч., и проч.).

Соответственно, "обратная" гипотеза: а, может у человека тоже ничего, кроме материального, нет?

Reply

mns2012 June 26 2024, 21:52:56 UTC
==Есть некий эмпирический результат==

Нет этого результата. Это хайп.

Каждый выбирает себе веру сам.

Reply

a_lazar June 27 2024, 06:22:58 UTC
Победа нейросети в го над человеком - вполне себе эмпирический результат.

И уровень генерируемых текстов чатом GPT (даже уже 3,5 версии и тем более 4, а есть уже и 5).
~ Близко к прохождению теста Тьюринга, уже проскакивает.
Пятый наверняка пройдет.

Вам просто придется перестраиваться в этой области, Вы недооцениваете масштаб изменений.
Ничего страшного, но довольно скоро сами увидите.

У меня был спор с одной писательницей о художественных текстах в этом плане.
Мой прогноз: лет через 10 (скорее, через 5) нейросети будут писать (!создавать новое) на уровне среднего писателя.
Роулинг какой-нибудь :)

Reply

mns2012 June 27 2024, 09:06:45 UTC
Вы кмк неверно интерпретируете результаты. Результаты все до сих под свидетельствуют вот об этом:

AI + Human Intelligence >> Human Intelligence

Human intelligence слева - ключевое слагаемое. Безусловно, это всё влияет на нашу жизнь уже, влиять будет и дальше. Но human intelligence отсюда не выкинешь. Мазню я и сам могу создать и объявить это художеством, не учившись. И машина делает то же самое: она лишь компилирует из того, что ей показали. Она может переставить кубики, которые ей показали в другом порядке, условно говоря. Это калейдоскоп, не более. В большинстве случаев это сильно помогает (чем Уже область в которой задаются специализированные вопросы, тем лучше ответы). Я не могу уже без chatGPT обходиться ежедневно, это факт. Множество рутинных задач можно ему перепоручить с успехом. Но это всего лишь бот, не более.

Reply

mns2012 June 27 2024, 09:08:54 UTC
Посмотрите журнал mindmatters.ai Там множество статей на эту тему, авторы - инженеры-разработчики всего этого хозяйства, не хайперы и не журналисты.

Reply

mns2012 June 27 2024, 09:19:47 UTC
==Близко к прохождению теста Тьюринга==

Всё это хайп и журналистские фантазии. Тест Тьюринга - это теоретический концепт. Я могу как угодно тест варьировать на практике и всё это будет тест Тьюринга. Любая система может пройти конкретный тест, если он тупой, а может и не пройти, если тест тяжелый. Любая практическая система дает как false positives, так и false negatives. Ни одна система, будь она трижды искусственной, не даст идеальных результатов. Реальная ИИ система должна проходить экспертный арбитраж и приёмку. Зазор между AI и AI + Human intelligence будет всегда.

Человек сам может и не пройти "тест Тьюринга". На конкурсе копий Чарли Чаплина Чарли Чаплин занял четвертое место )) Это говорит о качестве критериев прохождения теста, о качестве судей (и разумеется о том, что к тому времени образ, созданный Чаплиным, уже был явлением культуры).

Reply

mns2012 June 27 2024, 09:26:33 UTC
==Победа нейросети в го над человеком - вполне себе эмпирический результат.==

Это победа экспертов го, которые настраивали и обучали сеть, над конкретным игроком го. С одним лишь отличием: их ключевой вклад в победу сильно предшествовал самой игре.

Reply

a_lazar June 27 2024, 10:34:12 UTC
Фишка как раз в том, что нейросеть игре в го никто не обучал!
Самообучение в игре сама с собой.

Reply

mns2012 June 27 2024, 10:46:17 UTC
Её обучили самообучаться, задали параметры. Ничего тут магического нет. Я вынес свои тезисы в отдельную запись.

Reply


Leave a comment

Up