Максим Калашников: За полетом «миротворца» Руста торчали уши Юрия Андропова - 1

May 30, 2012 12:30

Истоник: http://kp.ru/daily/25889.5/2850467/

Евгений ЧЕРНЫХ

Поэтому провокатору позволили спокойно долететь до Красной площади, считает писатель Максим Калашников

Вот уже четверть века многих волнует вопрос: ну как, как смогли пропустить немца к Кремлю потомки сталинских соколов, трижды Героев Советского Союза Покрышкина и Кожедуба, сбивших в Великую Отечественную  по шесть десятков фашистских самолетов каждый? Почему не принудили фрица к вынужденной посадке, не сбили, в конце концов? Почему проморгала дерзкого нарушителя доблестная советская ПВО? Только ли потому, что в войсках праздновали День пограничника?

Ведь точно также янки попытались использовать в 1960-м более массовый праздник Первомай, запустив на СССР сверхсекретный самолет-шпион У-2 на высоте, недосягаемой для советских истребителей-перехватчиков. Его сбили ракетой. Ну, а главным позором для «сгнившей» советской армии и всей Красной Ядерной Империи стало то, что у Кремля сел не матерый разведчик-ас, типа пилота У-2 Пауэрса, а 19-летний недоучка. Ныне его представляют героем.

- Это был шок, удар под дых, мы ходили тогда, как в воду опущенные, - вспоминает писатель, политолог Максим КАЛАШНИКОВ. - Я как раз заканчивал срочную службу, ждал дембеля. И еще не знал тогда, что эта провокационная посадка на Красной площади станет началом конца моей великой страны.


-  Как думаешь, за Рустом кто-то стоял или это была личная авантюра странного паренька с явно неуравновешенной психикой?
-  Конечно, за ним стояли умные люди. Которые ненавязчиво смогли внушить ему идею-фикс о полете на Кремль. В спецслужбах, прочих подобных организациях умеют закладывать в головы психически неустойчивых людей нужные мысли, идеи. Особенно молодым. Приемы такие существуют. Я хорошо помню первый зафиксированный случай использования женщин в качестве смертниц. Весной 1985-го 16-летняя Хайадали Сана врезалась на грузовике в израильский военный конвой. Заранее записав обращение на видео. Кто бы мог тогда подумать, что вскоре подготовка террористов-смертников встанет на поток. И не только против Израиля. В Москве тоже были подобные акты терроризма.

Думаю, и Рустом кто-то ловко манипулировал. Но не стоит винить во всем пресловутую «руку Запада». Не забывай, шла холодная война. Они обязаны были насылать на нас всяких Пауэрсов, Рустов. А мы - засекать, не пускать на нашу территорию любой ценой. Либо наносить ответный удар. В случае с Рустом можно было направить с Кубы такой же легкий самолетик  на лужайку к ихнему Белому дому. Лету меньше, чем Русту с Финляндии. Однако Кремль не стал конфузить Америку, а занялся самобичеванием, добиванием растерянной советской армии.

Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...
Я позже провел расследование, как великий СССР докатился до Руста. Чтоб не повторяться, предлагаю «Комсомолке» взять главу из моей книги «Битва за небеса».

- Спасибо!

Феномен Руста в историческом разрезе.

28 мая 1987 года гражданин Федеративной Республики Германии Матиас Руст на легкомоторной "цессне" пролетел над русскими просторами и сел на Красной площади в Москве. Теперь и внукам нашим в школе, поди, будут вдалбливать: советская система противовоздушной обороны настолько сгнила и погрязла в халатности, что через нее свободно прошел спортивный самолетик. Что это случилось из-за того, мол, что русская ПВО состояла в основном из плохо обученных солдат, призываемых на два года. А вот, мол, на Западе, где служат профессиональные наемные солдаты...

Но не слушайте бесов. И выводы всегда надо делать, обладая лишь полным знанием о предмете. Истина же такова, что русская ПВО подверглась действию иезуитски коварной, многолетней операции по ее уничтожению. И в этой операции кремлевские верхи действовали как бы заодно с Западом.

Но прежде чем рассказать об этом, зайдем-ка с другого боку. А как западная система ПВО? Была ли она такой уж непроницаемой? И как блок НАТО пресекал нарушения своих небесных границ?

4 июля 1989-го (спустя ДВА ГОДА после «подвига» Руста) полковник Н.Скуридин, взлетев с аэродрома группировки советских войск в Польше, увел свой старый МиГ-23 в сторону Балтийского моря. Внезапно на высоте 130 метров двигатель захлебнулся и смолк. Летчик рванул рычаг катапульты. Он был уверен, что истребитель с заглохшим двигателем рухнет в волны. Но когда пилот уже качался в воздухе на стропах парашюта, никем не управляемый истребитель вдруг снова взревел турбиной и стал стремительно набирать высоту, направляясь в сторону юго-запада. Все это напоминало эпизод из кошмарных романов Стивена Кинга, в которых объятых ужасом людей преследуют ожившие автомобили или бульдозеры, и когда жертва, прежде чем попасть под колеса, с шевелением волос на голове видит, как в пустой кабине сам собой ходит руль или двигаются рычаги.

Казалось, этот МиГ-23 ведет таинственный невидимка. Истребитель пересек границу Западной Германии и прошел почти шестьсот километров над самыми передовыми линиями обороны НАТО, над группировками американских и британских войск, предназначенных для отражения русского нападения из Польши и Восточной Германии. Потом он перелетел через границу с Бельгией, и, когда горючее в баках иссякло, МиГ упал близ города Куртрэ, на дом почтенного семейства Делауэр.

МиГ-23 - самолет конца 1960-х годов, порядком устаревший к тому дню. Его корпус сделан не по малозаметной технологии, как машины нынешнего времени, и потому "23-й" прекрасно виден на экранах радиолокаторов. И он, летя по воле случая, свободно прошел через натовские рубежи! Его никто не засек, не поднял на перехват авиацию, не выпустил  зенитной ракеты. А ведь мчался-то наш боевой самолет не через пустынные арктические просторы Аляски или северной Канады. Он шел над самой густонаселенной землей мира, над самой нашпигованной войсками Запада страной!

Потом немцы будут ужасаться: МиГ в любой момент мог врезаться в одно из химических предприятий, которых так много в том районе Германии, в хранилища натовских ядерных зарядов. И случай с Рустом просто меркнет на фоне этого происшествия. Вся их суперэлектроника, все их суперпрофессионалы-наемники оказались пустым местом! Их уделал всего лишь один старый советский самолет, летевший без пилота, по воле воздушных потоков, двигавших его рулями!

Нет, их ПВО идеалом никогда не служило. В начале 1980-х латиноамериканские наркодельцы перебрасывали в США героин, используя управляемые ракеты. Они свободно перелетали через южный рубеж Америки, падая в нужных для мафии точках. И никто их не перехватывал, не сбивал. Не менее активно наркомафия использует и легкомоторные самолеты, подобные машине Руста, пролетая с товаром в США со стороны Мексиканского залива. И янки со всеми своими радарами да суперистребителями наркопилотам почти не помеха.

Заметим, что ПВО всего мира не в состоянии засекать низколетящие цели: из-за кривизны земной поверхности локаторы не видят цели, снижающиеся ниже ста метров. На это, кстати, рассчитаны и крылатые ракеты. И уж тем более не засекаются тихоходные низколетящие цели вроде легкомоторных самолетиков. В случае с Рустом обделались бы и западники. Однако наша демократическая интеллигенция норовила заметить в русском глазу соломинку, а вот в западном бревна не замечала. Инцидент же с Рустом вовсю использовала для того, чтобы обильно полить грязью русскую армию.

И все-таки провалы западной ПВО не оправдывают того, что случилось с нами в мае 1987. Оправдать нельзя. А вот понять, что тому причиной - надо.

В середине 1970-х имперская ПВО испытывала расцвет. Мы построили глубоко эшелонированную оборону Союза. Зенитное оружие прикрывало не только крупные центры страны, но и создавало рубежи вдоль всей границы Империи. Управление было единым, централизованным. Намечалось скрещение ПВО с противокосмической обороной, поскольку именно в семидесятые Запад стал мечтать об обходе русских защитных поясов "сверху", через околоземное пространство.

И вдруг тогдашний генсек Брежнев, эта беспомощная пародия на Сталина, отдает чудовищный по некомпетентности и последствиям приказ: расчленить единую ПВО на отдельные группировки. Моментально образовались уязвимые "стыки", через которые стал возможен прорыв. Под сокращение попало множество толковых генералов и офицеров, дело обороны оказалось отброшенным на добрых двадцать лет назад. Из системы вытравили решительность и инициативу. Параллельно вокруг советской ПВО давно уже раскручивал темную интригу Запад.

КОРЕЙЦЫ НАД КАРЕЛИЕЙ

20 апреля 1978 года в воздушное пространство СССР над Карелией вошел южнокорейский «Боинг-707» с пассажирами на борту. Борт компании KAL (рейс № 902) летел по трассе «Париж-Сеул» через Северный полюс. Командир экипажа Ким Чанг Кью - опытный пилот, во время Корейской войны 1950-1953 гг. - истребитель, дравшийся с советскими МиГами-15. Опытен был и штурман Ли Чин Син.  Позднее они признаются, что действовали по наущению американцев. Самолет отклонился от установленного воздушного коридора  и, следуя на высоте в 9 километров на скорости в 900 км/час в 21 час 19 минут вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. То есть, оказался в самом средоточии советских военно-морских и военно-воздушных баз. Корейцы перли курсом на Североморск.

Момент для операции американцы выбрали удачный: в тот день шли масштабные учения в 10-й армии ПВО, с участием сил и средств Северного флота. В воздухе было множество военных самолетов. Североморск - командный пункт флота, база подводных ракетоносцев,  база дальних разведчиков Ту-95РЦ. Возвращаясь из полетов над Атлантикой, их экипажи частенько забывали сменить код ответчика «свой-чужой», сверяясь с графиком его изменения.

Но радары нашей ПВО заметили «Боинг-707» в трехстах километрах от берега. Цель не отвечала на запросы системы распознавания «свой-чужой». Начался переполох. Не транспортный ли это Ан-12? Не разведчик ли Ту-95, идущий назад? Команды на применение зенитных ракет на дали: может, и вправду свой идет, забыв сменить код ответчика. Переговорами установили: нет, скорее всего - чужак. Обстановка была накаленной: в районе учений над морем вились самолеты-разведчики НАТО RC-135 (сделанные на базе «Боинга-707») и вражеские противолодочные самолеты «Орион».

С аэродрома Африканда на перехват неизвестной цели поднялся истребитель Су-15 365-го авиаполка с капитаном Александром Босовым. Тогда же взлетает Су-15ТМ 265-го ИАП в Подужемье (5-я дивизия войск ПВО). Его пилотирует Сергей Слободчиков.

Первым обнаружил нарушителя Босов, опознав его как бело-голубой «Боинг-707».  Он увидел большие иероглифы на борту четырехмоторного лайнера. К тому времени корейцы уклонились от назначенного курса на 800 км и не подавали сигналов о том, что потеряли ориентацию. Босов перед лайнером включал огни, давал предупредительные очереди трассирующими снарядами по курсу нарушителя. Как он сам радировал на КП, едва хвост с красной звездой в форточку кабины пилотов не совал - «а они морду воротят». И тогда в 21 ч 42 минуты последовала команда: сбить наглеца.

Выпущенная Босовым ракета пошла на лайнер, вошедший в правый разворот. Инфракрасная головка захватила самый горячий двигатель корейца - крайний левый. Но кореец успел завершить поворот, головка ракеты потеряла цель - и сработал ее самоликвидатор. Как раз под левым крылом «Боинга». Взрыв оторвал  конец крыла (консоль) - примерно три метра. В разные стороны разлетелись осколки. Часть их прошила фюзеляж корейца, убив одного пассажира. Он умер от потери крови, ему никто не оказал помощи на борту. Потом погибнет еще один: от инфаркта.

Все-таки командир «боинга» был пилотом от Бога. Он начал снижаться по спирали, кружить над местностью, выискивая место посадки, покуда запас скорости это позволял.  И это - при оторванной консоли левого крыла! Совсем рядом с финской границей. Перехватчик Сергея Слободчикова тоже по команде с земли выпустил ракету - по кувыркающемуся в воздухе обломку крыла. Уж больно он походил на экранах радаров на выпущенную нарушителем крылатую ракету.

«Боинг» продолжал полет. С оторванной оконечностью крыла и одним заглохшим двигателем он находился в воздухе еще сорок минут после поражения ракетой. Норовил лететь на бреющем, над самыми деревьями. Сбрасывал скорость до самой малой, чтобы русские перехватчики проскакивали мимо. И они его потеряли из виду! Пришлось поднимать в воздух новые самолеты 265-го авиаполка, чтобы перекрыть границу с Финляндией и найти нарушителя визуально. Это удалось капитану Анатолию Керефову. Подбитый лайнер на фоне земли с выключенными огнями следовал курсом к финской границе. Керефов снизился до пятисот метров, корейцы его заметили - и развернулись на 180 градусов, теперь полетев вглубь нашей территории.

-  Подхожу к нарушителю с левой стороны, со стороны командира экипажа, подаю условные сигналы, - вспоминал капитан Керефов. - Выполняю, как положено в таких случаях, разворот с пересечением его курса в сторону нашего аэродрома. А он словно меня и не видит, прет себе дальше. Ну, думаю, так дело у нас не пойдет. Передал на КП: "Объект не выполнил команду!" Сделал еще три захода, и каждый раз летчик самолета-нарушителя также совершал маневр. Опытный, как позже выяснилось, был боец Ким Чанг Кью, сражавшийся с нашими "МиГами" еще в корейскую войну. А тогда закралась мысль: возможно, он не видит моих команд и маневрирует, что называется, на всякий случай. Взял и прошел у него перед носом с включенным форсажем. Теперь-то он должен заметить и следовать туда, куда я показал. Но мой "подопечный" выполняет разворот опять в другую сторону. Ох, и разозлился я. Набрав высоту, начинаю заходить противнику в хвост. Он тут же выполняет маневр в обратную сторону на курс 270 градусов. Но я прочно "сижу" у него на хвосте. Занимаю исходную позицию для атаки. Запрашиваю КП: "Команды не выполняет, разрешите уничтожить цель". С КП: "Подождите минутку". Через 1-1,5 минуты приказывают принудить противника к посадке в районе нахождения. Ведь нарушитель снова пошел в сторону Финляндии. С земли не давали команды на добивание цели. Скомандовали: принудить к посадке!»

Увидев впереди белое пятно - замерзшее озеро Копиярви южнее местечка Лоухи - Керефов смог принудить корейцев к посадке на лед. Угрожая столкновением с лайнером, как бы «накрыл» его левое крыло своей правой плоскостью и включил посадочные фары. Начав снижаться, заставил нарушителя пойти на посадку. Керефов дожимал лайнер до самой поверхности. Корейцы блестяще посадили почти неуправляемый двухсоттонный лайнер на застывшее озеро - на брюхо. При свидетелях-рыбаках.

Нарушитель взят с поличным. Командира и штурмана самолета-нарушителя допрашивали офицеры КГБ - военная контрразведка. Они во всем сознались, пели о том, как их инструктировали американцы. Имелись все доказательства, что перед нами - самая грязная шпионская операция, затеянная как раз в тот момент, когда над районом учений прошли шесть разведывательных спутников США, а в районе маневров вертелись многочисленные воздушные разведчики.

Казалось бы, лучшего подарка, чем инцидент 20 апреля 1978 года, СССР получить не мог. Западная пресса, еще не получив толком информации о происшествии, на весь мир сначала взвыла, что русские уничтожили лайнер со ста двенадцатью пассажирами. Никто и подумать не мог, что пилоты смогут посадить пораженный ракетой пассажирский самолет в лесистой местности, вне аэродрома. И действительно - то было чудо из чудес. В том числе и подвернувшееся по пути замершее озеро. Но вой смолк, как только стало известно, что СССР приютил пассажиров и дал возможность забрать их спецрейсом «Пан Америкэн».

И Сталин, и Хрущев разыграли бы ситуацию по полной! Налицо гнуснейшая операция американских и южнокорейских спецслужб, фактически пославших пассажиров почти на верную смерть, прикрывшихся ими, словно живым щитом. Казалось бы: устраивай громкий судебный процесс, снимай документальный фильм и «экспортные» телепередачи, выпускай гневную книгу-разоблачение с фотографиями, выставляй в Москве на всеобщее рассмотрение сам лайнер с пассажирским салоном, забрызганным кровью. Именно это сделал Хрущев в 1960 году. Когда советская ракета сбила самолет-шпион U-2 над Уралом, было все: и яростная кампания в масс-медиа, и выставка обломков машины в Москве, и открытый судебный процесс над пилотом - Пауэрсом. И всемирное креймление американских «поджигателей войны». Потом Пауэрса обменяли на нашего легендарного разведчика Абеля. Обмен был явно в пользу СССР.

А в 1978-м все было тихо. Корейских пилота и штурмана никто не судил, на них никого не поменяли - просто выслали мерзавцев из страны. Не было громких пресс-конференций и хорошей кампании в СМИ. Кремль все спустил на тормозах.

Ходят упорные слухи, будто бы верхушку Кремля уговорил не поднимать излишнего шума ни кто иной, как тогдашний шеф КГБ СССР Юрий Андропов.

ОТ 20 АПРЕЛЯ 1978-ГО - К 1.09.83

А вот американцы в такой ситуации использовали представившиеся возможности по полной программе.

Дело в том, что история с южнокорейским «Боингом» в Карелии почти один к одному повторилась 1 сентября 1983 года, когда южнее Сахалина советская ракета прекратила полет опять же южнокорейского «Боинга-747». И опять: вторжение пассажирского самолета в особо охраняемые, напичканные военными объектами пространства Советского Союза. Умелые маневры экипажа-нарушителя (вплоть до  полетов на фоне гор ради укрытия от радиолокации), полное молчание пилотов в эфире, неподчинение командам русских перехватчиков. С одной только разницей: на сей раз все закончилось трагически - и никто из пассажиров не спасся.

СССР, история, мнение, деградация, армия, М. Калашников

Previous post Next post
Up