ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ ИНОЗЕМЦЕВ военврач, капитан 2 ранга, военный хирург погиб в море 7 ноября 1941 года при эвакуации госпиталя ЧФ
Всем кто что-то знает об этой трагедии, у кого на этом пароходе погибли родственники, предлагаем присоединиться к проекту:
https://teplohodarmenia.ru/ Вспомнить всех.
К 9-му МАЯ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК.
История моей семьи.
Мои дед с бабушкой познакомились во время учебы в Военно-медицинской академии в Ленинграде. Дед учился на отделении хирургии а бабушка при академии училась на курсах медсестер. Они поженились и у них уже родилась дочка, когда по распределению после окончания учебы их направили на службу в Севастополь. Когда они прибыли в этот город, дочке было три месяца и первую ночь они все вместе ночевали летом на скамейке Приморского бульвара, т.к. приехали поздно под вечер и нигде не успели устроиться. Так начиналась история моей семьи.
Моя мать была ребенком когда началась ВОВ. Весь рассказ о том времени я передаю с ее слов, но нужно помнить что на то время она была ребенком в возрасте 10 лет. Вся семья моего деда в то время жила в Учебном отряде (нынешняя территория МГУ) там на холме на возвышенности в одном из домов у них была служебная квартира от Госпиталя ЧФ.
Обстановка в городе перед войной была не простая, Севастополь находится на границе и тогда регулярно велись военные учения и учения ГО. Это не правда когда говорят что войну в то время никто не ждал. Войну предвидели.
Родители моей мамы принимали участие в учениях, в развертывании мобильных госпиталей и полевых хирургических отделений. Дед с бабушкой практически все свое время посвящали работе, они сутками дежурили по три-четыре дня не бывая дома. В семьях в то время было принято держать домработницу, без нее было не обойтись. Домработницы тогда были у многих. У бабушки было две домработницы. Обе девушки были из пригорода, они приезжали в город на заработки. Присматривали за квартирой, за ребенком и собакой, помогали стирать, убирали, топили печи. Отопление было печное и чтобы печи не гасли за ними нужно было смотреть круглосуточно, подкидывая уголь и дрова. Когда моя мама подросла, родители стали иногда брать ее с собой на работу. Она на территории госпиталя играла в парке пока родители работали. Конечно она тоже с детства мечтала стать врачом.
В то время нашими политическими союзниками были американцы. Дед уже занимал серьезную должность и несколько раз перед началом войны ездил в Америку в служебные командировки. Он привозил оттуда подарки (это со слов 10-ти летней девочки пишется). Жене привозил коробки шелковых чулок и рубашек, сумочки и леопардовую шубу. Он любил семью и всех баловал как только мог. Всегда с получки покупал много всего вкусного, конфеты, дома было сладостей полный буфет. Он был очень хороший семьянин добрый и заботливый. Таким его запомнила дочка. Потом станет понятно почему я пишу про шубы... и домработниц. Тогда еще ничто не предвещало всех лишений, которые дальше обрушились на долю женщин семьи.
Моя бабушка была 1913 года рождения, она училась в восьмилетней женской гимназии. В то время девочки учились отдельно и им давали специальное образование. Очень много внимания уделялось домоводству и ведению хозяйства, им преподавали рукоделие. Моя бабушка знала и умела все виды рукоделия,все это она знала наизусть. Это преподавали на таком высоком уровне чтобы по окончании гимназии девушки могли рукоделием зарабатывать себе на жизнь. В свободное от работы время бабушка дома занималась рукоделием. Она знала все виды вышивки, вышивала бисером по сетке, вязала, стегала домашние одеяла и даже умела плести рыболовные сети, девочек в гимназии учили и этому. Она очень вкусно готовила, всем ее умениям нет числа.
Дед в свободное от работы время ходил с друзьями на охоту на мелкую дичь. В семье была охотничья собака английский сеттер, несколько охотничьих ружей. Он умел играть на всех музыкальных инструментах, которые только брал в руки, сочинял стихи, очень хорошо рисовал, писал картины маслом. У него было старое воспитание какое было принято у офицеров раньше. Вероятно что он был выходцем из интеллигенции.
Когда началась война, в семье только что родился младший брат, ему было всего два месяца. Вся семья была в сборе дома теплым летним вечером 22 июня 1941 года. Старшая дочка сидела на подоконнике распахнутого окна и любовалась вечерним видом на море и на город который открывался из окна их квартиры, когда начался первый вражеский авиа налет.
По рассказу 10-ти летней девочки это было так потрясающе красиво... В городе включили все прожектора ГО, они ловили в небе самолеты в световое пятно и вели а по ним целились зенитки. Повсюду в небе летали разноцветные цепочки трассирующих пуль. Они светились переливаясь в темноте, разными цветами. Первые полу-тонные бомбы и морские мины немцы сбрасывали на город на парашютах. И в этом "лазерно-световом" шоу в вечернем небе еще медленно спускались на город огромные белые купола парашютов. Зрелище было завораживающее.
Женщины сразу ничего не поняли, бабушка позвала мужа к окну и спросила - что это?! Дед нахмурился. "А, Ната, это кажется к нам гости прилетели, которых мы давно ждали..." Он быстро оделся, взял именной пистолет и уехал на службу. Так семья с первого дня встретила войну в Севастополе. Дальше были бесконечные бомбежки и авиа налеты. По нескольку раз в день, немцы начали сравнивать город с землей бомбардировками. В семье был маленький ребенок и очень было тяжело, стирка пеленок, только начнешь что-то делать а тут завыла сирена, надо все бросать и бежать в убежище. Так прошло первые два месяца войны в Севастополе, под бомбежками. Это самые тяжелые воспоминания по словам моей матери. Страх от бомбежек для нее был не сравним больше ни с чем. В любую минуту ты должен быть готов что на тебя с неба летит и падает смерть.
С началом войны все соседи в доме кто раньше ссорился все помирились, сплотились и стали помогать друг другу. Жильцы дома стащили в подвал кто кровати с матрасами, кто раскладушки, всё там разобрали, вымели и вычистили и оборудовали себе места в убежище. После двух месяцев такой жизни госпиталь выделил две машины-грузовика для эвакуации семей своих сотрудников. Бабушка смогла взять с собой в эвакуацию только два чемодана с детскими вещами, один из них был с пеленками. Туда поместилось и несколько семейных фотографий и все. Дед вывез семью за пределы Крыма, там он простился с женой, сказал "Ната, давай прощаться, мы вероятно больше уже не увидимся". Он предчувствовал свою смерть.
Было принято решение ехать в эвакуацию к родственникам под Куйбышев. Бабушка с детьми и двумя чемоданами добиралась туда на попутках. Моя мать всю жизнь вспоминала как они ехали через территорию Казахстана через степи на попутных грузовиках. Казашки поили их кумысом и угощали детей медом. Так они стали беженцами. Похоронку на мужа бабушке вручили через год.
Похоронка
В эвакуации под Куйбышевым они прожили всю войну. Жили с огорода, с продуктами было очень плохо все было по карточкам. Жили только тем что бабушка все лето работала на огороде, выращивая на зиму машину картошки и много тыкв. Также у них было две козы и всего несколько кур. Этим они и жили всю зиму до самой весны. Дети в это время оба переболели воспалением легких, т.к. были полуголодные и слабые. Дети помогали летом поливать огороды, носили воду с реки жестяными банками к которым прикручивали ручку из проволоки. У маленьких была маленькая банка, у больших побольше - каждому по силам. Так что дети тоже все работали, на огороде, и помогали выращивать еду на зиму. Каждый вкладывал свой посильный труд в общее дело. Даже те которым было 4 года от роду. Помогали еще дети бабушкиной сестры. Первой по воду шла бабушка с коромыслом и двумя ведрами а за ней топали детишки вереницей с жестяными банками и всю процессию замыкал младший которому тогда было 4 года. Так ходили поливать огород по немножечку, каждый день. Бабушка вела огородное хозяйство сразу на две семьи для себя и для сестры. Мужиков не было и помогать им было не кому. Сахар по карточкам давали не всегда. Иногда вместо сахара давали леденцы и очень сильно засохшие пряники. Всю войну детям не хватало сладкого.
После войны семья всегда хотела вернуться в Севастополь, но жить в своем городе было негде, город был весь разрушен. Их дом полностью разбомбили от него ничего не осталось. Поэтому сначала было принято решение вернуться в Ялту. Там тогда был интернат для детей погибших военнослужащих начсостава. Бабушка сначала вернулась с детьми в Ялту и детей устроила в этот интернат. А сама пошла работать по специальности. Интернат находился рядом с Ялтинской киностудией, в соседнем здании. Из киностудии во время войны немцы сделали себе гараж для военных грузовиков. В интернате у детей была крыша над головой их как-то кормили и одевали хоть и скромно все было казенное. Тогда это было очень хорошо по тому что у других и крыши над головой не было. Любимое блюдо в интернате у детей было - перловая каша. Она казалась са-амая вкусная. После войны основная еда у большинства населения была картошка, капуста, перловая каша и горох. Хлеб давали по карточкам, было голодно. Если у кого-то в то время были свои куры, мясо и яйца, то такие граждане считались зажиточными. Большинство мясо и яйца позволить себе есть не могли, их просто не хватало на всех. Стакан молока позволяли себе покупать на базаре один раз в неделю - в выходной. Всего один стакан в неделю. Больше было нельзя это было дорого. Бабушка пекла пирожки с ягодами огородного паслена. Это тогда было нормально. Однажды зимой в Ялте дул такой холодный пронзительный ветер, что моя мать обморозила себе пальцы рук. Варежек у нее не было. Ее долго лечили, мазали руки жирными мазями обкладывали ватой и бинтовали. Распухшие суставы у нее остались после этого на всю жизнь. Над интернатом в то время шефствовали американцы. Они несколько раз дарили детям подарки. Но американцы никогда не дарят "рыбу" у них это не принято. Они обычно дарят удочку, а рыбу ты должен сам поймать. В подарках детям не дарили варежек а дарили набор вязальных крючков и нитки. А варежки каждый должен был связать себе сам. Интернатовцы сами вязали себе варежки. Учителя в интернате учили их вязать. Во время войны и долго после у детей не было школьных тетрадей и бумаги. В школе писали и делали задания на полях старых газет, чернильным карандашом, который разводили водой и писали перьями.
моя мама стоит, студентка
При первой же возможности семья все же вернулась в Севастополь, через несколько лет после возвращения в Крым. Жить было негде. Из жилья в городе уцелело - только подвалы и полу-подвальные цокольные этажи. Вот там и жили. Моя мама вспоминала как они жили в полуподвале, помещение отапливалось одной крошечной печкой-буржуйкой, которая стояла на табуретке на кирпичах с трубой высунутой в окно. По сырым стенам ползали мокрицы. Когда я выросла примерно в возрасте моих 10 лет она мне дала книжку "Дети подземелья" писателя Короленко и настояла чтобы я ее прочла. Потом я поняла почему. Они сами так жили после войны.
Мне мать рассказывала что тогда люди радовались уже одному тому факту что окончилась война. Все были полны оптимизма и никакие трудности сломить уже не могли. Главное что война окончена, впереди была новая счастливая и мирная жизнь. Севастополь был долго в развалинах после войны около 15 лет. Все изменилось когда в город с визитом однажды приехал Сталин. После его визита все развалки очень быстро разобрали за пять лет и город стали отстраивать заново и очень скоро уже от разрухи не осталось и следа.
Группа доноров в Севастополе на ступенях Дворца пионеров 1947 год. Там была Станция переливания крови. Моя бабушка медсестра Анастасия стоит в верхнем ряду посредине в белом халате и темной косынке.
При первой возможности бабушка снова вернулась работать в госпиталь ЧФ медсестрой и проработала там всю оставшуюся жизнь до пенсии. Она доросла до должности старшей хирургической сестры одного из отделений. В ее трудовой книжке записано такое количество благодарностей за работу что не осталось ни одной свободной строки. Во время войны она подорвала свое здоровье из-за голода и лишений. И на пенсию она вышла раньше, по инвалидности. Прожила с кучей болезней она после этого совсем не долго и умерла в 55 лет. Она успела вырастить и одна поставить на ноги двоих детей. Замуж она больше не выходила и все в жизни делала сама. Когда бабушка умерла, мне было пять лет. На ее похоронах от товарищей по работе и ее знакомых ей подарили грузовик венков. Её венки везли на кладбище отдельно,но они еще не все поместились в грузовик и частично ехали с нами в автобусе. Это уже мои детские воспоминания которые я запомнила на всю жизнь.
Моя мама не поступила в мединститут как планировала, но поступила на биофак университета и стала учителем. Всю жизнь она проработала учителем в вечерней школе рабочей молодежи. Фильм "Большая перемена" это как раз о том времени.
Мирная жизнь взрослых детей сложилась хорошо. Я внучка, родилась в 1965 году и уже росла обычным советским ребенком. Клубничное мороженое за семь копеек и сеанс мультиков в кинотеатре за 10 копеек. Мы уже родились и жили на всем готовом в отвоеванной и восстановленной, заново отстроенной стране.
Образ деда у нас в семье до сих пор считается эталоном того каким должен быть мужчина.
Ирина Юрчик (внучка)