Что надо, чтобы дети могли почувствовать цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой. Так чувствуют и наслаждаются игрой - водой, песком, камешками, деревяшками...Задача взрослых в этом занятии:дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ,обеспечить восприятие во всей полноте. В чем же дело? Зачем так все усложнять, зачем какие-то процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся! - Но чтобы с чем-то играть и знакомится. надо: 1.Чтобы цвет был податлив, изменчив,слушался, был прозрачен,красив, дышал и переливаться.". Чтобы кисточка была "по руке", чувствовала бумагу волосом, а не скребла железкой. Чтобы краски можно было легко взять, а не выковыривать их из крохотных (и уже грязных) кюветочек. И вобще, в таком количестве красок можно голову потерять... Их СЛИШКОМ МНОГО, и нет в них какого-то ясного порядка...
Те материалы, которые получают обычно дети для рисования, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДХОДЯТ. Они настолько же отличаются от того, что надо ребенку, как пластмассовый молоток - от настоящего. Гвоздя им не забьешь. Вы видели хоть одного серьезного мастера, который работал бы таким набором? Набор для учебы не пригоден.
- сухой лист в альбоме сразу же коробится, создает неприятное ощущение. Бумага в таких альбомах низкого качества,и при попытке что-то поправить быстро размокает,раскисает до дыр, верхний слой задирается.
- тонкая МЯГКАЯ кисточка не позволяет хорошо ощутить, ПРУЖИНИСТО почувствовать основу поверхности,быстро махрится, и начинает ездить железкой по бумаге.
- время от времени бывает нужно накладывать большие плоскости цвета- Небо, вода...(Они-то и есть самые красивые...Так хочется ярко, сочно это сделать! Пылание заката, голубизну небес...Переливы зелени. Но тут совсем беда: На мягкую кисточку из жестких красок-"таблеток" цвет или никак не наберешь,или, наоборот, если краски размокнут - попадает куском! И на более-менее большой плоскости равномерно или с красивым переходом цвет наложить никак не удается.А тут еще бумага капризничает - то слишком сухая -и у мазков остаются жесткие края, краска ложится неравномерно, пятнами; то перемочишь - и все плывет на соседние, уже нарисованные части рисунка, - грязь, гадость...Не нравится мне рисовать! Нет у меня способностей!
Материалы, которые обычно получают дети, СЛИШКОМ ВЗРОСЛЫЕ да еще и второго сорта! Они НЕ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ЖЕСТКИ, СУХИ, СКОВЫВАЮТ ВНИМАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ, МАЛЫ ПО РАЗМЕРАМ (требуют предельной аккуратности, точности и концентрации, не допускают поправок).
Чтобы пользоваться ими, надо УЖЕ БЫТЬ МАСТЕРОМ. Уметь танцевать на канате. Они требуют СЛОЖНЫХ ТЕХНИК РАБОТЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет- "ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ?" - спрашивают они. Можно ответить -я рисовал не что-то, а КАК живет и дышит цвет. Вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще,и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там - прозрачнее: стало свежо и прохладно. Для этой работы краска должна быть ПРОЗРАЧНОЙ,жидкой, легко поддаваться разведению и сгущению. Подойдет акварельная, ЗАРАНЕЕ не слишком жидко разведенная в чашечке. И не подойдет плотная, кроющая - гуашь.Такая подготовка "кухни" цвета Такая "кухня" цвета дает "распробовать", и подняться над штампованым бескультурием "елочек" и "цветочков" гос.садика и "уроков рисования" начальной школы. Насаждается ложный метод - "рисование"- малевание условными, шаблонными цветами: зеленая травка, голубая водичка... Душа чахнет, восприятие схематизируется. Живопись- это не раскрашенные в "НУЖНЫЕ" цвета контуры предметов!
К творчеству отношения все это "обучение"не имеет. Это - сбор средств за пребывание в кружках, а на деле- натаскивание на стандарт.
Сколько детей ходило в кружки, чтобы сказать: Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ. И навсегда отложить краски, решив: Я БЕЗДАРЕН.И жить с этим обманом в душе.
Мне возразят, скажут - в студиях есть результаты! - КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, давайте смотреть точнее! Много ли вы знаете значительных художников современности? Вышедших из наших учебных заведений? В Италии, в 14-15 веке еще не было кружков и детских садов, где так учили.
Учили С РУК, и сначала УЧЕНИК просто ТЕР КРАСКИ! Знакомился с цветом... СОТНИ живописцев родилось в этих школах, тысячи картин вышло из их рук...
В чем же здесь дело? Зачем так все усложнять, зачем такие процедуры? Дадим детям краски - вот пусть и знакомятся!
Представьте: вы приводите ребенка 2-4 лет на кухню, и распахнув шкафы, говорите: "Вот еда: мука, зерно, макароны, яйца, тесто. Знакомься со всем этим, пеки пироги, торты, вари себе суп - и кушай на здоровье!Твори, проявляй свою детскую фантазию!" - а потом разворачиваемся и уходим заниматься своими делами. Не страшно? - Но именно так поступают с живописью! Ребенку еще нужно молоко и кашка, а ему дают жесткие, кроющие резко-формообразующие материалы, кричащие цвета, острые линии..
А. Гуашь, столь любимая всеми "творчесткими детскими мастерскими".(подробно о причинах этой "любви" - ниже).- Материал густой,плотный,
кроющий, цвет константный,не поддается изменению прозрачности. Высветление тонов по технологии достигается не водой,а с помощью добавления белил, что требует практики и головного рассчета.На листе образует сразу же густые мазки, резко сформированные по контуру.
Материал по назначению - ДЕКОРАТИВНЫЙ и ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ, ПЛАКАТНЫЙ, КРАЙНЕ ВЗРОСЛЫЙ.
Подразумевает ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭСКИЗ - ЧЕТКО ПРОДУМАННУЮ В ГОЛОВЕ композицию, рассчет и сноровку в работе.
Импровизация затруднена из-за изрядного сопротивления материала.
Б. Фломастеры цветные. Опять же,материал, дающий остро-контрастную, жесткую и очень однородную по характеру линию, не реагирующую на нажим руки.
Как правило, кричаще-яркого цвета, что притупляет чувство цвета. И то, и другое не соответствует конституции маленького ребенка.
Резкий очерк линии бескомпромиссно требует СРАЗУ ЖЕ чрезвычайной точности и контроля движений,- как при работе ножом или скальпелем.Малейшая ошибка оставляет четкий след, поправить или уточнить который уже невозможно.
Инструмент почти не реагирует на силу нажатия изменением толщины линии , что приводит к характерному"черканию"и жестко-судорожному "клешневому" захвату фломастера не кончиками пальцев, а всей кистью руки, с сильным однообразным напряжением. Что прямо-таки калечит еще находящуюся в процессе роста кисть.
Попробуйте писать шариковой ручкой на листе бумаги, положив его на камень. Отсутствие мягкой отдачи поверхности заставит вас все сильнее сжимать ручку. Вы сразу же начнете искать, что подложить под лист.Примерно так же устроен механизм зажима руки при работе фломастером.
Я часто сравниваю фломастер со скальпелем или лазерным резаком, который дали ребенку.
В.Набор 8-12 сухих акварельных красок в одной коробочке, в комплекте с тонкой МЯГКОЙ кисточкой, простым карандашом, ластиком
и альбомом для рисования.
- Самые главные пыточные инструменты "урока рисования", способные полностью отбить охоту, показав тебе ВСЮ ПОЛНУЮ БЕЗДАРНОСТЬ и НЕСПОСОБНОСТЬ СОЗДАТЬ что-то настоящее...
Click to view
Click to view
Click to view
Автор этих чудесных уроков -
http://zwelik1.livejournal.com , которого также можно найти в фейсбуке и контакте - ЦВЕЛИК АЛЕКСАНДР.