Открытки Михаила Матвеева

Jan 11, 2013 12:50

Новогодние открытки Михаила Матвеева многие знают. Мне эти открытки очень нравится и мы решили узнать нельзя ли их напечатать, когда думали, что печатать к новому году. Так и познакомились с Михаилом Георгиевичем. Про условия не договорились, зато интересно пообщались:)
Открытки, кстати, только часть его творчества. Он занимается живописью, сделал много иллюстраций и обложек для книг. Работал на кондитерской фабрике "Красный Октябрь".

Или вот - сделал в 1979 году самую известную этикетку пива в СССР:





Новогодняя открытка.
Первая, если не ошибаюсь, для издательства Изобразительной Искусство. Сделал её легко и не особенно напрягаясь.



Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство.
На этой открытке изобразил встречу Нового года в деревне так, как представляю. Высокая точка зрения даёт возможность показать много людей -кто чем занят и прочее. И пейзаж можно нарисовать до горизонта. Делал эту работу с большим удовольствием.



Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство. Бумага, акварель, гуашь. Изображен с изменениями посёлок Истра Красногорского района Московской области. Дома там, правда, из белого кирпича и расположены не совсем так, как изображено. Хоккейной коробки между домами тоже не было. Но ощущение уюта, обустроенности, тепла было. Жил я в этом посёлке с 1974 года до двухтысячных годов. Замечательные места - старая усадьба, пруды, лес и река Истра недалеко. Теперь поля застроили коттеджами, рядом проложили трассу Москва-Рига, а лес распродали. Оригинал больше натуральной величины открытки в два раза.



Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство. Оригинал открытки больше оттиска в два раза. Бумага, акварель, гуашь. Оригинал открытки приобретён Никасом Сафроновым на вернисаже на Крымской набережной в 1994 году. Вынес я несколько работ (после своего фермерства в Тверской области) на вернисаж. Срочно нужны были средства. Разложил работы прямо на снегу. Подходит молодой человек с бородкой и длинными волосами. Присаживается. Смотрит работы и выбирает лучшие - этот оригинал открытки и "Натюрморт с банкой пива". Начинаем с ним торговаться. В итоге то ли пятьдесят долларов, то ли сто за две работы получил. Молодой человек ещё посетовал - работа неплохая, но шрифт сверху мешает. А шрифт я сам на открытках вручную писал. Раньше ведь компьютера не было. Или вклеивал надпись "С Новым годом", изготовленную фотопутём. Когда он ушёл, мне соседи говорят - Знаешь, кто это? - Нет, - говорю. - Это Никас Сафронов.
Так ушли две мои работы. Открытка хоть осталась в типографском оттиске. А натюрморт только в памяти остался. Сделан был гуашью и акварелью. Есть рисунок неоконченный литографский, но он не передаёт ни манеру, ни детали работы. Сейчас бы выкупил свой натюрморт за 10-ти кратную цену. Неплохая работа была. Хоть и учебная, для института, а делал для себя.



Новогодняя открытка. Издательство "Связь" Работа вырывается немного из общего ряда, но в издательстве Связь были другие требования. Более идеологизированные, что-ли. Да и к технической стороне относились там гораздо строже. Художники высшей квалификации работали. Реалисты.
Новогодние открытки начал делать потому, что их можно более лаконично в цвете решать. Силуэты на белом фоне. Конечно потом всё усложняется, но суть остаётся - графичность. Сюжет с ключами появился так. Попросили сделать открытку к Новому году. И вот размышляя что бы изобразить и просматривая чужие работы (как же без этого) наткнулся на замечательную работу - еловая ветка с шишками под снегом на фоне Кремля. И так здорово художник в цвете изобразил эту ветку, что мне захотелось использовать это настроение. Вместо Кремля нарисовал современную новостройку, а на переднем плане ключи от квартиры в коробочке от ювелирных изделий. Получилась открытка о дорогом подарке к Новому году.
Открытки сослужили мне хорошую службу. Во-первых именно благодаря открыткам смог перейти от дизайна к изображению реальности. Пусть и несколько неумело. Зато с любовью. Во-вторых именно открытки помогли мне поступить в полигрфинститут. Было мне тогда уже больше тридцати лет. Поступал на заочное отделение, на которое принимали издательских работников. И пришлось мне после просмотра в институте ехать в издательство "Изобразительное Искусство" за письмом, что я с ними сотрудничаю. Сейчас я понимаю, что просто не хотели допускать до экзаменов. Ведь приносил я на просмотр открытки, выпущенные издательством. Учёба в институте дала очень много. Можно было приходить на занятие со студентами дневного отделения. Рисовать обнажённую модель, пользоваться прекрасной библиотекой и изучать основы марксизма-ленинизма. В то время считалось, что художнику необходимо знать этот предмет. Одно плохо - перед моим поступлением из института ушёл Жилинский. Прекрасный художник и рисовальщик. На прощание ему один из педагогов сказал, что рисовать, дескать, Жилинский не умеет. Мир искусства не для слабых. Нужно быть готовым ко всему.



Новогодняя неопубликованная открытка.



Эту работу сделал между делом. Быстро и легко почти ничего не изменяя и не переделывая. Оригинал куда-то подевался, открытки тоже. Нашёл работу в Интернете у коллекционеров и поместил здесь. Поэтому и размер получился другой.
Как заказы получал на открытку? Очень просто. Приходил в издательство с папочкой своих работ, показывал главному художнику или редактору. И они предлагали что-нибудь сделать.
С открытками проще всего было работать, потому что времени было больше. Можно было по открытке в год делать. У меня так и получалось. А рисовал то, что хорошо знал и любил - это Подмосковье.
В этом смысле с иллюстрациями сложнее - книга в плане издательства. Сроки. А начинающему художнику нужно свою тему изучить досконально. То есть времени маловато было всегда. Видимо поэтому и не остался в иллюстрации.

А открытки - это первая любовь. К тому же их знают и помнят все. Это, кстати, и к дизайну относится - работы художника приходят в каждый дом в виде упаковки. Но это отдельная тема.

В конце 2012 года на мою электронную почту неожиданно пришло предложение о переиздании открыток. Тираж должен быть очень небольшой. Соответственно и оплата не большая. С одной стороны приятно, что мои открытки ещё кому-то нужны, а с другой стороны нужно было как-то это соглашение оформлять. Подумал-подумал и решил отказаться от предложения. Бумага для договора и время на его подписание дороже выйдут. Думаю иногда - смогу ли сделать новую открытку? Наверное смогу. Только людей на ней будет меньше. Это точно.

Информация взята с сайта М.Г. Матвеева.

открытки, это интересно

Previous post Next post
Up