Новогодние открытки Михаила Матвеева многие знают. Мне эти открытки очень нравится и мы решили узнать нельзя ли их напечатать, когда думали, что печатать к новому году. Так и познакомились с Михаилом Георгиевичем. Про условия не договорились, зато интересно пообщались:)
Открытки, кстати, только часть его творчества. Он занимается живописью, сделал много иллюстраций и обложек для книг. Работал на кондитерской фабрике "Красный Октябрь".
Или вот - сделал в 1979 году самую известную этикетку пива в СССР:
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/254316/254316_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/134492/134492_original.jpg)
Новогодняя открытка.
Первая, если не ошибаюсь, для издательства Изобразительной Искусство. Сделал её легко и не особенно напрягаясь.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/134227/134227_original.jpg)
Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство.
На этой открытке изобразил встречу Нового года в деревне так, как представляю. Высокая точка зрения даёт возможность показать много людей -кто чем занят и прочее. И пейзаж можно нарисовать до горизонта. Делал эту работу с большим удовольствием.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/135620/135620_original.jpg)
Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство. Бумага, акварель, гуашь. Изображен с изменениями посёлок Истра Красногорского района Московской области. Дома там, правда, из белого кирпича и расположены не совсем так, как изображено. Хоккейной коробки между домами тоже не было. Но ощущение уюта, обустроенности, тепла было. Жил я в этом посёлке с 1974 года до двухтысячных годов. Замечательные места - старая усадьба, пруды, лес и река Истра недалеко. Теперь поля застроили коттеджами, рядом проложили трассу Москва-Рига, а лес распродали. Оригинал больше натуральной величины открытки в два раза.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/135418/135418_original.jpg)
Новогодняя открытка. Издательство Изобразительное Искусство. Оригинал открытки больше оттиска в два раза. Бумага, акварель, гуашь. Оригинал открытки приобретён Никасом Сафроновым на вернисаже на Крымской набережной в 1994 году. Вынес я несколько работ (после своего фермерства в Тверской области) на вернисаж. Срочно нужны были средства. Разложил работы прямо на снегу. Подходит молодой человек с бородкой и длинными волосами. Присаживается. Смотрит работы и выбирает лучшие - этот оригинал открытки и "Натюрморт с банкой пива". Начинаем с ним торговаться. В итоге то ли пятьдесят долларов, то ли сто за две работы получил. Молодой человек ещё посетовал - работа неплохая, но шрифт сверху мешает. А шрифт я сам на открытках вручную писал. Раньше ведь компьютера не было. Или вклеивал надпись "С Новым годом", изготовленную фотопутём. Когда он ушёл, мне соседи говорят - Знаешь, кто это? - Нет, - говорю. - Это Никас Сафронов.
Так ушли две мои работы. Открытка хоть осталась в типографском оттиске. А натюрморт только в памяти остался. Сделан был гуашью и акварелью. Есть рисунок неоконченный литографский, но он не передаёт ни манеру, ни детали работы. Сейчас бы выкупил свой натюрморт за 10-ти кратную цену. Неплохая работа была. Хоть и учебная, для института, а делал для себя.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/135143/135143_original.jpg)
Новогодняя открытка. Издательство "Связь" Работа вырывается немного из общего ряда, но в издательстве Связь были другие требования. Более идеологизированные, что-ли. Да и к технической стороне относились там гораздо строже. Художники высшей квалификации работали. Реалисты.
Новогодние открытки начал делать потому, что их можно более лаконично в цвете решать. Силуэты на белом фоне. Конечно потом всё усложняется, но суть остаётся - графичность. Сюжет с ключами появился так. Попросили сделать открытку к Новому году. И вот размышляя что бы изобразить и просматривая чужие работы (как же без этого) наткнулся на замечательную работу - еловая ветка с шишками под снегом на фоне Кремля. И так здорово художник в цвете изобразил эту ветку, что мне захотелось использовать это настроение. Вместо Кремля нарисовал современную новостройку, а на переднем плане ключи от квартиры в коробочке от ювелирных изделий. Получилась открытка о дорогом подарке к Новому году.
Открытки сослужили мне хорошую службу. Во-первых именно благодаря открыткам смог перейти от дизайна к изображению реальности. Пусть и несколько неумело. Зато с любовью. Во-вторых именно открытки помогли мне поступить в полигрфинститут. Было мне тогда уже больше тридцати лет. Поступал на заочное отделение, на которое принимали издательских работников. И пришлось мне после просмотра в институте ехать в издательство "Изобразительное Искусство" за письмом, что я с ними сотрудничаю. Сейчас я понимаю, что просто не хотели допускать до экзаменов. Ведь приносил я на просмотр открытки, выпущенные издательством. Учёба в институте дала очень много. Можно было приходить на занятие со студентами дневного отделения. Рисовать обнажённую модель, пользоваться прекрасной библиотекой и изучать основы марксизма-ленинизма. В то время считалось, что художнику необходимо знать этот предмет. Одно плохо - перед моим поступлением из института ушёл Жилинский. Прекрасный художник и рисовальщик. На прощание ему один из педагогов сказал, что рисовать, дескать, Жилинский не умеет. Мир искусства не для слабых. Нужно быть готовым ко всему.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/135865/135865_original.jpg)
Новогодняя неопубликованная открытка.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mnogomnogo/52483743/134731/134731_original.jpg)
Эту работу сделал между делом. Быстро и легко почти ничего не изменяя и не переделывая. Оригинал куда-то подевался, открытки тоже. Нашёл работу в Интернете у коллекционеров и поместил здесь. Поэтому и размер получился другой.
Как заказы получал на открытку? Очень просто. Приходил в издательство с папочкой своих работ, показывал главному художнику или редактору. И они предлагали что-нибудь сделать.
С открытками проще всего было работать, потому что времени было больше. Можно было по открытке в год делать. У меня так и получалось. А рисовал то, что хорошо знал и любил - это Подмосковье.
В этом смысле с иллюстрациями сложнее - книга в плане издательства. Сроки. А начинающему художнику нужно свою тему изучить досконально. То есть времени маловато было всегда. Видимо поэтому и не остался в иллюстрации.
А открытки - это первая любовь. К тому же их знают и помнят все. Это, кстати, и к дизайну относится - работы художника приходят в каждый дом в виде упаковки. Но это отдельная тема.
В конце 2012 года на мою электронную почту неожиданно пришло предложение о переиздании открыток. Тираж должен быть очень небольшой. Соответственно и оплата не большая. С одной стороны приятно, что мои открытки ещё кому-то нужны, а с другой стороны нужно было как-то это соглашение оформлять. Подумал-подумал и решил отказаться от предложения. Бумага для договора и время на его подписание дороже выйдут. Думаю иногда - смогу ли сделать новую открытку? Наверное смогу. Только людей на ней будет меньше. Это точно.
Информация взята с
сайта М.Г. Матвеева.