"Я воспитала 43 ребенка и горжусь этим". История удивительной многодетной семьи

Feb 25, 2018 02:40

Интервью с Маргаритой Кундиковой, воспитавшей 43 ребёнка - 4 родных и 39 приёмных. Маргарита есть в ЖЖ: https://fima9898.livejournal.com .

Часть 1. Источник: https://lady.tut.by/news/life/538930.html



Маргарита и Сергей знакомы ещё со школы. 39 лет назад солнечный рыжий паренёк, смущаясь, взял из рук 13-летней девочки портфель и пошёл рядом. Молодые люди закончили учёбу, Рита дождалась избранника из армии, и они сыграли свадьбу. Бок о бок они шагают до сих пор.
- У нас папа - это глава семьи, папа - это мотор нашей семьи, без которого не едет машина! - с улыбкой признаётся Маргарита. Пролетела уже и серебряная свадьба, и 30-летие совместной жизни, а они по-прежнему не просто супруги, а единомышленники в самом широком смысле этого слова.

«Мы детей не выбирали, они выбрали нас…»
Когда родители впервые решили взять ребят из детдома (это было ещё при СССР, в 1990-ом году), в семье Кундиковых уже было трое детей. И в назначенный день старшие вместе с мамой отправились в соцучреждение. Маргарита вспоминает:
- Вот мы пришли в детский дом, там была очень хороший директор, она подошла, погладила по головке каждого, кого можно было взять в семью. Ну и так получилось, кто первый подошёл к нам, тех мы и забрали.
Сергей и Маргарита принимали под своё крыло мальчиков и девочек (иногда 3-ёх - 4-ёх сразу), которых другие пары не брали - тех, кого было сложно устроить в семью. Это дети-инвалиды, ребята, возвращённые прежними приёмными родителями, потому что они не понравились… Так с годами получилась большая и сплочённая семья.



- Наверное, нам просто повезло, такое стечение обстоятельств. Дети были очень дружные. Хотя, конечно, ревности немного было. Доставалось самой младшей моей - ей было 3 года. Ревновали старшие девочки. У неё были волосы длинные, а они с детского дома приехали с короткими. И вот отстригли ей косу эту длинную. Но это было только в первое время. Сейчас они, конечно очень тесно общаются.

«Дети не проходят через нашу семью, они остаются с нами навсегда»
Было время, когда в доме Кундиковых можно было услышать смех, плач и щебетание 19 детей. Родители с улыбкой вспоминают, как 1-ого сентября вели в школу радостных первоклашек, а рядом шли уже серьёзные и ответственные выпускники. Несмотря на то, что у ребят всегда была возможность списать друг у друга домашнее задание, перекопировать рисунки или чертежи, позаимствовать сочинения, мама с папой всегда были начеку. Да и ребят это мало прельщало. Так поступать в семье Кундиковых попросту не принято.
- Они у нас очень любили играть в школу. Кто-то был силен в языках, математике - они обожали возиться с малышами и объяснять им основы. Это было как-то заведено у нас многие годы, и оно так и продолжается - рассказывает Маргарита.



Бездельничать уже тем более некогда. Подъём в 6 утра, обязательная зарядка. Далее водные процедуры, завтрак, сборы на учёбу, потом домашние дела: сделать уборку в комнатах, навести порядок во дворе, покормить птиц - в хозяйстве куры, фазаны и даже павлины. По вечерам семейные собрания.
- В понедельник у нас день настольных игр, во вторник - поэтическая минутка: мы поэзией занимаемся, читаем стихи, заучиваем, сами пытаемся сочинять. В среду мы изучаем художников, картины обсуждаем.
Есть в семье Кундиковых и домашний театр. Кроме прочего мама учит девочек шитью, вязанию, вышиванию и кулинарным премудростям, в то время как папа показывает мальчикам, как починить кран и сколотить табурет. Придумать, чем занять свободное время ребят, Маргарите не сложно. По образованию она педагог и 10 лет проработала с малышами - была заведующей детским садом.



«Первое правило нашей семьи - нам никто ничего не должен!»
Старшему сыну Маргариты и Сергея сейчас 34 года, младшей девочке 8. Первое поколение детей давно выросло, они женились и нашли свой путь в жизни. В семье есть криминалист, строитель, повар, пекарь, швея, ветеринар, парикмахер, преподаватели математики, химии, физкультуры, иностранных языков.
- Дети выбирали то, к чему лежит душа. Некоторые шли по ступеням: сначала заканчивали колледж, потом поступали в университет. Сейчас многие уже сами родители - у нас 19 внуков!
Поднимать на ноги стольких детей стоит немало.
- Мы разное время переживали: Советский Союз и перестройка, и развал, и становление новой страны. Каждый период в жизни был по-разному интересен, по-разному труден… Все согласно закону: выплаты на детей, психологическая помощь, сопровождение, необходимое семье. Часть коммуналки возмещает государство - это очень большое подспорье. При необходимости, кому надо было, в санатории выделялись путёвки, в лагеря.



При этом родители не уставали повторять и объяснять, что в жизни всегда нужно надеяться на себя и рассчитывать свои силы.
- Наше первое правило: «нам никто ничего не должен, мы должны все делать сами». Например, у нас сын захотел заработать себе на дом - уехал на работу в США. И там остался. Он не ждёт ни льготные очереди, ни квартиру, которую должны были выделить, как сироте… Он захотел дом, при том большой, построить для своей семьи.
Основа основ, которую Маргарита всегда старалась заложить в детей,- при любых обстоятельствах и жизненных неурядицах оставаться человеком. Добрым, внимательным и отзывчивым. Уметь не только сопереживать, но и радоваться чужому счастью и победам.



«Обидно, что общество зачастую принижает институт приёмного родительства»
Упрёки из разряда «зачем так много», «они все вырастут недолюблеными», «вы наживаетесь на детях» Маргарита и Сергей слышали за свою жизнь не раз и не два. Раньше переживали, а теперь просто не обращают внимание. Они считают, что проблема в том, что людям сложно радоваться счастью других.
Запрета на общение с биологическими родителями у детей никогда не было. Они могут позвонить или попросить о встрече. Было и восстановление семьи. Мать одной из девочек нашла в себе силы оставить прошлое, найти достойную работу и вернуть дочь.



- Вы знаете, мне всегда обидно, когда у детей родные тёти и дядя педагоги, а ребёнок воспитывается у меня, - рассказывает Маргарита. - Вот это мне не понятно, почему не смогли забрать к себе. Я никогда не обижаюсь на биологических родителей моих детей. Я обижаюсь на их родственников. По-всякому может сложиться жизнь у каждого. Но я знаю, что, если что-нибудь случилось у моих родных, я бы забрала именно к себе всех деток.
Кундиковым случалось переживать разное. Близкие родственники приёмных ребят следят за их жизнью, в том числе, и в соцсетях. Были случаи, когда биологическая родня врывалась в дом и начинала выяснять, почему ребёнок спит на этой кровати, а не другой.

«Я уже вижу результат своего труда»
Каждое утро Мамы (не можем не написать с большой буквы) начинается со звонков из разных городов страны. «Доброе утро! Как ваши дела?» Родные голоса делятся своими новостями, интересуются жизнью в семье и приглашают в гости.
- Мои дети выросли очень дружными. Они очень хорошо общаются между собой.



Размышляя над тем, как всё сложилось, Маргарита признаётся, что если бы не взяла на воспитание приёмных детей, то родила бы своих. Не столько, конечно, но всё же. И сейчас ей очень приятно наблюдать плоды своих бессонных ночей, потраченных нервов и вложенных стараний.
- Самый счастливый момент - это рождение внуков. Это свадьба моих детей. Мне повезло - я уже вижу результат своего труда. Моим старшим приёмным детям далеко за 30. Я вижу, что всё было не зря, что они замечательные мамочки и папочки. Это то, к чему я и стремилась всю жизнь.
Обращаясь ко всем тем, кто задумывается стать родителем и воспитателем детского дома семейного типа, Маргарита Кундикова настаивает: не стоит брать детей, находясь в «розовых очках». Их придётся снять! Жизнь - сложная штука. Будут и трудности, и радости, и слёзы, и смех. Но человек должен чётко представлять, что его ожидает, и в то же время не бояться.

(Все фото из личного архива семьи Кундиковых.)

Часть 2. Источник: https://lady.tut.by/news/life/544660.html



Их дом открыт для всех: мы спокойно вошли внутрь и искали хозяйку в лабиринте комнат и коридоров, пока наконец не застали ее на кухне. Смысла закрывать двери нет: каждые 10 минут из школы возвращается очередной ребенок, после чего все они ходят погулять то во двор, то обратно.



Обвинения комментаторов, красивая жизнь и сложности
- Каждый ребенок пришел к нам уже со своей историей, - сразу же подчеркивает мама семейства Маргарита. - Их трудно приучить к порядку, трудно научить любить друг друга, трудно объяснить, что ты нужен - в первую очередь сам себе.
Женщина объясняет: дети приходят в семью в таком состоянии, что они не любят не просто никого - даже себя. Они разочарованы в судьбе и не верят в будущее.



- Непросто понять нашу жизнь. Это может сделать только тот, кто тоже живет с такими детками, и не один год. Иногда, читая комментарии на вашем ресурсе, я удивляюсь, насколько легко люди разводят чужие трудности руками и преуменьшают величину сложностей, - замечает Маргарита.
Женщина уже даже не огорчается из-за того, как легко люди очерняют чужую работу с детьми и в ней видят двойное дно - в частности, меркантильность. Стоит быстро окинуть взглядом дом Кундиковых - и становится понятно: о горах золота здесь речи не идет. Все очень просто, если не сказать скромно.



- Видите, у нас дома нет ничего выдающегося. Все по-простому - как у всех. Вот ребята, которые делали двери, два дня наблюдали, как мы живем. Они видели - это тяжелый труд. Но ведь самое главное - ребенок, чтобы каждый был здоровым.
Маргарита предлагает познакомиться с маленькой Снежаной. В семью она пришла с ДЦП. Но Кундиковы сделали все, чтобы поправить здоровье девочки: сделали операцию на ноге, в планах - подлечить руку. Внешне Снежана ничем не отличается от своих братьев и сестер: так же смеется и бегает, играясь во дворе.



- Да, очень хочется жить красиво! - признается мама семьи. - Нам сложно и в материальном плане. Но, знаете, сейчас так же сложно живет вся страна. Поэтому плакаться, извините меня, по поводу не купленной тряпочки, это смешно.

«Если надо будет, я еще двадцать куриц возьму!»
При всем этом семья на заднем дворе держит целый зоопарк. В Кличеве прекрасно уживаются три павлина, уточки-мандаринки, фазаны, рябые декоративные курочки, павловские петухи, а также много-много менее примечательных пернатых. Для разведения особей Кундиковы построили отдельный цыплятник.



- Кто-то может сказать: «Ой, вот лучше бы деньги так на что-то потратили». А если вдуматься? Что такое птица для деревенского ребенка? Что-то понятное и знакомое. Представляете, как сельские дети в город вырываются? Им нужно зацепиться за что-то, для них все чужое: люди, дети, взрослая женщина, которую почему-то надо называть мамой. С какой стати? И наш «зоопарк» помогает им адаптироваться.



Маргарита объясняет, что процесс притирки к семье происходит болезненно. Доходит до того, что запах в доме не такой или кровать не нравится. Хотя раньше, возможно, у ребенка вообще не было своего спального места. Однажды на воспитание к Кундиковым попал 16-летний мальчишка, который состоял на учете в милиции и учился в особых школах. Ему так и не удалось стать членом семьи: кое-как вытерпел полгода строгого распорядка - и уехал на учебу в спецучреждение.
- Можно обнять собачку - и она будет лизать твой нос независимо от того, чужой ты или нет. И тогда ребенку становится спокойнее, - объясняет женщина. - Если детям надо будет, я еще двадцать этих куриц возьму!



Маргарита не может не улыбнуться, рассказывая, как дети проявляют себя во взаимоотношениях с животными: бегут из курятника через весь двор с яйцом в руке - как «добытчики». Иногда «копание» на огороде тоже помогает наладить общение. Однажды зимой Кундиковы взяли из приюта мальчика, а весной, когда пахали грядки, он встал с ними рядом, принялся нюхать землю и говорить: «Как дома!» Так запах стал ключиком к его сердцу.



Кроме птиц, Кундиковы держат еще трех собак: два йорка и одну черную дворняжку - Лунтика. Но зовут его так не из-за персонажа популярного мультика, а потому что собака «с Луны свалилась»: попала в семью случайно. Вот такое большое хозяйство.

«Иногда надо поговорить один на один»
Животные - не единственные помощники Маргариты в воспитании. Только в гостиной у Кундиковых стоит пять стеллажей с книгами - от пола и до потолка.
- Мы читаем вслух по вечерам. Обычно это делают те, кто умеет с выражением, но стараемся, чтобы каждый понемножку пробовал. Иногда читаем долго и мучительно какую-то книгу. Например, недавно была такая - вы не поверите - «Улица младшего сына». Книга Льва Кассиля, о детстве военного времени.



Маргарита отмечает, что современным ребятам не понять терминологию, которая использовалась в советских книгах: очень многих слов дети просто не знают. Партия, комсомол, коммунисты…
- С таким же успехом пришлось бы и «Спартака» объяснять. В целом знание истории хромает…
Но самые душевные вечера - это совместные чаепития. Нередко за столом в семье обсуждают наболевшие проблемы.
- Не бывает такого, что только дети ко мне приходят, или исключительно я инициатор разговора. Иногда назревает общая проблема, которую нужно обсудить, но есть и те части беседы, которые должны проходить наедине. Ребенок тоже хочет, чтобы его выслушали, ведь это может быть и «большой секрет».

Прожить до 27 лет - и ни разу не видеть сирот
После откровенного разговора о сложностях воспитания приемных детей, интересуемся у Маргариты: как самой себе она объясняет такое сильное желание отдаваться детям?



- Наверное, это внутреннее состояние человека, - отвечает женщина. - Я всю жизнь любила детей. Мне нравилось с ними работать: я сама «дошкольник». Между прочим, раньше не было столько детей-сирот. В детском саду я проработала десять лет до того, как я взяла первого ребенка. Ко мне в группу водили детей - и по три, и по четыре, и по пять от семьи. Да, они все были одеты скромно, но ухоженно, чистенько.
С сиротством женщина встретилась лишь тогда, когда стала уже заведующей детским садом. Коллектив отправили на курсы и в качестве «познавательного элемента», кроме прослушивания курса психологии, повели в детский дом.
- Вот тогда я впервые столкнулась с детьми-сиротами. Вы представляете, прожить до 27 лет - и не знать, что такое сироты! - восклицает Маргарита.



По словам мамы семейства, раньше оставленные родителями дети были настолько закрыты от общего пространства, что обычные люди даже не знали о них. Сироты жили своей жизнью: например, ходили в отдельные школы, на окраинах. Так не было, как сейчас, что эти проблемы обсуждались. Тогда их просто замалчивали. Но повального сиротства попросту не было.
- Выпивали, да. Но в то же время умудрялись как-то и детей смотреть. И при таком, прямо скажем, негативном явлении, они вырастали нормальными людьми.
Хотя при этом, отмечает женщина, детских домов и домов ребенка все-таки было очень много. Маргарита уверена: то, что она не столкнулась с этим явлением в юности, - счастье.
- Первая реакция при знакомстве с сиротами была такой: «Как?! Как такое может быть?» Сначала это поразило. Потом удивило. Потом я подумала: «А что я могу сделать?..» При этом мы не какие-то там особенные. Обычная семья.


интервью с других сайтов

Previous post Next post
Up