Первый ракетный мотоцикл

Feb 08, 2016 10:00



Старая фотография. Она была сделана в 1929 году. И на ней, как видите, изображен мотоцикл с реактивным двигателем. Как вы думаете, кто отважился на столь смелый и опасный эксперимент? Готов поспорить, что вы знаете название этой известнейшей европейской фирмы...



Не буду испытывать ваше терпение и отвечу на поставленный вопрос сразу. Это Opel! И Opel, между прочим, это не только "Das Auto." Вы, кстати, знали, что этот, широко использующийся в современной рекламе слоган, был придуман вовсе не Фольксвагеном? Его авторство принадлежит Опелю. И впервые он появился еще в 1965 году, когда на рынок вывели Opel Kadett B. Но наша история начинается еще раньше.



В начале прошлого века компания Адама Опеля только делала первые шаги в автоиндустрии и параллельно с автомобилями (которые можно было так назвать лишь с очень большой натяжкой) производила велосипеды, швейные машинки (как мне нравится немецкое слово "нахмашинен"!) и, правильно, мотоциклы! С этого, в общем-то, начинали едва ли не все автопроизводители.



Ранние мотоциклы Опеля, по большому счету, представляли собой просто велосипеды с 1-2 сильными моторчикам. Впрочем, в те годы и Harley-Davidson был не лучше. Модель, которую вы видите на картинке сверху, уже считалась продвинутой. На нее устанавливался рядный двухцилиндровый двигатель с электрическим зажиганием! Его мощность составляла 3,5 л.с. Такими были мотоциклы Opel в 1905 году.
Но уже через два года все неожиданно закончилось. Руководство компании посчитало, что выпуск автомобилей и швейных машинок выгоднее и закрыло мотоциклете подразделение.



Возобновить производство мототехники решили уже после Первой мировой войны. В начале 20-х Opel вдруг сделал сразу несколько довольно успешных моделей, которые неплохо продавались и даже участвовали в мотогонках. А в 1927-м на Опеле выпустили первый "настоящий" тяжелый мотоцикл с 16-сильным 500-кубовым мотором (на фото вверху). Разрабатывали его при содействии известной в те годы мотоциклетной компании Elite-Diamant Motorrad. Кстати, уже на следующий год она целиком перешла под контроль фирмы Opel. Это говорит о том, что мотоциклами решили заняться всерьез.



Совместными усилиями была разработана принципиально новая ходовая часть с рамой из массивного штампованного профиля. А на этом шасси построили сразу два мотоцикла. Один из них выпускался под маркой Diamant (на фото вверху) и назывался он Neander...



... а второй под маркой Opel. Его назвали Motoclub 500 (на фото). Главные отличия были в разных двигателях и передних вилках. Но мы не будем вдаваться в технические тонкости - оставим их для специализированных изданий. Для неспециалистов же отмечу - шины на оригинальном Opel Motoclub 500 действительно были красными! Это в 1928 году! И пусть нам не рассказывают современные шинники, что изготовление цветных покрышек - это слишком сложный и дорогой процесс.



Забегая вперед, скажу, что это был последний мотоцикл под маркой Opel. Уже через год американский концерн General Motors на корню купил предприятие имени Адама Опеля и закрыл всю мотопрограмму. В GM, как известно, разговор с дочерними брендами и предприятиями всегда был короткий. Сегодня, кстати, ничего не изменилось. Только за последние годы этим монстром были угроблены Hummer, Oldsmobile, Pontiac, Saturn и SAAB...



Что-то я опять отвлекся. В мотоциклетной истории Опеля была еще яркая завершающая точка, о которой я обещал рассказать в самом начале. Яркая, как звезда. Точнее, даже - комета. Причем, в прямом смысле слова.



Мотоцикл Opel Motoclub приглянулся Фрицу фон Опелю - одному из сыновей отца-основателя и совладельцу компании (на фото). А еще спортсмену, мото и авто гонщику. Как сейчас бы сказали - экстремалу. И у Фритца, надо сказать, был бзик. Очень уж ему хотелось установить рекорд скорости. Сделать это он хотел при помощи... пороховых ускорителей! Куда он их только не прилаживал. На автомобиль - это само собой. А еще были железнодорожные дрезины и даже самолеты! Но дело как-то не шло.



Взглянув как-то на мотоцикл, выпускаемый собственной фирмой, он решил - ходовая часть, мол, у него крепкая, должна выдержать экстремальные нагрузки. Сказано, сделано. Заднее колесо закрыли обтекателем, а по бокам прикрепили сразу шесть пороховых ускорителей. По три с каждой стороны. Так появился первый в мире реактивный мотоцикл! А вы говорите - Супермен, Бэтмен... До их первого появления оставалось еще пол века!



Рекордный заезд должен был состояться 23 мая 1928 года. На тот момент абсолютный рекорд скорости для мотоциклов составлял "всего" 206 км/ч. Чисто теоретически, Фритц мог бы его побить. По крайней мере, тогда так казалось. Но из соображений безопасности ему запретили это сделать. Заезд так и не состоялся.
Но уже в следующем году другой гонщик - некий Люрс (Luhrs) решил повторить попытку Фритц фон Опеля. Правда, он поставил на мотоцикл уже не шесть, а целых 14 (!) пороховых ускорителей. На заглавном фото их хорошо видно. История умалчивает о том, что там пошло не так, но рекорд так и не был побит...



... зато компания Opel вошла в историю не только как один из старейших мотопроизводителей в мире, но еще и как создатель первого реактивного мотоцикла. Вот вам и "Das Auto"!

история, мотоцикл, Германия

Previous post Next post
Up