Архивное: биографическое интервью Глеба Павловского и Сергея Чернышева, 2015

Mar 04, 2023 17:17

image Click to view


Октябрь 2015 года.

Текст этой беседы - здесь: "Жизнь длиною с ладонь.Советский мир без лидеров и проектов: локальные поиски идеала"

Павловский: "Мы жили в среде, определявшей себя исключительно через историю: через мировую войну, революцию, Гражданскую войну, ежовщину. Вокруг нас жили действующие лица всех этих сюжетов, они не прятали это. Прятали документы о своих исторических определенностях, фольксдойче не напоминали, что у них были удостоверения фольксдойче, члены Бунда и партии социалистов-революционеров тоже не очень щеголяли партийным прошлым. Семья была насквозь беспартийная, и я лишь случайно узнал, что дед в 1917-м недолго был эсером. Но что из этого было историей, не так просто понять. Потому что Одесса ведь была камуфляжным историческим предметом. История была ее защитным кожухом, она прикрывала и если акцентировалась, то нарочитым образом. Мы все, конечно, знали, что были Дерибас, Воронцов, Пушкин в Одессе. Но это было как бы безопасное прошлое. А уже с революции начиналось опасное. И тут Одесса выходила вперед с поддельной колясочкой Эйзенштейна и с криком «Броненосец “Потемкин” - это я!». Хотя не имела к этому ровным счетом никакого отношения. Так же и Гражданская война, которая нельзя сказать, чтобы чересчур героично была проведена Одессой. Зато она была выиграна нами как водевиль. Только Одессе удалось навязать советской власти войну как водевиль. Попробовали бы вот в Ленинграде с этим выйти или в Харькове. А мы, мол, танцевали, смеялись, и как-то сама собой установилась советская власть.

Потом опять-таки - «ты одессит, Мишка», Бернес, Утесов, трали-вали, зато Одесса - первый город-герой СССР.

Одесса упаковала свою, мягко выражаясь, непролетарскую рожу в набор советских киномифов, которые служили нам отмазом, как поддельный паспорт Высоцкого в кинокомедии про Гражданскую войну. Миф помогал проходить через все кордоны, белые и красные. Трудно сказать, где мифы, а где история, где использование истории в форме мифа.

Но все это жило. Как я считал, однажды все опять вернется в состояние, которое Тернер называет «коммунитас», то есть в революционный расплав, и возобновится в подлинности. То есть опять будут стрелять, расстреливать, опять надо будет прятаться от казачьих патрулей, как у Катаева, - с ранцем, полным патронов. И это нормально! Ненормально, что этого нет. Ненормально было, что истории недостает. Здесь возникала трещина."

замечательные люди, история советского общества, как писать историю, цитата, архив работы на сайте "Гефтер"

Previous post Next post
Up