Об Олеге Игоревиче Генисаретском

Jul 19, 2022 13:00

В электронном журнале Vox (теперь я состою членом его редакции) вышел мой короткий очерк об Олеге Игоревиче Генисаретском, - о том, как он философствовал вслух. Частично включил в в него эту свою прошлую заметку. Очерк написан немного наспех, но мне важно было, - самое главное - произнести слова поминовения. Но чтобы помянуть философа, лучше всего продолжить философствовать, с ним вместе; я попытался.

КАК ГОВОРИЛ ГЕНИСАРЕТСКИЙ.

DOI: https:/doi.org/10.37769/2077-6608-2022-37-12

Аннотация: Этот очерк написан в память о философе Олеге Игоревиче Генисаретском (28.02.1944 - 11.05.2022) и состоит из двух частей. Его основная цель - представить особенности философской речи Генисаретского. В первой части кратко обсуждается его традиционализм и философский артистизм. При этом использовано понятие философского жеста как «указания на возможное другое, которое, однако, могло бы стать нашим». Во второй части обсуждается особенность его устной философской речи исследования возможностей. Такая речь всегда ситуативна. Она позволяет пережить полноту существования.
Ключевые слова: О. И. Генисаретский, традиционализм, философская речь, философский артистизм, философский жест.
HOW SPOKE GENISARETSKY Abstract: This Essay written in memoriam of Russian Philosopher Oleg Igorevich Genisaretsky (28.02.1944 - 11.05.2022). Its main intention is to study specific features of Genisaretsky’s philosophical speech. There are two parts. In the first part is discussed Genisaretsky’s traditionalism and philosophical artistry. A concept of philosophical gesture is applied there. The concept is defined as “pointing at possible Other that could, somehow, become ours”. The second part dedicated to specificity of Genisaretsky’s speech as research of potentialities. A speech like this is always framed by the concrete situation and gives a possibility to feel the plenitude of existence.
Keywords: Oleg Genisaretsky, philosophical artistry, philosophical gesture, philosophical speech, traditionalism.

Жест указывает направление, но не говорит, что это такое там. Если бы Генисаретский давал ответы, он бы, может, превратился в гуру. Однако это его не интересовало, он заботился о своѐм движении, а не о том, чтобы кого-то куда-то вести. «Вести за собой куда-то» - не дело философов. Но указывать на присутствующее другое - вполне их дело, может быть, их особый внутримировой долг. Расширять возможности (потенциальности) жизни. Важнейшее в жесте - само его раскрытие, движение «от себя» куда-то ещѐ. Разговоры Генисаретского были насыщены такими приглашениями к раскрытию, обращению лицом к тому, что может быть, что может статься, что возможно. Пусть я в данный момент и не подозреваю об этом.

Значение философов, различимое только после того, как те перестают философствовать, выявляется в мере неповторимости их философских жестов.



О. И. Генисаретский. Фото В. Сачкова.

замечательные люди, антропология телесности, философия, текст, философия в современной России, мои статьи, academica, театральное

Previous post Next post
Up