"Все информантки-преподавательницы смогли вспомнить случаи домогательств к студенткам в их вузе"

Mar 06, 2021 12:53

На сайте Фонда Фридриха Эберта опубликован доклад Юлии Островской и Ольги Мирясовой "Проблема харассмента в высшей школе" с подзаголовком "Предпосылки для профсоюзной работы по продвижению ратификации Конвенции МОТ № 190".

Выводы (с.16):
"В ходе исследования мы пришли к выводу, что в вузах, как и во многих других сферах занятости, жертвами гендерно обусловленного насилия и харассмента непропорционально часто оказываются женщины; на данное время харассмент в вузах чаще всего проявляется в домогательствах преподавателей-мужчин к студенткам-женщинам. То есть именно в тех отношениях, где асимметрия власти проявляется особенно ясно.

Все информантки-преподавательницы смогли вспомнить случаи домогательств к студенткам в их вузе; многие отметили случаи домогательств в свой адрес в тот период, когда они сами были студентками. Эти истории становились предметом обсуждения в коллективе, хотя, как правило, не выходили в публичную сферу. Некоторые преподаватели (-ницы) рассказали, что они лично сталкивались со случаями харассмента, работая на позициях ассистентов (-ок), научных сотрудников (-ниц) или профессорско-преподавательского состава, или слышали о таких случаях по отношению к преподавателям.

Практики, которые мы относим к харассменту и с которыми сталкиваются студенты (-ки) и сотрудницы российских вузов, разнообразны по формам: от замечаний по поводу внешности, неуместных шуток, создания сексуализированной атмосферы до нежелательных физических контактов, предложений интимных отношений и изнасилований. Домогательства в социальных сетях, в онлайн-переписке фигурируют среди форм харассмента довольно редко. Часто харассмент - это лишь вершина айсберга, сигнализирующая о практиках использования властных полномочий для извлечения личной выгоды, сексистской атмосфере в организации и пренебрежении базовым правом на уважение личного достоинства. Структурное угнетение (дискриминация лиц, находящихся на более низких статусных позициях) встроено в практики коммуникации, правила и институты и находит отражение в организационной культуре, что также способствует домогательствам.

Необходимо начать обсуждение комплекса мер, которые администрация вузов, трудовые коллективы и студенческие объединения могут принять для противодействия и профилактики практик харассмента в сфере высшего образования. Выводы исследования говорят о том, что случаи харассмента, связанные с прямым физическим насилием, в вузах довольно редки. Вместе с тем любые практики, сопровождающиеся психологическим или физическим насилием, способны причинить страдания как непосредственным участникам, так и свидетелям, будь то сотрудники или студенты. Таким образом, администрациям образовательных учреждений и соответствующим профсоюзам необходимо принимать меры, направленные в первую очередь на предотвращение насилия и харассмента в образовательных учреждениях, а также на создание атмосферы, в которой молодые люди могут учиться, а учителя могут выполнять свою работу в здоровой и безопасной обстановке.

Первым важным шагом на пути решения проблем харассмента и гендерно обусловленного насилия должно стать признание со стороны администраций вузов и профсоюзов того факта, что харассмент (как одна из форм дискриминации) является одной из форм нарушения прав работников (студентов, слушателей). Основным видом работы в направлении создания безопасной среды может стать профилактика (превенция) харассмента; открытое обсуждение проблемы харассмента и домогательств с сотрудниками мужского и женского пола; информирование о природе, масштабах и последствиях харассмента и домогательств.

аспекты биополитики в России и мире, цитата, Россия- гендерные отношения, Россия - опыты её описания и объяснения, academica

Previous post Next post
Up