Гуманитарные итоги 2010-2020. Литературное издание десятилетияПортал Textura продолжает серию опросов, направленных на исследование гуманитарных итогов прошедшего десятилетия (2010-2020 гг.) Вслед за трёхчастным опросом о книге десятилетия (см.
часть I,
II,
III) в нашем новом выпуске мы попросили десять экспертов - литературных критиков, филологов, писателей, - ответить на три вопроса:
- Какое литературное издание (журнал, газета, интернет-издание: одно) Вы бы назвали «изданием прошедшего десятилетия» (2010 - 2020)? Чем оно для Вас важно в личностном смысле - и чем в литературном?
- Расскажите, пожалуйста, об истории Вашего знакомства и, возможно, сотрудничества с этим изданием, о главных его публикациях.
- Что, на Ваш взгляд, определяет успех литературного издания в Ваших глазах сегодня, в 2020 году, - качественный контент, внятная эстетическая позиция, сочетание всего перечисленного, - и как ситуация в этом отношении поменялась за прошедшее десятилетие (если поменялась)?
На вопросы отвечают Кирилл АНКУДИНОВ, Владислав ТОЛСТОВ, Антон АЗАРЕНКОВ, Анна ГОЛУБКОВА, Евгений АБДУЛЛАЕВ, Ольга БУГОСЛАВСКАЯ, Анаит ГРИГОРЯН, Александр МАРКОВ, Александр ЧАНЦЕВ, Михаил НЕМЦЕВ
Мои ответы:
1. Присмотревшись к себе и к своей жизни за это истёкшее десятилетие, я не могу назвать какое-то одно такое издание. С одной стороны, меня интересуют отдельные авторы или темы, а не место их публикации. За это десятилетие я так много разного почитал (и столь многое меня перестало интересовать), что никак не могу обсуждать издания в единственном числе.
2. Получается, что как-то даже и нечего рассказать…
3. Этот вопрос встаёт передо мной, если я задумываюсь о литературном издании, к которому имею непосредственное отношение, - это ежегодный альманах
«Реч#порт». Каждый год он создаётся в Новосибирске группой поэтов, писателей и художников (обоих гендеров), к которой я тоже исторически принадлежу (и это единственная литературная группа на свете, чьё мнение о поэзии на меня всерьёз влияет) из материалов, опубликованных за год на странице «Реч#порта» на «Сигме». Это настолько независимое литературное издание, насколько это вообще возможно. С моей пристрастной точки зрения, очень качественное. «Качественный контент, внятная эстетическая позиция», да, всё это есть. Сейчас идёт работа уже над пятым номером. Постсамиздат с очень ограниченным тиражом. Но понятно, что он мало к кому попадёт в руки. И даже десять-пятнадцать номеров спустя «Реч#порт» вполне может остаться таким вот микротиражным самиздатом. И подобных изданий существует, может, с десяток, а может и больше. Во всём мире - сотни. И вот вопрос, что является «успехом» в применении к зданию такого рода? - И как (как и можно ли вообще) говорить об «успехе» в таком случае? Можно ли к нему стремиться?.. Не знаю. Склоняюсь к мысли, что в нашем обычном языке вообще не найдётся подходящего слова для обозначения того «достижения», которое может достигать такое издание. Слово «успех» в нашем современном его употреблении семантически и генеалогически связано с экспансией. Можно ли достичь «успеха» в самодостаточном наращивании качества делания того, что любишь делать (например, писать стихи)? Может быть. Но не говорят же о пустынниках, что они «достигли успеха в молитвенных упражнениях». В общем, не о том «успехе» надо думать. Кстати, что поменялось за последние десять лет? Может быть, стало больше суеты.
Альманах "Реч#порт". фото Виталия Шатовкина -
отсюда