"Почитания новомучеников в России не сложилось. А мы гордимся тем, чего надо стыдиться"Протоиерей Георгий Митрофанов -на "Правмире"
О богословских, политических, источниковедческих проблемах канонизации новомучеников и исповедников Российских. Очень полезный материал.
"Можно ли назвать мученическим подвигом гибель жертвы политических репрессий, которая во многом уже была предопределена, и человек не мог даже отречением от Христа спасти свою жизнь?
Несчастный священник, подобно несчастным бывшим помещикам, купцам, профессорам, чиновникам, генералам был обречен просто по разнарядке получить смертный приговор или многолетний срок заключения. И ничего уже не могло изменить его судьбу, разве что какое-то активное сотрудничество со следствием, но здесь мы погружаемся в совершенно другую сферу, и о святости говорить уже просто не приходится.
Этот обреченный священник оказывается скорее страдальцем, чем героем.
Вообще изучая вот уже тридцать лет историю гонений на Церковь в России ХХ века, я слово “герой” на дух не переношу.
Это чисто языческое представление о человеке. И чем чаще я вспоминаю свидетельства крестной смерти Христа, тем больше начинаю понимать, насколько не применим ко Христу этот титул героя, который нередко применяют ко многим святым, в том числе к мученикам, тем самым подчеркивая какой-то их сверхчеловеческий статус. Но люди не призваны быть героями, хотя мера терпения у каждого человека, конечно, своя.
В комиссии по канонизации годами велась дискуссия, особенно когда мы изучали репрессии 1937 года, можно ли физическими истязаниями добиться от человека любых показаний. Одни говорили, есть пусть и очень немногие люди, которые могут превозмочь все истязания, а их оппоненты не соглашались, подчеркивая, что можно любого человека довести до такого состояния, что он даст любые показания, лишь бы хватило времени и умения его палачам, а у страдальца, к его несчастью, был крепкий организм. Я склонен согласиться со второй точкой зрения: человек не сверхчеловек. Да, может случиться “чудо” - он умрет, но это единственное чудо, которое помогает человеку в такой ситуации."
Мученица Мария Гаврилов-Ямская. Фото
отсюда. О ней
-н
а сайте Ярославской епархии РПЦ МП: "Мученица Мария (Мария Федоровна Данилова) родилась в 1884 г. Дочь рабочего-ткача, она также работала ткачихой. Увлеченная идеями революции, Мария Федоровна вступила в партию большевиков, но, убедившись в антихристианском духе коммунистического учения, вышла из нее, став ревностной православной христианкой. В октябре 1936 г. в пос. Гаврилов-Ям была закрыта церковь. Мария Федоровна ходила по деревням и собирала подписи прихожан против закрытия церкви, ездила в Ярославль и Москву ходатайствовать о ее открытии. Верующие, воодушевленные Марией Федоровной, пришли в сельсовет с требованием открыть церковь, но были разогнаны милицией. Это событие стало поводом для ареста Марии Федоровны. Она была осуждена на десять лет изгнания и, отбыв почти весь срок заключения, преставилась в концлагере 12 января 1946 г."
Дом, в котором жили мои бабушка и дедушка в Гаврилов-Яме в пяти минутах от этой церкви, они тоже работали на ткацкой фабрике (весь Гаврилов Ям тогда там работал) так что, я думаю, они как минимум лично её знали. Не придаю этому особое значение, но внутренне всё равно как-то рад этому.