Подходит к концу долгий судебный процесс по делу историка, исследователя мест захоронений жертв политических репрессий, первооткрывателя Сандормоха, председателя Карельского Мемориала, Юрия Дмитриева. Вероятнее всего уже в феврале будет вынесен приговор.
Напомним, что это уже второе дело против Дмитриева, в апреле 2018 года суд Карелии оправдал его, однако вскоре Дмитриев был арестован снова. В обоих случаях Human Rights Center Memorial признал Дмитриева политзаключенным.
"Мы считаем, что оправдательный приговор Юрию Дмитриеву, вынесенный 5 апреля 2018 года был законным и обоснованным, а его отмена - нет.
Мы считаем, что обвинения против Дмитриева надуманы и не выдерживают правовой критики. У нас есть основания полагать, что он стал неугоден в силу своей профессиональной деятельности (восстановление памяти о жертвах сталинских репрессий), независимых политических взглядов, привлечения мировой общественности к ежегодным Дням памяти жертв Большого террора на мемориальном кладбище Сандормох.
Регулярно в Сандормох приезжают многочисленные делегации из Балтийских республик, Польши, Украины (в Сандормохе в 1937 году расстреляли цвет украинской интеллигенции и много польских ксёндзов) и других стран. Дмитриев на протяжении многих лет являлся одним из организаторов Дней памяти 5 августа, принимал в Сандормохе делегации со всего мира.
Все это, по всей видимости, вызывало раздражение местных властей и побудило их к ответным действиям. 4 августа 2016 г., накануне очередного Дня памяти, на всероссийском телеканале Минобороны Звезда вышел сюжет «Вторая правда концлагеря Сандормох: как финны замучили тысячи наших солдат», в котором со ссылкой на документы ФСБ утверждалось, что в Сандармохе захоронены также порядка 20 тыс. советских военнопленных, расстрелянных финнами в годы II Мировой войны. Авторы материала заявили, что эти «сенсационные исследования, не вписываются в исторические исследования Мемориала». Подзаголовок текстовой версии новости гласит: «До недавнего времени считалось, что лесной массив Сандормох неподалеку от Медвежьегорска в Карелии является местом тайных захоронений жертв массовых политических репрессий 1937-38 годов». «Ежегодно в дату начала «Большого террора», 5-7 августа, здесь поминают погибших. Но - не всех, - отмечается в сюжете Звезды. - Основная масса военнопленных осталась верна присяге и воинскому долгу. Вот их-то в первую очередь финны уничтожали. А тела закапывали в тех же местах, где находились захоронения политзаключенных. И достаточно странно, что Мемориал разделил найденные в Сандормохе останки на «своих и чужих», оставив кости военнопленных недостойными внимания». Т. е. фактически Мемориал обвинили в глумлении над останками советских воинов.
Отметим, что, по мнению профессиональных российских, скандинавских и других историков, никаких данных о захоронениях советских военнослужащих в Сандармохе нет вообще. Документ, который авторы сюжета демонстрируют зрителям, в действительности - донесение СМЕРШ о лагере военнопленных в Медвежьегорске на 250 человек, располагавшемся в другом месте: в бывшем лагпункте БелБалтЛага, и при этом в донесении сообщается о расстреле двух (!) пленных.
Очернительный видеосюжет, подготовленный затем телеканалом Россия-24, где говорится о деле Дмитриева и о Мемориале, дает основания полагать, что это дело используется как часть пропагандисткой кампании против Мемориала, объявленного «иностранным агентом».
ПЦ Мемориал, согласно международному Руководству по определению понятия «политзаключенный», находит, что это уголовное дело является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности Юрия Дмитриева и его коллег. Лишение свободы было применено к обвиняемому при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Мемориал считает Юрия Дмитриева политическим заключенным и требует немедленно его освободить.
Мы также требуем привлечь к ответственности лиц, причастных к незаконному преследованию Дмитриева.
ОТСЮДА