Nov 08, 2014 00:58
У советского писателя Евгения Воробьева есть рассказ "Нет ничего дороже". Сюжет его прост. Летом через три года после войны молодой мужчина Леваов, бывший сапер, приезжает в маленькую деревню в Смоленской области, где в июне 1944 года погиб его друг. Он же сам его и похоронил, и приехал теперь навестить. В деревеньке - своя жизнь, разные люди живут ещё в землянках... строятся, рабтает школа, председатель слушает радио и переживает о международном положении и т.д. (всё типично для рассказов своего времени, узнаваемо). Между деревней и Днепром обнаруживается большой луг, огороженный колючей проволокой; это -минное поле, которое некому разминировать. Все ходят к реке в обход, конечно, кто-то иногда подрывается... Левашов постепенно "заводится", едет в Смоленск в штаб разминирования, возвращается в деревню с миноискателем. Дождавшись подходящей погоды, сам находит и отмечает мины, на следующий день сам с подручной помощью разминирует луг. Ему по-настоящему страшно, но там где-то незримо присутсвует его погибший друг и поэтому Левашов, "ввязавшись в это дело", уже не может его бросить. Подробно описано снятие первой мины. Наконец луг разминирован, все счастливы (в каждом доме Левашов желанный гость, в кадре появлется Прекрасная Женщина, ит.д.) - но это потом. Сначала - луг.
Как-то так я себе и представляю это самое "народное единство". Сделать для других что-то очень нужное, что можешь сделать только ты - и только по этой причине, пусть без смертельного риска (мало кому так везёт), но по крайней мере - всегда ведь это время-, трудо-, деньго- затраты...
Хороший знакомый из Барнаула рассказывал, что когда он летом в Быстрянке Алтайского края под наводнением строил с "местными" дамбу на Катуни (так называемая власть в те дни куда-то испарилась; всё сами мужики, сами...а у его жены там родовая усадьба), то приезжали люди на машинах даже с номерами из Кемеровской области (соседней), привозили гравий, сгружали, уезжали, опять приезжали. Так, без какого-либо пафоса.
И вот у меня есть ощущение, что такие действия как-то эстетически несовместимы, например, с хождением в колоннах под черно-оранжевым флагом с агрессивными по отношению к кому-то (совершенно не важно -к кому именно) лозунгами. Не противоречат этому - а именно что эстетически несовместимы. Это "не то единство". Или "не тот народ", тут воображается какой-то другой "народ". Не такой где очень важно сделать что-то существенное для другого. Так вот, в каком "народе" больше чести оказаться?..
мысль вслух,
постсоветское общество и пространство,
европеизм,
Россия - национальный вопрос,
текст