Mar 31, 2012 23:57
Позавчера на семинаре обсуждал со студентами "Исповедь" Блаженного Августина ("книга 1" - один из текстов, который у меня входит в минимум семестрового курса по философии). И вдруг увидел то, чего раньше не видел: это совершенно, насквозь театральный текст. Августин разыгрывает постанвоку под названием "Мольба ко Господу о прощении" примерно так же, как опытный соблазнитель разыгрывает пред труднодоступной барышней историю страстной любви (см. "Соблазн" Жана Бодрияра). Его вопросы, сомнения, постепенное развитие темы - это своеобразный танец, па-де-де с целью привлечь на себя особое внимание Господа.
В европейской философии не так много теаральных произведений, т. е. таких, где читателю предлагается быть зрителем. Философы охотно разыгрывали театр идей (Гегель), но там не на что смотреть. Платоновские диалоги совершенно нетеатральны. Пожалуй, Сёрен Керкегор (вообще исключительный мастер философского текста) был таким сценографом.
И вот, выясняется, что Августин как раз этим и занимался: мол, смотрите, как это делается.
философия,
театральное,
текст